Продолжим рассказ об истории сибирских городов. Сегодня – Красноярск!
К моменту основания Красноярского острога в месте впадения реки Кача в реку Енисей в 1628 году обширная территория Западной Сибири уже была присоединена к Российскому государству.
Острог представлял собой укрепленную территорию окружностью более 191 саженей (около 410 м), со стенами высотой более 3 метров и с пятью башнями – Качинской, Угольной, Быковской, Спасской, Водяной, по 18-20 метров высотой каждая!
Внутри укрепления находились съезжая изба, амбары для государевой казны, хранения хлеба, ясачной пушнины, пороховой погреб, тюрьма и воеводский двор. Казаки первоначально жили в 30 избушках, по одной на каждый десяток.
Через несколько лет после строительства острога территория вокруг Красноярского (или, как его называли в первые годы, Новокачинского) острога была преобразована в уезд, и острог стал уездным центром.
Сначала важнейшей функцией острога была оборона: енисейские киргизы и подчиненные им племена неоднократно нападали на Красноярский острог и расположенные рядом с ним селения.
Из-за постоянной военной угрозы основное население острога долгие годы составляли казаки. Чтобы компенсировать нехватку рабочих рук, правительство отправляло в Красноярск первых ссыльных – тех же казаков, посадских крестьян, стрельцов, приказных людей и пленных.
Пожар!
О страшном пожаре 26 июня 1773 года сведений немного.
Известно, что тот пожар уничтожил почти весь город (с населением около двух тысяч человек). Из 350 обывательских дворов осталось только 30, сгорели крепость и деревянная Преображенская церковь.
Но нет худа без добра. Хотя пожар и уничтожил весь город, он превратил Красноярск в идеальное поле для экспериментов.
Для кардинальной реконструкции из Тобольска в Красноярск был откомандирован «геодезии сержант» Петр Моисеев. Был фактически построен другой город, с регулярной «европейской» планировкой – тот самый исторический центр, который мы видим сегодня: параллельные и перпендикулярные улицы.
Транспортные открытия
В 1895 году в город прибыл первый поезд. И это было настоящее событие – ведь раньше, чтобы на лошадях добраться от Красноярска до Москвы требовалось три месяца!
Тогда же по красноярским улицам прокатились первые велосипедисты.
В 1896 году в Красноярске появляются дилижансы – многоместные крытые повозки, которые ездили по строго определенным маршрутам. Хозяева дилижансов построили на конечных пунктах настоящие остановки, установили четкую плату за проезд и стали постепенно вводить новые маршруты.
Имена
Автор романа «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Радищев был арестован и отправлен в ссылку в Илимский острог, на Ангару. Дважды, по пути туда и обратно, побывал он в Красноярске. В сентябре 1790 года закованного в кандалы писателя повезли в Сибирь. Почти неделю он пробыл в нашем городе. Потом, в 1797 году, уже свободным человеком, Радищев еще раз посетил Красноярск и оставил записи о нем в дневнике «Путешествие из Сибири».
Антон Чехов пробыл в Красноярске всего один день – 28 мая 1890 года. Но и этого дня хватило, чтобы Антон Павлович оставил о городе и его окрестностях несколько восторженных отзывов:
«Красноярск – красивый интеллигентный город; в сравнении перед ним Томск – свинья в ермолке и моветон. Улицы чистые, мощёные, дома каменные, большие, церкви изящны. Я согласился бы жить в Красноярске. Не понимаю, почему здесь излюбленное место для ссылки».
«В своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. ...На этом берегу – Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я жалел, что университет открыт в Томске, а не тут, в Красноярске».
Легендарный исследователь Арктики, норвежский ученый и писатель Фритьоф Нансен посетил Красноярск в 1913 году и провел здесь 3 дня. За это время он совершил несколько поездок по окрестностям города, был в краеведческом музее, присутствовал на футбольном матче в его честь!
Источники: издание «Наш Красноярский край», красноярские-архивы.рф, kraskompas.ru
Коллекция документов, очерков, карт, архивов: prlib.ru/collections/467136