Кастомные и коробочные программные решения

Уход основных игроков ИТ с российского рынка: SAP, Oracle, Microsoft, Cisco, IBM, SalesForce, SAS, Acronics, Citrix, Autodesk и других, освободил нишу бизнес-процессов предприятия, автоматизацией которых не занимался или занимался не в полном объеме ни один отечественный вендор. Период господствования западных программных продуктов практически свел на нет крупномасштабные проекты кастомных разработок, надолго прививший привычку у большинства специалистов из области ИТ внедрять и применять коробочные программные продукты. На смену ушедшим вендорам фактически можно противопоставить только 1-2 отечественных производителей программных продуктов, ориентированных на автоматизацию крупных предприятий: 1С и Галактика, оба из которых предлагают коробочные ERP-решения. Действительно ли коробочные решения, а не кастомные разработки разумнее и выгоднее имплементировать на предприятиях? Разрешением этого вопроса мы займемся в данной статье. Для начала введем основные термины и определения, которыми мы будем пользоваться на протяжении всей статьи [1].

Определение 1. Кастомная разработка – программная разработка, реализованная «с нуля» под конкретные потребности заказчика. Например, сайты Госуслуги, Госзакупки и др.

Определение 2. Коробочное программное решение – программный продукт для общего пользования, в котором собраны наиболее часто используемые функции для решения типовых задач и бизнес-процессов. Примерами служат программные решения 1С ERP, 1C ЗУП, SAP ERP, SAP EWM и др.

Следует отметить, что любое коробочное решение – это в большинстве своем продолжение изначальной кастомной разработки. Сперва реализуется кастомная программа у заказчика или совместно с ним, а далее итоги работы тиражируются в виде коробочной программы. Таблица №1 содержит преимущества и недостатки как кастомных разработок, так и коробочных программных решений. Следуя определению кастомной разработки, в проектах их имплементации нет необходимости в реинжиниринге бизнес-процессов, так как заказчик сам диктует требования и согласует способы их реализации. Разработанный программный продукт в этом случае целиком и полностью принадлежит заказчику, владеющим правом интеллектуальной собственности. По этой причине заказчик может распоряжаться реализованной программной, например, продать ее иным предприятиям, как готовый программный продукт или услугу SaaS (Solution as a Service). Еще одним преимуществом кастомной разработки является то, что как таковых затрат на абонентскую плату или лицензии отсутствуют, в виду того, что интеллектуальные права принадлежат самому заказчику, что представляется как долгосрочная экономия. Наряду с плюсами, кастомные разработки имеют и очевидные недостатки. Во-первых, сроки разработки масштабного программного продукта довольно продолжительны. Да, можно воспользоваться гибкими методологиями разработки, однако они не сокращают сроки, а позволяют получить раньше часть программного продукта для использования и формирования обратной связи. Представьте, компании 1С и SAP, как и прочие, годами и десятилетиями разрабатывают свои системы автоматизации, совершенствуют их, адаптируют под законодательную базу, накапливают пользовательский опыт. Получить программный продукт со схожими показателями качества и функционала в короткие сроки кажется задачей труднодостижимой. Во-вторых, как следствие высоких сроков имплементации – невозможность получения выгод от применения продукта до тех пор, пока продукт не будет полностью реализован. В-третьих, опять же, как итог длительных сроков разработки, высокая стоимость проекта внедрения: продумывание архитектуры решения (техническая, процессная, данных и интеграции, приложений и др.) и ее реализация полностью ложится на плечи проектной команды. В-четвертых, в случае затянутых сроков разработки можно столкнуться устареванием технологий, что фактически обнулит продукт. И, наконец, в-пятых, чем уникальнее и специфичнее продукт, тем меньше специалистов, знакомых с ним, доступно на рынке найма. Таким образом, новых конечных пользователей всегда нужно будет дообучать, а ИТ-специалисты, поддерживающие текущее решение, будут слабым звеном цепи: их уход станет катастрофой для предприятия.

Преимущества и недостатки коробочных программных решений прямо противоположны кастомным разработкам. Программный продукт, реализованный и апробированный на предприятиях заказчика имеет несомненно меньшие трудозатраты, сроки и стоимость внедрения. Совокупная стоимость владения подобных продуктов, то есть затраты, понесенные от этапа бизнес-кейса до промышленной эксплуатации, значительно ниже по сравнению с проектами кастомных разработок. Коробочные программные решения ориентированы на широкую аудиторию как следствие продукт обсуждаем на рынке, и вы можете получить отзывы о нем, найти специалистов, кто ранее пользовался данным решением. Подобные продукты неминуемо обновляются, чтобы включать все больший и больший функционал, как то: интеграция со смежными системами, изменения в нормативных документах, законах и прочее. Любое коробочное решение представляет собой фигурально среднюю температуру по палате, то есть является обобщенным. Поэтому, наличие функционала, который не требуется какому-либо заказчику, но за который он должен платить и наоборот, необходимость доработки решения под клиента, являются очевидными недостатками. Кроме того, любой платформенный продукт – это в первую очередь программно реализованная бизнес-логика, требующая реинжиниринга процессов компании заказчика под механизмы работы продукта. И в завершении следует отметить ежегодные затраты на пользовательские лицензии (абонентскую плату), что фактически вводит компанию в состояние зависимости.

Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/2023/issue-22/243-2023-22-custompackagesoftware

Уход основных игроков ИТ с российского рынка: SAP, Oracle, Microsoft, Cisco, IBM, SalesForce, SAS, Acronics, Citrix, Autodesk и других, освободил нишу бизнес-процессов предприятия, автоматизацией...