Дорогие мои читатели, давайте вспомним сегодня талантливого русского художника 19 века Иллариона Михайловича Прянишникова.
Илларион Прянишников — выходец из небогатой купеческой семьи, появился на свет 20 марта 1840 г. в Калужской губернии. Обожавший сына отец хотел видеть его продолжателем семейного торгового дела.
Мальчик же с юных лет увлекался рисованием и в 1852 г. уехал в Москву, чтобы учиться живописи. Однако после года занятий из-за недостатка средств Илларион был вынужден прервать образование и пойти работать в купеческую лавку. Только в 1856 г. он смог продолжить учебу.
В училище юноша подружился с Василием Перовым, с которым провел вместе лето 1862 года в Троице-Сергиевой лавре.
В финальный год обучения Прянишников написал произведение «Шутники. Гостиный двор в Москве», которое сделало его известным.
В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, то есть купцов, имеющих магазины в гостином дворе, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства.
На первую выставку передвижников Илларион представляет две свои картины, написанные в 1871 году на актуальные темы: «Погорелые» и «Порожняки»:
В те годы как раз начиналось массовое "хождение в народ" радикальной революционной молодёжи. На картине "не по сезону" одетый молодой человек, всё имущество которого лишь узелок и связка книг, зябко съежился на крестьянском возу, возможно семинарист или студент, едущий с попутными порожняками в свое глухое селение.
Молодая женщина, видимо, нашедшая место прислуги в городе, получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает её жизнь, до боли близкая и понятная.
Илларион Прянишников хорошо знакомый с миром простых людей, в своих картинах сосредотачивал внимание не на житейских невзгодах героев, а на разнообразии характеров и темпераментов простых людей.
Картина Прянишникова «На тяге» (1881) изображает нетерпеливое, страстное ожидание охотника, который застыл среди голого весеннего леса с не сошедшим еще снегом и, подняв голову, чутко прислушивается, не раздастся ли долгожданный шум крыльев.
На городской окраине по колено в мутной речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. День выдался ненастный. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Но этому человеку важен даже не улов, а сам процесс ужения. Мягкая ирония художника заставляет проникнуться сочувствием к этой неуемной, безоглядной рыболовной страсти.
Молодая женщина безропотно выполняет роль «наглядного пособия" для начинающего художника, в мастерской которого стоит жуткий холод. Она терпеливо позирует художнику и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова.
Чрезвычайно красивой юной девушке из обедневшей дворянской семьи, удалось найти очень богатого жениха при помощи свахи. На картине мы видим утро перед свадьбой. Жених прислал за невестой карету и лакея, и теперь все ждут появления ша'фера, который поедет с ней в церковь. Сваха чувствует себя свободно и развлекается беседой. Отец невесты в восторге от происходящего и испытывает огромную благодарность к свахе. Мать, напротив, больше думает о неблагоприятных аспектах неравного брака и выглядит встревоженной. Невеста же не знает, что и думать, и находится в прострации. Впрочем, никто и не ожидает от невесты выражения собственного мнения.
Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.
Картина "Любитель» (1867), показывает убогость духовного мира одного из представителей «высших классов». На картине изображен известный московский богач и меценат Н. Медынцев. Художник показал его в обстановке богатого кабинета, раскрыв при этом вкусы и интересы героя картины. Застывшая на губах нечистоплотная улыбка, жест правой руки позволяют понять, что «любитель» погружен в созерцание картины весьма фривольного содержания. Акцентируя это, Прянишников помещает на стене подобную же картину, для большей выразительности показывает только часть ее — обнаженную грудь красавицы и край золоченой рамы. Художник выделяет светом лицо и тонкие, унизанные кольцами пальцы рук «любителя». Отвратительна физиономия, обрамленная тщательно напомаженными волосами, кокетливый шелковый малиновый халат и ночные туфли на каблуках — весь облик старого ловеласа вызывает чувство неприязни и брезгливости.
Камерную картину «У тихой пристани» Прянишникова, отличает не только реалистичность подмеченной ситуации – в ней много печального юмора и жизненной правды.
пожилой чиновник, после трудового дня, улегся на ночь в постель и перед сном читает ведомости; рядом его жена приготовляется ложиться спать».
Критики находили нечто неприличное в этом безобидном сюжете даже в 1950-е годы.
Картина изображает бытовую сцену в интерьере. В глубине - кровать со смятой простыней, на которой сидит мужчина в черном фраке и цилиндре. Он закуривает папиросу. Напротив стоит молодая жена в розовом пеньюары, за ней - люлька с малышом, покрытая белой занавеской. Понятно, что под утро домой явился муж в нетрезвом состоянии и без гроша в кармане, опять проигрался в казино. На него с упреком смотрит жена, понимая всю безнадежность её жизни.
Я думаю пора уже вернутся к биографии художника.
С 1873 года практически до конца жизни мастер преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Архипов, Богданов-Бельский, Жуковский, Иванов, Корин, Коровин, Лебедев и многие другие. Константин Коровин вспоминал о своем отношении к «высокому, худому, со светлыми соколиными глазами» учителю:
«Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком... Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы... Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».
В конце 1893 г. он стал действительным членом Академии художеств. К этому времени мастер уже несколько лет был болен туберкулезом, и 12 марта 1894 года его не стало.
Посмотрите другие, не менее интересные картины художника:
Получилось длинно, но надеюсь интересно 🤔😇❤
Пишите друзья, жду ваших впечатлений.