В очередной раз приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Надеюсь, что Вы не устали от моих однообразных исследований города и я могу вновь предложить Вам очередной пост.
На этот раз я обратил своё внимание на бывший доходный дом, построенный в 1913-ом году на участке под номером 56 на набережной реки Фонтанки.
Пятиэтажная постройка, с фасадом, решённым в стиле "Неоклассицизм"!
Как всегда, по традиции, сначала мы осматриваем снаружи внешнее оформление.
Полутораметровый цоколь облицован полированным красным гранитом. Признаться честно, это точно дорого!
Цокольный этаж имеет собственные окна.
Внизу виднеются почти совсем утопленные в землю гранитные отбойные тумбы.
Фасад первого этажа рустован широкими панелями. Оконные проёмы здесь прямоугольной формы.
Сохранившееся на уровне первого этажа подлинное деревянное оконное заполнение с двумя горизонтальными перекладинами.
Представленные на снимке оконные заполнения вероятно так же оригинальные. Все они сверху украшены трёхчастными замковыми камнями. В подоконном пространстве таятся ниши-кессоны.
В правой части лицевого строения широкий оконный проём занят современной рамой.
Единственный парадный вход вписан в полуциркульный проём. Жаль, что входные двери заменены.
Дореволюционная фрамуга в верхней части сохранилась до наших дней.
Декор в виде лавровых фестонов, размещённых в горизонтальной плоскости, украшает её нижнюю часть.
Воротная арка, ведущая во внутренний двор, расположена в углу здания, по левую руку.
Не жаль, а даже обидно, что ворота современной конструкции.
Осмотрим оформление фасада второго этажа. Центральная его часть на уровне 2-го и 3-го этажей занята колоннадой. По бокам постройки архитектором заложены двухэтажные эркеры.
Почти все оконные проёмы заняты современными пластиковыми заполнениями. На втором этаже, между колоннами, расположены балконы с ограждением из кувшиноподобных балясин.
Несколько деревянных рам сохранились ещё со времени постройки здания. В пространстве между 2-м и 3-м этажами размещены рельефные панно на тему “Игры Амура” и “Воспитание”.
Сами 2-х этажные эркеры представляют собой единое целое, оформленные в общей стилистике.
На уровне 4-го этажа эркеры оканчиваются балконами.
Осмотрим убранство на уровне третьего этажа. Средняя часть фасада выделена шестью колоннами ионического ордера.
По виду некоторых проёмов можно сделать предположение, что помещения пустуют уже долгое время.
Нижние три этажа от верхних визуально отделены массивным карнизом.
Осмотрим четвёртый этаж.
Чередуясь через одно, проёмы окон сверху украшены прямыми сандриками и рельефными изображениями Лавровых фестонов.
Просторные оконные проёмы в балконной части эркеров на ярусе четвёртого этажа декорированы гирляндами из лавровых бутонов.
Узкие, в угловой части на уровне 5-го этажа, трёхчастные оконные проёмы.
Они же, но в центральной части здания всё той же прямоугольной формы.
Выше пятого этажа, по всей длине фасада расположен аттик с повышенной центральной частью, декорированный рельефами и картушем в центре. Тематика рельефа - гирлянды, волны Витрувия и щитки в обрамлении из пальмовых ветвей и завитков листьев аканта.
Лицевой, то есть главный фасад, мы с вами осмотрели, уважаемые подписчики. Во второй части поста перейдём к обязательному и признаюсь, самому интересному - изучению истории участка, на котором был построен исследуемый нами дом.
На плане 1738 года на участке от набережной реки Фонтанки до просеки между Невской перспективой и бывшей Большой Загородной дорогой, нынешней улицей Рубинштейна, находился в собственности шталмейстера императорского двора Родиона Михайловича Кошелева. Лицевые постройки расположены со стороны набережной.
На плане 1753 года примерно в этом же месте располагался исследуемый нами участок. Вполне возможно, в данном случае я ошибаюсь. Надеюсь, что нет!
