Найти тему

Xmal Deutschland: Игра по фану

«У нас была солидарность друг с другом». Xmal Deutschland. Фотография: Ильза Рупперт
«У нас была солидарность друг с другом». Xmal Deutschland. Фотография: Ильза Рупперт

Рожденные в Гамбурге в начале 80-х, немецкие пионерки готики, они стали любимцами дарк-дискотек. Выпустив сборник синглов, музыканты вспоминают свой шок от встречи с тэтчеровской Британией — и сексистских циников, которые их недооценили

Грейс Скотт, The Guardian

Аня Хуве поняла, что в жизни Xmal Deutschland все должно измениться в 1982 году, когда они выступали на концерте перед Cocteau Twins. До этого момента группа была творческим экспериментом, придуманным пятью женщинами на небольшой, но продуктивной панк-сцене Гамбурга. Теперь, когда группа отправилась в турне по Великобритании и недавно подписала контракт с 4AD, казалось, что этот эксперимент может стать феноменом.

«Я хотела быть частью группы, но не совсем главной», — вспоминает вокалистка Аня Хуве. — «Когда у нас был первый концерт с Cocteau Twins, я поняла: это может стать чем-то для меня».

Лондонская публика, возможно, тоже занималась умственной гимнастикой. Xmal Deutschland не были такими уж прозрачными и воздушными как Cocteau Twins; их песни были мрачными, агрессивными, быстрыми и исполнялись на немецком языке. «Они просто смотрели на нас и не знали, что сказать», — вспоминает Хуве. — «Для них я была как инопланетянка».

Внеземное качество, казалось, преследовало Xmal Deutschland, у которых в этом месяце вышел сборник ранних синглов, выпущенных на протяжении всей их карьеры. Группа создавала образ, который нелегко забыть: пять женщин во всем черном (хотя изменения в составе с течением времени привели к появлению в группе Вольфганга Эллерброка и Питера Беллендира) с браслетами с заклепками и огромными начесами платинового, черного и неоново-розового цвета. Хуве возглавила группу, используя арсенал авангардных поз и жестов, достойных звезды немого кино. Это не совсем арт-панки и не представители новой волны, группа играла в угрюмом и ритмичном стиле, который сделал их пионерами тогда еще безымянного жанра: готики.

Early Singles (1981-1982)

Если не считать гитаристки Мануэлы Рикерс, которая раньше играла в другой группе, Хуве, барабанщица Каро Мэй, басистка Рита Саймон и клавишница Фиона Зангстер основали группу с нулевым опытом. «Мы едва могли играть», — говорит Хуве. — «Но у нас были парни, у которых были инструменты и которые играли в группах. И мы подумали, что вот он, путь DIY, мы тоже можем это сделать».

Хуве увидела выступление групп Clash and The Slits в лондонском Lyceum Ballroom в 1978 году, вернулась в Гамбург, отрезала свои длинные светлые волосы и начала работать в местном магазине панк-музыки Rip Off. Именно там она познакомилась с коллегами-гамбургскими музыкантами Моной Мур и Марком Чунгом, которые играли в группе Моны, а также с Abwärts и Einstürzende Neubauten. «Мы мгновенно подружились», — вспоминает Мур. — «У нас была солидарность друг с другом».

Они переехали в бывший офис журнала: «Там тоже жили музыканты из Einstürzende Neubauten, Кристиана Ф., Мона и несколько парней, которые рулили магазином пластинок», — говорит Хьюве. — «Мы были как сообщество». В отличие от более крупной берлинской панк-сцены, Гамбург был меньше и сплоченнее. «Мы тусовались вместе, вместе работали и общались в кино и искусстве — так называемая новая волна».

Когда в 1980 году стартовала группа Xmal Deutschland, вокалистом должна была стать Саймон. Они пошли записывать свой первый сингл, но она не пришла. «Все посмотрели на меня и сказали: "Теперь твоя очередь"», — говорит Хуве. Один из ранних синглов, «Incubus Succubus», выделялся на фоне остальных — со злым смехом, синтезированными завываниями и мрачным скандирующим вокалом Хуве, он был поддержан Джоном Пилом в его радиошоу и стал культовой классикой пост-панка.

Группа тусовалась в квартире Хуве, когда в комнату заглянул Александр Хаке из Einstürzende Neubauten. «Вы звучите так по-британски», — вспоминает Хуве. — «Почему бы вам просто не заключить контракт на запись в Британии? Есть звукозаписывающая компания 4AD, вам следует связаться с ними».

