Найти в Дзене
Право на суждение

Право на тишину в СФО

Одной из важнейших потребностей в наши дни является потребность в личном пространстве и спокойствии. Основой личного пространства выступает тишина.

Это право человека на тишину нередко может нарушаться. Шум машин, крики на улице, работа строительной техники – всё это нарушает столь важную для человека тишину.

В данной ситуации человек вынужден отстаивать свои права самостоятельно, ведь государство выделило не так много внимания на столь важную для каждого человека проблему. Государство пытается помочь, принимая различные нормативные акты и применяя санкции в отношении нарушителей. Однако эта помощь может быть недостаточно эффективна.

Право граждан на тишину непосредственно не закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако это право можно вывести из совокупности нескольких конституционных норм. Также данное право поддерживается Европейской конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
-2

Общепринятого федерального закона «о тишине» в данный момент нет. Хотя его законопроект был внесен в Государственную думу еще в 2020 году, он всё еще находится в разработке. Поскольку единого для всех нормативного акта, регулирующего подобный вопрос, не существует, каждый регион сам вводит в законодательство правовые акты, руководящие урегулированием данной проблемы.

В целом, от региона к региону СФО, законы о тишине не имеют колоссального различия между собой: среднее время запрета шума ночью – с 22 до 8 часов. Некоторые регионы лишь вводят разграничение времени между рабочими и выходными днями, а также дают гражданам возможность отдохнуть и днем: в некоторых регионах закон запрещает шуметь с 13 до 14 (иногда 15) часов.

Дела об административных правонарушениях в сфере защиты права на тишину рассматриваются судами общей юрисдикции. Основной санкцией, назначаемой нарушителям спокойствия, является штраф, однако, кроме того, что нарушителя можно привлечь к административной ответственности, каждый человек вправе требовать денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб.

-3

Из анализа рассмотренной судебной практики можно вывести, что защита данного права имеет сложность в доказывании. Для того, чтобы доказать сам факт нарушения тишины, его нужно зафиксировать любыми средствами: диктофоном, видеокамерой, телефоном; показания свидетелей, порой, слабо принимаются во внимание в таких делах.

Для наказания в виде административного штрафа этих улик будет достаточно, но для доказывания иска о компенсации морального вреда доказательств нужно больше. Потребуется предоставить доказательства того, что психологические травмы получены потерпевшим именно в результате данного действия, а не другого. Также можно констатировать факт того, что Вы страдаете хроническим или иным заболеванием, которое могло начать или начало прогрессировать в результате длительного шумового воздействия.

Выводы, пожелания, замечания

Наказание нарушителям спокойствия в виде административного штрафа весьма соответствующее возмездие, однако, по моему мнению, - несоразмерное.

По моему мнению, государству следует либо упростить процедуру доказывания фактов по делам о возмещении морального вреда, полученного в результате воздействия шума, либо увеличить сумму штрафа для подобного рода нарушений.

Однако нужно понимать, что изменение законодательства в данном вопросе нужно проводить крайне осторожно. Последствием, например, упрощения доказывания этой проблемы может стать увеличение возбуждаемых дел о возмещении ущерба по данному факту в разы, что, несомненно, повлечет за собой, и увеличение загруженности судов, и протесты людей, которых теперь можно будет гораздо проще привлечь к ответственности по данному факту за самые незначительные нарушения.

Эффективнее всего может подействовать увеличение штрафа за подобное правонарушение. Поскольку желающих платить штраф в 2 или 2,5 раза выше чем существующий будет гораздо меньше, следовательно и источников шума станет в разы меньше.

В целом также можно отметить, что далеко не все граждане осознают, что за данное правонарушение последует какое-либо наказание. В связи с этим перед государством встает новая задача – обеспечение мер предупреждения нарушений данного права. Она заключается в разъяснении гражданам основных аспектов права на тишину и покой.

PS: Статья составлена на основе действующих нормативно-правовых актов и содержит мнение автора, являющееся его личным оценочным суждением.

by: Evin