Найти тему

Страхи родителей при переводе ребенка на семейное обучение. Психологические проблемы онлайн образования.

Оглавление

freepik.com
freepik.com

Вообще я поставила бы психологические проблемы на первое место, но как-то так повелось, что учебные проблемы школьника важнее личных проблем.

Страх 1: Онлайн образование не дает навыка отстаивать свое мнение, умения общаться с теми, кто спорит, или даже хамит, пытается унизить и т.д. То есть не формируется навык отстаивания личных границ при столкновении с не всегда доброжелательным обществом.

Ответ: О, это вообще главный навык в жизни, я считаю. Я бы сделала это главным предметом изучения. Но этому редко учат дома родители. И этому не учат и в школе.Там это происходит, скорее, стихийно и вынужденно, захочешь выжить – научишься как-нибудь. И все пытаются по-разному: кому-то нравится показать свою силу и кулаки, кто послабее – учится приспосабливаться, кто не может приспособиться или не хочет быть как все – уходит в одиночество. Или на семейное обучение.

Да, онлайн образование устраняет неприятную сторону пребывания в разношерстном коллективе. Поэтому навыку отстаивания личных границ надо обязательно учить. Читать психологические книги вместе с ребенком, слушать подкасты про это. Мы, например, с моей дочерью перечитали уже пару книг по по детской психологии и читаем сейчас Михаила Лабковского “Хочу и буду. 6 правил счастливой жизни.” Обсуждаем прочитанное, учимся применять на практике. Это очень интересно! И я надеюсь, что это поможет Софии в жизни, потому что она ну очень чувствительная, эмпат сотого уровня, просто "человек без кожи". Все очень чутко воспринимает и сильно переживает.

Что же касается окружающего мира, то он ведь никуда не делся. Да, дочь не посещает общеобразовательную школу, но у нее есть друзья, она ходит в танцевальный кружок, в магазины в конце концов, ездит в общественном транспорте. Социализации предостаточно. И ситуации, в которых не понятно, как поступить, тоже происходят.

Мне пришлось объяснить своей дочери, что далеко не все взрослые умны и порядочны и что окружающих людей, особенно взрослых, уже не переделаешь. Их эмоции, их уровень воспитанности– это их дело. Твое дело – не впускать в себя их негатив. “Здесь могут низко поступить. Унизить нас они не могут!”-- не знаю, чьи это прекрасные строки.

И еще стараюсь донести, что все равно мир прекрасен!

Кстати, в нашей интернет-школе есть курс психологии для детей, именно для выработки так называемых “софт-скиллз”, то есть навыков сопереживать, отстаивать личные границы, общаться не токсично, поднимать самооценку и так далее. Про это я еще напишу потом.

Страх 2: Нет навыка заставлять себя делать то, что необходимо в данный момент.

Ответ: Эх, это наша боль. Это то, чему мы никак не можем научиться. Режим дня никак не установится, ложимся поздно, встаем поздно, раскачиваемся до обеда, до танцев не всегда успеваем прослушать все уроки и сделать домашку, все переносится на вечер, а вечером уже хочется отдохнуть и так далее…

Я читала, что мозг стремится к наименьшему расходу энергии и чтобы что-то делать, надо себя преодолевать. Когда ты ходишь в школу или на работу, то волей-неволей подстраиваешься под режим. Но если ты фрилансер или школьник на семейном обучении – тут нужно прямо очень постараться, чтобы заставить себя поработать. Это не всегда получается и у взрослых людей. Это умение мы не можем выработать уже пол года. И моя вина в этом есть, конечно.

Я сама ложусь и встаю поздно, и долго раскачиваюсь, поскольку стопроцентная сова, все дела переношу на вечер. Я понимаю, что основой воспитания ребенка является личный пример, но вставать рано утром я не соглашусь. Будем искать компромисс: может быть,подъем в районе часов девяти утра, а возможно, перенесем занятия на вечер, ну а что? У меня, например, голова лучше варит вечером. Но с совсем поздними укладываниями надо заканчивать, конечно. Нам обеим.

Страх 3: Как будет с навыком самостоятельного планирования своего будущего,или “никогда не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра.”

Ответ: Вот тут как раз семейное обучение даст фору традиционной школе! Один из важнейших навыков вырабатывается сам собой, потому что ты сам решаешь, когда заниматься, какие уроки делать сейчас, какие завтра, какие утром, какие вечером. Может, сегодня что-то сделать на завтра, потому что завтра секция? Или начинать проходить по два учебных дня за один, потому что предстоит поездка? В традиционной школе так не получится.

У нас это тоже происходит естественно, само. Сначала мы страшно обрадовались свободе и накопили долгов, а в конце четверти получили неаттестацию по нескольким предметам. Потом мы боялись что-то сделать неправильно и строго следовали расписанию. Потом поняли, что удобнее лично для нас компоновать уроки по-другому (подсказала девочка из интернет сообщества нашей онлайн школы, с которой дочь познакомилась в чате и подружилась). Пробуем так. Попутно София сама уже смотрит, что сегодня можно сделать для завтра, чтобы облегчить себе жизнь. Или наоборот, что можно не делать и перенести, если сильно устала или плохое самочувствие.

Страх 4: Я боялась, что она будет скучать по общению и по одноклассникам.

Чудесный новогодний подарок своими руками от подруги по интернет-школе Лизы. Спасибо, Лиза!
Чудесный новогодний подарок своими руками от подруги по интернет-школе Лизы. Спасибо, Лиза!

Поначалу она совсем не скучала, и даже смеялась над моими страхами. Говорила, что будет очень счастлива никого из школы не видеть. Но с течением времени все плохое забывается, в памяти остаются какие-то веселые и хорошие моменты, поздравления с праздниками или школьный новый год.

Недавно она призналась, что вспоминает такие моменты и тогда немного скучает. Как ни крути, одного интернет-общения мало, хотя и у обычных школьников на 90% все общение сейчас в соцсетях.

Так что нашли с ней танцевальную секцию, с хорошим детским коллективом, во главе с увлеченным педагогом.

В интернет-школах, в том числе и в нашей, есть чаты для общения учеников, совместные онлайн-мероприятия, тематические вебинары, можно найти своих виртуальных одноклассников в своем городе и в других городах.

София, например, познакомилась в чате с девочкой Лизой из Краснодара, завязалась переписка и даже состоялся обмен по почте очень милыми подарками на Новый год! Еще Лиза дает ей советы, например, как лучше спланировать свое расписание. В июне она приезжает в Москву, поедем знакомиться оффлайн!

Страх 5. Что все узнают, что ты ушла из школы на семейное обучение.

Да-да, есть у Софии и такой страх. Поэтому в не очень близких кругах она это не афиширует, дабы избежать удивленных глаз, возгласов, подозрительных вопросов типа :”Ты чем-то больна?” и вообще непонимания. Это тоже новый опыт в ее возрасте – быть не такой, как все. И в этом возрасте это трудно, как ни объясняй про свой путь, принятие своих решений в своей жизни, без оглядки на устоявшееся мнение большинства. Ну и про то, что не нужно обращать внимания на негатив.

И это испытание я считаю полезным опытом в жизни. Хочу, чтобы дочь не боялась принимать собственные решения, даже если окружающие удивятся.

Напишу потом отдельно статью про реакцию окружающих. Почитала на форумах, оказалось, не мы одни такие. Полегчало. Вообще, интернет-сообщество единомышленников очень помогает.

А есть ли у вас страхи, связанные с образованием вашего ребенка? Как вы их преодолеваете? Что думаете про семейное обучение и интернет-школы? Пишите, интересно будет почитать!