Они поехали в Лондон, подписали контракт и обнаружили, что панк-сцена города сильно отличается от их гамбургского микрокосма. «[Западная] Германия в те дни была очень богатой страной», — говорит Хуве. — «Но Британия была другой, она была в довольно запущенном состоянии. Все музыканты, которых я знала в Лондоне, приехали с севера, например, из Лидса, Манчестера, Шотландии. Они просто уехали, потому что там было плохо». Хуве говорит, что у них в Германии не было много денег, они могли покупать еду и одежду, выходить в свет и создавать музыку без коммерческих притязаний. «Британские группы отчаянно пытались выбраться из ситуации. Так что их гораздо больше интересовало написание музыки, на которой они могли бы хотя бы немного подзаработать».

Вскоре вышли два хорошо принятых альбома с 4AD: «Fetisch» 1983 года и «Tocsin» 1984 года. Оба альбома продемонстрировали более утонченное, мрачное и захватывающее звучание, а «Tocsin» включал перезапись «Incubus Succubus», которая стала основной на танцполе лондонского готического клуба Bat Cave. Не то чтобы они когда-либо туда ходили. «Мы не считали себя готами», — говорит Хьюве. — «Нам нравилась эта мрачная музыка — мы очень увлекались Psychedelic Furs, Bauhaus, The Cure — но готика появилась чуть позже. С другой стороны, у Фионы, шотландки и самой младшей в группе, повсюду были эти маленькие летучие мыши, она была одета в черное и выглядела как привидение. Черно-синие волосы. Для меня она была как самый первый гот».

Хотя Хуве знает, что Xmal Deutschland на протяжении многих лет ассоциировалась с этой субкультурой, сегодня она не чувствует к ней особой близости. «Сейчас все по-другому», — говорит она. — «Это очень коммерциализировано, особенно в Германии. У вас есть такие большие мероприятия, на которые приходят тысячи людей; это действительно денежная машина».

«Для нас это было вполне естественно»… Мона Мур (слева) и Аня Хуве из Xmal Deutschland. Фотография: Ян Рипофф
«Для нас это было вполне естественно»… Мона Мур (слева) и Аня Хуве из Xmal Deutschland. Фотография: Ян Рипофф

Группа покинула 4AD после «Tocsin», решив поискать мейджор-лейбл. Альбом «Viva» вышел на Phonogram в 1987 году, и, несмотря на турне с Stranglers, группа так и не набрала оборотов среди других групп с похожим, хотя и более попсовым, звучанием. «Конкуренция становилась все сильнее», — говорит Хуве. — «На Phonogram с нами были Mission, All About Eve и все те же ребята из отдела артистов и репертуара. И они составляли графики, а мы — нет».

Их последний альбом «Devils» был выпущен в 1989 году, а в следующем году группа официально распалась. Хуве говорит, что их сильные личности, возможно, помешали более широкому успеху. «Мы никого и никогда не слушали, мы просто были довольны собой», — говорит она. — «Мы сделали это просто для развлечения. Мы подошли к моменту, когда нужно было, чтобы кто-то сказал нам: "Ребята, это работа. И от вас зависит множество людей, поэтому, пожалуйста, выслушайте нас". Но там никого не было».

В 90-е годы Хуве отошла от музыки и занялась телевещанием и изобразительным искусством. Вдохновение вновь посетило ее только в 2020 году, когда поклонник попросил ее добавить вокал в оригинальный трек. Хуве понравилась песня, и она попробовала, отправив результат своей старой подруге Мур, чтобы получить еще одно мнение. Это послужило катализатором для всего альбома. «Аня — человек, который должен быть на 110% убежден и вдохновлен тем, что она делает, и я то же самое», — говорит Мур. Альбом под названием «Codes» стал первым релизом Хуве как сольной исполнительницы. По тональности это гораздо более индустриальная и синтезаторная работа, чем у Xmal Deutschland (хотя на гитаре играет Рикерс).

Хуве вспоминает циников, которые полагали, что Xmal Deutschland заключили сделку в Лондоне, за счет того что они были исключительно женской группой. Она признает, что «это было уникально. Но для нас это было вполне естественно, мы все были друзьями, нам было все равно. Конечно, всегда находились парни, которые говорили что-то вроде: "Посмотрим, как они на самом деле умеют играть…" Но мы подумали, что просто попробуем, будем громкими и агрессивными. Мы им покажем».

Xmal Deutschland - «Early Singles» (1981-1982) и Anja Huwe - «Codes» сейчас доступны на Sacred Bones Records