В Сенатском атласе 1798-го года ещё отсутствует как таковой Щербаков переулок и вероятно Татарская слобода, но исследуемый нами участок уже существует.
Первым известным с 1804-го года владельцем исследуемого участка указан подполковник Александр Иванович Фон-Визин. Скончался Александр Иванович в 1819 году.
Текст: В декабре 1784 года. В доме выше означенной Успенской церкви диакона Льва Васильева родися у него дочь Евгеньния крещена в декабре 22 числе воспреемником был секунт маиора Александра Иванова Фанвизин восприемницее была умершаго маиора Василья.
Спустя 5 лет, в 1809 году участок будет реализован и новым хозяином, т.е. хозяйкой будет представлена тайная советница по фамилии Бибикова.
Через 13 лет, в 1822 году, владение всё ещё принадлежит ей.
Из справочника 1824 года узнаём, что тайную советницу Бибикову зовут Анной Васильевной, в девичестве носившей фамилию Ханыковой.
Портрет Анны Васильевны Бибиковой, в девичестве Ханыковой.
Анна Васильевна была замужем за дивизионным командиром во время Отечественной войны 1812 года, тайным советником, действительным камергером Александром Александровичем Бибиковым.
Выдержка из уникальнейшего справочника "Петербургский Некрополь". Бибикова Анна Васильевна скончается в 1826-ом году в возрасте 54 лет.
На плане 1828-го года Все постройки на участке показаны каменными.
До 1836-го года, а может и чуть ранее, в роли очередного домовладельца выступал действительный статский советник, генерал-майор Безобразов. Скорее всего, это Николай Михайлович, как раз женатый на дочери Бибиковых, Александре Александровне. Николай Михайлович скончается в 1839 году.
Его супруга Александра Александровна Безобразова скончается в возрасте 74 лет.
В том же справочнике за 1836-ой год, новым хозяином являлся коллежский асессор Ланской Сергей Иванович.
52-х летний действительный статский советник Сергей Иванович Ланской скончается в 1845-ом году.
План Атласа 13-ти частей Санкт-Петербурга на 1849 год.
После смерти отца участок унаследовали его наследники. Главный дом в те годы был уже каменным и 3-х этажным.
Генеральный план дому бывшему прежде Статского Советника Ланского.
Лицевой фасад построенного на тот момент дома.
Данное строение сохранялось вплоть до самой перестройки в 1913 году. Его скромную часть можно обнаружить на снимке, сделанном в 1912 году.
Фрагмент изображения с интересующим нас домом.
В период 1850-х -1860-х годов наследники действительного статского советника Ланского распродадут отцовское владение, поделив его на участки. Одним из приобретателей в 1862-м году станет некий Лустон.
Справочник 1862 года позволил узнать полные ФИО владельца. Им указан коллежский советник Александр Лаврентьевич Лустон, служивший в Департаменте Герольдии.
Александр Лаврентьевич скончается в 1896-ом году в возрасте 72-х лет.
Примерно через 30 лет, вплоть до 1892 года, семейство Лустонов будет владеть данным участком.
С 1893 года и до 1912-го хозяйство согласно справочникам находится в собственности известного инженера, отставного генерала-майора Евгения Брониславовича Контковского.
Карикатура на Контковского. Нам ли насмехаться? Точно нет. Жаль ,что не удалось обнаружить истинного портрета этого замечательного человека и тем более известного технического специалиста.
В 1912-м году участок со старым домом приобретёт семейство Гавриловых. Мария Александровна в девичестве носила фамилию Коровина.
Её дед Фёдор Иванович торговал в столице коврами, материей и мебелью.
Мария Александровна была замужем за действительным статским советником, гражданским инженером Георгием Спиридоновичем Гавриловым.
Портрет Георгия Спиридоновича Гаврилова.
Георгий Спиридонович спроектирует и построит массивный и роскошный собственный доходный дом на набережной реки Фонтанки, на участке под номером 56, в котором будет проживать с женой Марией Александровной и дочерью Натальей.
Вплоть до самой национализации частной собственности в пределах города, семейство Гавриловых будет владеть участком и домом на набережной реки Фонтанки.
