Найти тему
BFM.ru

В Китае начали продавать беспилотные аэротакси. Будут ли их покупать?

Двухместный мультикоптер с запасом хода в несколько десятков километров обойдется в 300 тысяч долларов. Правда, пока непонятно, где на нем летать. Станет ли игрушка массовым видом транспорта?

   VCG/TASS
VCG/TASS

Первым в мире электрическим беспилотным аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой и сертификатом летной годности хвастается китайская EHang. Аппарат с труднопроизносимым названием EH216-S появился в продаже на площадке Taobao, обращает внимание Reuters.

Выглядит модель примерно как дрон с восемью парами винтов, но с кабиной от легкого вертолета посередине и размером шесть на шесть метров. Мультикоптер может полностью автономно переносить двух пассажиров на расстояние до 30 километров. Максимальная скорость заявлена на уровне 135 километров в час, то есть длительность полета не превышает 15 минут. Китайские СМИ называют творение EHang «воздушными такси», но не все так просто. На очевидную проблему указывает гендиректор ассоциации «Аэропорт», член общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев:

Виктор Горбачев гендиректор ассоциации «Аэропорт», член общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта «А куда садиться он будет? Ну, взлетели вы из Сокольников, и вам нужно в район метро «Аэропорт», и где вы собираетесь, на Ленинградском шоссе, что ли, садиться или на проспекте? Или это имеется в виду между городами, населенными пунктами, а не внутри города? Внутри города это совершенно неприменимо, а между городами, значит, должны быть какие-то отдельные площадки, наверное. Мегаполис, как он есть, так и будет, и никуда ты не денешься. Я еще могу поверить в автотакси беспилотные, и то не сейчас. А вот аэротакси — это вообще из области фантастики, мне кажется, так что это несерьезная вещь. Это какое-то обзорное катание. Но это не такси, а туристические какие-то внутренние вещи».

Еще один вопрос касается навигации аэротакси в городском пространстве. Устройство заявлено как беспилотное, но подробной информации о методах управления коптером и его системах, в том числе защищающих его от столкновения со зданием или даже с другим аэротакси, в материалах крупных СМИ нет.

У машины наверняка есть система избегания препятствий, но в теории регулирование воздушного движения должно осуществляться централизованно, как это происходит в пилотируемой авиации. Ждет ли технологию коммерческий успех? Комментирует экс-командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов:

Александр Романов экс-командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов «Для этого нужно дать несколько лет. И тогда я думаю, что спрос будет увеличиваться в прогрессии, потому что, конечно, это выгодно. Сейчас уже техника позволяет выполнять такие полеты. На первых этапах, у нас же, допустим, какие-то вертолеты-такси предлагали, правда, не беспилотные. Ну, вот по МКАД, где быстро летают. Поэтому я думаю, что это перспективно. Жизнь у нас не стоит на месте. Наверное, со временем будут специальные районы, специальные площадки, которые будут позволять. В таком мегаполисе, где очень много современных высотных зданий, где пространство ограниченно, там, наверное, это будет не очень безопасно, но я думаю, что со временем можно продумать всю эту инфраструктуру. Я думаю, что время небольшое пройдет, тогда все это дело будет довольно распространено».

Правда, если речь идет о перелетах по фиксированным маршрутам от площадки к площадке, не вполне понятно, чем именно мультикоптер отличается от вертолетных такси, которые уже функционируют в некоторых мегаполисах.

Еще несколько лет назад в российских СМИ писали о планах «Яндекса» и других компаний наладить сервис в пределах Москвы, мол, «до аэропорта за десять минут». Тем не менее, как пишет китайская Kechuangban Daily, несмотря на внушительный ценник — 2,4 млн юаней, то есть более 300 тысяч долларов, или 30 млн рублей, — первую партию «аэротакси» уже раскупили. А акции EHang с начала марта выросли в полтора раза.