Трижды Герой: 33 факта об Александре Покрышкине

2,8K прочитали

Среди любителей военной истории трудно найти человека, не слышавшего ничего об Александре Ивановиче Покрышкине. В историю он вошел как один из самых результативных пилотов-истребителей среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, сбив 59 вражеских самолета лично и 6 в коллективном бою. В нашем музее посетители могут увидеть его государственные награды (советские и иностранные), личные вещи, документы и многое другое. Значительная часть предметов была передана вдовой маршала – Марией Кузьминичной Покрышкиной, которая была большим другом музея.

Сегодня мы подготовили подборку исторических фактов об этом выдающемся человеке.

Среди любителей военной истории трудно найти человека, не слышавшего ничего об Александре Ивановиче Покрышкине.

1. Будущий героический летчик родился 19 марта 1913 года в городе Ново-Николаевске Томской губернии (современный Новосибирск) в семье фабричного рабочего.

2. У Александра было четверо братьев и сестра.

3. В годы НЭПа отец Саши занимался торговлей, за что в 1929 году был лишен избирательных прав.

4. После окончания семилетней школы два года Александр работал кровельщиком.

5. В 1932 году по комсомольской путевке был направлен в авиационное училище. Однако его первоначальная специальность – авиатехник.

6. 39 рапортов Покрышкина о направлении в лётную авиашколу остались без удовлетворения.

7. Зимой 1938 года всего за 17 дней будущий ас прошел годичную программу гражданского пилота в Краснодарском аэроклубе.

8. В ноябре 1939 года Александр Покрышкин с отличием окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова.

Фрагмент экспозиции ЦМВС РФ, посвященный А.И. Покрышкину. Зал Победы (№18).
Фрагмент экспозиции ЦМВС РФ, посвященный А.И. Покрышкину. Зал Победы (№18).

9. Служба Покрышкина в качестве летчика началась в 55-м истребительном авиационном полку в Кировограде (современный город Кропивницкий, Украина).

10. Весной 1941 года Покрышкин освоил самолет МиГ-3, на котором вступил в бои Великой Отечественной войны.

11. Первая воздушная схватка Покрышкина закончилась печально: 22 июня 1941 года по недоразумению он подбил советский сверхсекретный лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Это могло стоить ему не только карьеры, но и военного трибунала. Тогда в суматохе и хаосе первого дня войны делу не стали придавать широкую огласку, и всё списали на повышенную засекреченность, из-за которой летчики просто не знали силуэты новых машин. Об этом случае Покрышкин написал в своей книге "Небо войны" (М: Воениздат. 1980).

12. Первый немецкий самолет старший лейтенант Покрышкин сбил 26 июня 1941 года.

13. 3 июля 1941 года Покрышкин был сбит за линией фронта, но спустя 4 дня сумел выйти в расположение Красной Армии.

14. В конце 1941 года в исключительно сложных погодных условиях он сумел определить местонахождение танков командующего 1-й танковой группы генерал-полковника Эвальда фон Клейста. Эта информация позволила советским войскам одержать победу в Ростовской наступательной операции в декабре 1941 года. Покрышкин был удостоен ордена Ленина.

15. В 1942 году Покрышкин освоил поставлявшийся по ленд-лизу американский истребитель «P-39N Аэрокобра».

16. Бортовым номером самолета Покрышкина был «100», а позывной – «белая сотка».

Среди любителей военной истории трудно найти человека, не слышавшего ничего об Александре Ивановиче Покрышкине.-3

17. Во время воздушного сражения над Кубанью Покрышкин применил техническое усовершенствование - все вооружение своего самолета перевел на одну гашетку. Иными словами, пилот мог одновременно производить выстрелы из всех видов вооружения своего самолета.

18. В боях над Кубанью Александр Иванович активно применял боевой прием, ставший известным как «кубанская этажерка» - патрулирующая восьмерка наших истребителей делилась на ударную и прикрывающую группы. Шесть самолетов поднимались на высоту в 2 – 2,5 км, их задачей было сбивать немецкие бомбардировщики. Верхняя пара, находившаяся на трехкилометровой высоте, нацеливалась на уничтожение истребителей Люфтваффе. Впоследствии для прикрытия выделялись уже по 2 – 3 пары самолетов, обеспечивавших работу истребителей-«ударников».

19. В Кубанских боях асу достался борт под №13. Эта чертова дюжина принесла Покрышкину 30 сбитых самолетов противника и две Золотые звезды Героя Советского Союза.

20. В феврале 1944 года Покрышкину предложили в Москве генеральскую должность в Главном штабе ВВС РККА. Однако Александр Иванович предпочел вернуться на фронт.

21. 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён медалью «Золотая Звезда Героя Советского Союза» в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в нашей стране.

22. В феврале 1945 года Покрышкин принял решение организовать аэродром на автостраде с твёрдым покрытием. Первое испытание необычного аэродрома он произвёл лично.

23. Последний боевой вылет Александр Покрышкин выполнил 30 апреля 1945 года.

24. Покрышкин начал войну старшим лейтенантом в должности заместителя командира эскадрильи. Закончил он ее полковником и командиром авиационной дивизии.

25. За годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев.

С.Н. Присекин «Летчик-истребитель А.И. Покрышкиин» (холст, масло). Из коллекции ЦМВС РФ.
С.Н. Присекин «Летчик-истребитель А.И. Покрышкиин» (холст, масло). Из коллекции ЦМВС РФ.

26. В 1948 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе.

27. Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только в августе 1953 года.

28. В послевоенное время Покрышкин служил в войсках ПВО, пройдя путь от командира корпуса до заместителя Главнокомандующего Войсками ПВО страны.

29. Александр Иванович написал несколько книг мемуарного жанра о Великой Отечественной войне. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

30. В 1972 году А.И. Покрышкину было присвоено звание маршала авиации.

31. В американском журнале «Правдивые комиксы», посвященном Второй мировой войне, Покрышкин был выведен под псевдонимом «Ястреб небес».

32. Скончался прославленный летчик 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

33. Именем маршала Покрышкина названа малая планета, остров на Дальнем Востоке, станция Новосибирского метрополитена.

Среди любителей военной истории трудно найти человека, не слышавшего ничего об Александре Ивановиче Покрышкине.-5