Самое ценное, что в советских справочниках ещё можно проследить записи о Георгие Спиридоновиче. Например в 1923 году он указан инженером, проживающим всё там же на Фонтанке в своём уже бывшем доме.
Справочник "Весь Ленинград" на 1924 год. Инженер Гаврилов Георгий Спиридонович, живёт там же на Фонтанке, в бывшем собственном доходном доме.
Поздний портрет инженера Гаврилова Г.С. Он скончался в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде в возрасте 81 года. Пишу этот пост в том числе и в память этого прекрасного человека и талантливого архитектора.
Познакомившись с историей дома, перед самым осмотром единственной парадной лестницы, заглянем во внутренний двор.
Направляемся к арке.
Вид из арки в сторону набережной. Ох уж эти современные ворота.
Проезд во внутренний двор чересчур просторный.
Проходим дальше!
Обличие фасада главного дома со стороны двора. В пространстве ризалита скрывается главная парадная лестница.
В противоположной стороне от главного дома сохранился старый 3-х этажный флигель.
Боковой флигель со двора.
Взгляд на проездную арку со стороны двора. Интересно, фальшпотолок изначально здесь присутствовал или это современная пристройка.
Ещё одна дворовая с боку пристройка.
Вероятно, но не факт, малоэтажные здания стоят здесь ещё со времён владельца Контковского или вообще предыдущих.
В торцевом флигеле на уровне 1-го этажа размещены ворота.
Современные железные ворота, в помещениях за которыми, ещё до революции, могли храниться автомобили. Здесь точно не было лошадей и конюшен.
Общий вид на двор и его постройки. Жаль, что сегодня нельзя использовать дрон. Вышли бы удивительные кадры сверху.
Некоторые заполнения оконных проёмов квартир со стороны двора сохранились оригинальными.
Они красоты необыкновенной. Эстетика. Даже можно рассмотреть поплывшие от времени стёкла.
Окна, проливающие свет на главную парадную лестницу.
Один из старинных проёмов с подлинной расстекловкой.
Итак, после знакомства с внешним убранством построек, расположенных на участке, пришло время для осмотра парадной лестницы.
Направляемся ко входу.
Внутри нас встречает сохранившаяся настенная деревянная отделка тамбура.
Стеновые панели.
Когда-то в этом отделённом помещении сидел консьерж и благодаря этому, стены не были затронуты ремонтом. По всей площади сохранилась рустовка.
Кадр, сделанный чуть ближе.
Входные двустворчатые двери (оригинал ли?) ведут в парадный вестибюль.
Из тамбура проходим в вестибюль.
Он светлый и просторный.
Вид в сторону будки консьержа и лестницы, ведущей в квартиру первого этажа.
Фото теперь уже гладкой стеновой панели. Согласно сохранившемуся рустованному участку, можно представить как когда-то было оформлено данное пространство.
В верхней части стен, под самым потолком, обнаруживается фриз, с рельефным декором.
Украшение надарочной площади состоит из лавровых фестонов и массивного картуша.
Лестница со следами эксплуатации. Уже второй век ей (лестнцие) пошёл, впрочем как и самом дому.
Вид на тамбур в сторону входа.
Ещё чуть ближе.
Декоративное оформление люнета-полуциркульного оконного проёма.
Фриз, составленный из множества переплетающихся между собой лавровых венков.
Красота!
Но так же стоит обратить внимание на саму лестницу и начать подниматься по ней на верхние этажи.
Узкая дверца, ведущая во двор.
Изящные неоклассические кованные лестничные ограждения.
Вот бы кто из местных жителей помыл или хотя бы обеспылил всю эту изысканную красоту.
Подлинные деревянные изогнутые перила.
Света в парадной более чем достаточно. Для этого служат три больших межэтажных оконных проёма.
Лестничные марши очень комфортные. Шагать по ним удобно, так как высота ступеней не превышает 10 см.
Изящные кованные лестничные ограждения с меандровым декором.
Ковка и клёпки. Украшения в виде лавровых подвесок.
