Токсичные сотрудники – балласт в коллективе?

Почти у каждого был опыт работы с токсичным коллегой среди руководителей или рядовых сотрудников-специалистов.

Почти у каждого был опыт работы с токсичным коллегой среди руководителей или рядовых сотрудников-специалистов. Токсичный сотрудник может «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без особой причины и не имея цели, а своим привычным поведением. Что это за люди и как у таких сотрудников проявляется токсичность – расскажу в статье.

Что это за люди?

Общий признак токсичных людей – поведение, которое оказывает негативное влияние на коллектив. Токсичность проявляется в немотивированной агрессии и преследовании сотрудником личных целей и интересов в ущерб коллегам и организации. Столкнувшись с таким коллегой, можно увидеть неуважение, нарушение норм этики и правил, принятых в компании. Они не соблюдают субординацию и не признают авторитет руководителя.

Наряду с этим токсичные сотрудники навязывают свой стиль работы, дают советы, как построить работу лучше и эффективнее, сыплют идеями, но ничего не предпринимают, чтобы хотя бы что-то улучшить не на словах, а на деле. Часто под токсичным поведением скрывается подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей, обрести власть.

Интересный факт: по результатам исследования Гарвардской бизнес-школы 12% сотрудников принимают решение уволиться из-за неприятной атмосферы в коллективе, а остальные работают заметно хуже. Большинство опрошенных отмечают снижение вовлеченности и потерю инициативности.

Почему применяется термин «токсичность»? Своими эмоциями такой коллега заражает весь коллектив, демотивирует и нарушает нормальное взаимодействие сотрудников, что приводит к дезорганизации в коллективе и ухудшению работы компании в целом.

Проявления токсичности

1. Постоянный пессимизм

Сотрудник жалуется всем на все и на всех, убежден в том, что ничего хорошего впереди не ждет, ситуация на работе и в мире будет становиться только хуже. В таком состоянии человек находится всегда.

2. Излишняя драматизация

Любые новые задачи, как сложные, так и простые, невыполнимы. Сотрудник сразу сдается, опускает руки и не пытается что-то сделать. Это настроение распространяется на коллег, и многие могут поддаться такому влиянию.

3. Распространение слухов, сплетен, интриг

Разговоры, пересуды, излишнее обсуждение, в том числе личной жизни коллег, руководителей. Также могут быть интриги и обесценивание труда коллег, что приводит к подрыву авторитета всей компании.

4. Волк-одиночка

Сотрудник, который выполняет работу хорошо, но совершенно не подходит для работы в команде: перетягивает одеяло на себя, преувеличивает свои заслуги в результатах проекта или, наоборот, дестабилизирует команду.

5. «Лучший сотрудник»

Токсичный коллега может считать, что он самый результативный и эффективный член коллектива. Он уверен, что кроме него с задачей никто не справится. Очень часто «лучший» пренебрежительно отзывается о работе других, ищет недостатки, делает акценты на недоработках, ошибках (пусть даже они незначительные). Если вы столкнулись с таким проявлением токсичности у руководителя, не ждите от него похвалы, будьте готовы к тотальному контролю и обвинениям в некомпетентности. В коллективах под управлением такого «лучшего» руководителя страдает организация работы, нет согласованности в действиях персонала, процветает бюрократия (множество планов, отчетов, аналитических записок, справок).

7. Критика

Токсичные сотрудники склонны все критиковать и не верят в успех нового дела, проекта.

8. Много безрезультатной работы

Коллега может быть прекрасным собеседником, другом, активным участником корпоративных мероприятий, но для компании не приносит пользы, у него меньше всего выполненной работы. Это чаще всего веселый, активный, приятный в общении, разговорчивый человек, но для работы у него не остается времени. Это демотивирует других сотрудников: они начинают сомневаться в том, что нужно работать, так как токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте. Есть и другая ситуация: работа выполнена, но чужими руками. Коллег это раздражает, так как похвалу получает токсичный сотрудник, хотя он ничего не сделал.

9. Отказ от ответственности

Токсичный сотрудник в своих ошибках и неудачах постоянно винит кого угодно, но не себя. Находятся оправдания вплоть до полного переворачивания ситуации.

В каждом коллективе могут периодически появляться такие люди от них нужно своевременно избавляться или настраивать работу с ними так, чтобы получить максимальную пользу и снизить вред. Что делать, если в коллективе есть токсичный сотрудник и как обезопасить себя при приеме кандидата, я рассмотрю в следующей статье.