Обычно о травмах мы задумываемся, после прочтения психологической литературы, прослушивания лекций или просмотра фильмов, где фигурирует сам термин “травма”.
На бытовом уровне мы просто сталкиваемся со своим страхом чего-либо. Иногда этот страх осознаваем, иногда нет. Но в основе страха всегда есть травма.
Разберемся откуда они берутся и как их последствия ограничивают наше мышление и свободу действий.
Психологи не лукавят, говоря “все родом из детства”. Действительно, от внутриутробного возраста примерно до 6 лет закладываются все травмы. Происходит это на фоне стрессовых событий.
Первое событие - ядро психотравмы, касается самого раннего возраста, когда младенец или уже ребеночек ощутил какое-то чувство впервые. Причем не обязательно ситуация была устрашающей.
Находясь внутри мамы, можно было ощутить ее тревогу, которая могла быть незначительной. Например, мама опаздывала на автобус, переживала, что останется на улице и могла посетовать, что из-за большого живота, она не может побежать и точно успеть на автобус.
Мама испытала раздражение, тревогу, перенося свою неудачу на ребенка. Что в этот момент мог ощутить малыш? - страх!
“Меня не хотят, меня отвергают, маме без меня лучше.”
Это некое пока не ясное решение.
Далее, в течение первых лет происходит второе, подкрепляющее решение, стрессовое событие, где это чувство ребенок ощущает вновь.
Например, во время прогулки в парке малыш теряется. Когда его находят, мама, со страха, устраивает скандал, говоря:
“Почему ты такой непослушный? Я же сказала от меня не отходить! От тебя одни неприятности! Я вся извелась, разыскивая тебя!”
Что происходит с ребенком? Он видит как недовольна вся семья, может кто-то даже добавит масла в огонь, своими комментариями. Слыша упреки, он укрепляется в старом смутном ощущении страха и принимает ряд различных решений на бессознательном уровне.
Например:
📍меня никто не любит
📍было бы лучше, если бы меня не было
📍от меня одни неприятности
📍нужно быть послушным, чтобы меня любили и тд.
Далее, мозг ребенка будет находить подтверждения именно этим решениям и укрепляться в них еще сильнее, вырабатывая кривую стратегию, где он будет, как ему кажется, избегать своего страха отвержения. На самом же деле, будет его обслуживать.
“Если всегда всем угождать - тебя не будут ругать, а может и полюбят по-настоящему.”
И он становится послушным, отрицая свои чувства и желания.
“Если ни с кем не сближаться сильно и не дружить со сверстниками, они меня не отвергнут.”
И ребенок предпочитает игрушки, гаджеты сверстникам, становясь изгоем.
“Если что-то случилось, что не понравится маме, лучше скрыть это, иначе меня могут прогнать, отвергнуть.”
Он начинает врать по-поводу и без повода, запутываясь во лжи.
“Если об этом все же узнают, то тогда надо “замолить свои грехи”.
Он может стать богобоязненным, молиться по малейшему поводу и развить в себе ОКР.
И так далее.
Стратегия поведения укрепляется и дополняется по мере возникновения того же самого чувства при каких-то событиях.
В следующем посте продолжу расписывать схему укрепления психотравмы.
Напишите в комментариях свои инсайты по теме. Может сейчас вам вспомнились какие-то тяжелые воспоминания из детства, которые круто изменили ваше поведение.