Межэтажные оконные заполнения так же дореволюционные, но со вмешательством советского времени.
Старинные латунные шпингалеты.
Поднимаемся на второй этаж.
Помимо двух входов в квартиры, на каждой площадке присутствуют двери электрической подъёмной машины.
Часть дореволюционных ограждений сохранилась и до наших времён.
Трёхстворчатые квартирные двери.
На одном из полотен сохранилась табличка "Сильницкий А.К.". Сильницкий Александр Константинович (1889 – 1967 гг.) – российский, советский инженер-теплотехник, специалист в области промышленных печей и котельного оборудования, доктор технических наук, профессор. Специалист своего времени, герой нашего времени. Почёт и уважение, не меньше!
Александр Константинович родился в 1889 г. в Петербурге. После окончания гимназии в 1907 г. поступил в Петербургский технологический институт, который окончил в 1913 г. по специальности инженер-теплотехник. По окончании института работал инженером по монтажу механических топок в фирме «Нибо и Ниссен», а с 1915 по 1923 г. – на 1-ой ЛГЭС. В 1919 г. по совместительству - в Гидроторфе. В 1920 г. опубликовал в журнале «Нефтяное и сланцевое хозяйство» (№ 9 – 12) свою статью «Основания расчета и конструирования нефтяных топок с паровыми форсунками» (единственная его статья в этом журнале). С 1921 г. вёл преподавательскую деятельность в ленинградских институтах: сначала в технологическом, затем в политехническом, а с 1943 г. – в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), где по совместительству занял должность заведующего кафедрой «Теплотехника». В 1939 г. был удостоен ученой степени доктора технических наук, в 1940 г. утвержден в ученом звании профессора. С 1956 г. работал в ЛИСИ заведующим кафедрой «Теплотехника», а с 1961 по 1965 г. – заведующим кафедрой «Теплотехника и газоснабжение», затем до 1967 г. – профессор-консультант той же кафедры. Вероятно в квартире до сих пор проживают его родственники.
Поднимаемся на третий этаж.
Вид на вестибюль с межэтажной площадки. Далее убранство будет схожим, однотипным.
На уровне третьего этажа, вероятно у дверей главной квартиры сохранился декор в виде каннелированных пилястр-псевдоколонн.
Жаль только, что дверь современная.
Возникает вопрос, оригинальные ли пилястры.
Или всё-таки новодел?
Следуем на четвёртый этаж.
Дореволюционные и на данный момент повреждённые временем перила.
На квартирной площадке 4-го этажа главные двери современные. Не станем обращать на них внимание.
Обратим внимание на потолочную панель. Здесь нет лепной розетки и какого-нибудь намёка на крюк для люстры.
Вероятно люстра здесь когда-то висела, на средней длины подвеске. При ремонте данное место было заделано.
Вид сверху вниз на лестничный марш.
Напольная цементная двухцветная плитка. Производителя определить не удалось.
Стены парадного вестибюля поделены на панели, ограниченные рамами белого цвета.
Из этих окон открывается неплохой вид на внутренний двор и разбитую часть Толстовского дома.
Не обращайте внимание на их ужасное состояние. Там хоть и действует ТСЖ, но скорее всего товарищество ожидают помощи государства. Хотя это и несправедливо. Раз частная собственность, то и реставрируйте на средства жильцов. Причём здесь налоги? Вы ведь запрещаете доступ на территорию.
Ещё один вид из окна.
Уважаемые друзья, подписчики и гости канала. Наступил момент, когда мне придётся закончить данный пост.
Очень Вас благодарю за Любовь и интерес к Петербургу и тем более к моему каналу.
Бывший доходный дом Гавриловых - роскошный, шикарный, прекрасный, и на первый взгляд очень скромный и не задерживающий на себе взгляда. Но всё меняется, если остановиться и начать более детально осматривать его фасад. Очень вам рекомендую! Благодарю Вас за внимание и до новой встречи!
Если Вы желаете помочь моему каналу финансово, то реквизиты оставляю ниже на изображении. Очень Вам благодарен за любую помощь. Скоро увидимся.