Найти тему

Ребенок в спорте: принуждение или свободный выбор?

В комментариях под нашими видео часто пишут, что мы давим на детей, лишаем их детства, права выбора, что заставляем детей заниматься тем, что им не хочется.

В фигурном катании, как и в любом спорте, чтобы добиться результата, нужно усердно тренироваться. Да, в спорте не бывает полумер. Либо ты работаешь и получаешь результат, либо… И конечно случаются моменты, когда необходимость тренироваться идет вразрез с другими желаниями ребенка. Дети хотят гулять с друзьями, хотят играть, собирать лего или рисовать. Дети могут банально устать от нагрузок – школа, тренировки, уроки, сон и так каждый день.

Сколько раз мы наблюдали в раздевалке капризы маленьких спортсменов. Не хочу, не пойду, Родители по-разному реагируют на такие ситуации. Кто-то упрашивает, кто-то подкупает, кто-то за руку ведет плачущего ребенка на тренировку. Мы надеялись, что нас минует такая ситуация, потому что дети всегда с явным удовольствием бегут на тренировки, расстраиваются, когда их отменяют.

Но рано или поздно такие кризисы проходят все дети, наши не стали исключением.

В какой-то момент Елизавета начала откровенно халтурить на тренировках. То пряталась от взгляда тренера и не выполняла его указания, то просилась в туалет и потом долго сидела в раздевалке, то начала жаловаться на недомогания.

С последним пришлось тщательно разбираться, ведь мы не враги своим детям. Как раз приближалась время очередной диспансеризации и мы без промедлений поехали в спортивный диспансер, чтобы полностью исключить возможные проблемы со здоровьем. Мы должны были пройти диспансеризацию в апреле, но сделали ее на месяц раньше, так как Елизаветины фокусы порядком надоели и тренеру и родителям. И конечно нельзя были исключать какие-то сбои в организме в связи с увеличившимися за последний год нагрузками. Елизавету проверили по полной программе и ничего не нашли. Но на вопрос «Может закончим с фигурным катанием?» мы получали твердый ответ «нет»! Лиза не отказывалась выходить на групповой лед, заявляла, что на основной лед пойду, а вот на дополнительный не хочу.

Что-то явно происходило с Елизаветой, разговоры не помогали. Заставлять? Подкупать? Ругать? Серьезный спорт это работа над собой. Борьба со своими «не хочу» и «не могу». Да и не только спорт, любая сфера жизни, если ты хочешь в ней добиться высоких результатов, это упорный труд.

Решение родилось само собой. Мы решили не заставлять Елизавету работать, но и бросать фигурное катание, которое объективно обеим сестрам очень нравится, не пришлось.

Так уж сложилось, что тренировки спортивного отделения нашей спортивной школы совпадают с занятиями группы любителей. От двух до трех раз в неделю, две тренировки в день вместо четырех-пяти, вполне себе лайт-режим. И по согласованию с тренером мы перевели Лизу в любительскую группу.

Лиза в составе любительской группы
Лиза в составе любительской группы

Это конечно был удар по самолюбию Лизы. Но мы были абсолютно честны с ней. Мы не лишили ее увлечения, дали возможность заниматься фигуркой в легком режиме, даже предоставили ей право участвовать в любительских соревнованиях. Конечно мы сами переживали, что Лиза с удовольствием перейдет в любительскую группу, ведь и Лиза и Маша показали очень хорошие темпы развития в этом виде спорта, конечно нам не хотелось, что бы Лиза закопала свой талант. Но мы дали ребенку право выбрать свое будущее и приняли бы ее решение. Но все равно в нас теплилась надежда, что амбиции дочери победят лень.

Первые два дня в Лизе говорило ущемленное достоинство. Как это так, она спортсменка, а занимается с теми, кто не ставит перед собой больших целей. Само слово «любитель» сильно раздражало Елизавету. А еще рядом в спортгруппе скользит родная сестра, которая еще вчера была младшей, а тут вдруг стала круче самой Лизы.

На третий день начались робкие попытки попроситься обратно. Но в этот момент в игру включился тренер и заявил, что не видит в ней сильного целеустремленного спортсмена. Случились слезы, истерики, просьбы поговорить с тренером, но мы заняли жесткую позицию, что повлиять никак не можем, что возможно у Лизы будет шанс вернуться в спорт, если она своим трудом докажет тренеру, что достойна заниматься в спортгруппе.

И Лиза стала пахать. Каждую минуту, каждую секунду тренировочного времени Лиза занималась с полной отдачей. Когда Маша уходила на ОФП, Лиза, оставшись в раздевалке, отжималась, приседала, скакала на скакалке, брала коврик и растягивалась в то время, как Маша была на хореографии. На льду, со слезами на глазах, Лиза работала до семи потов, выискивая взгляды тренеров спортивного отделения.

Это был очень трудный период. Елизавета находилась в очень подавленном состоянии, стали труднее даваться уроки, нам даже звонил классный руководитель из школы. Мы даже сами тихонько спрашивали тренеров, можно ли уже вернуть Лизу в спортивную группу. Не смотря на испытываемый стресс, Лиза отказывалась «уходить со льда» и продолжала занятия в любительской группе.

Спустя две недели Лизавете разрешили вернуться к тренировкам в составе спортивной группы, а еще через день Лиза смогла прыгнуть так долго не покорявшийся прыжок Аксель.

Вот так, без наказаний и принуждений, без подкупа и шантажа, мы прошли первый кризис в профессиональном спорте. Первый – потому что далеко не последний. Впереди еще много трудностей, впереди сложный подростковый возраст, впереди нас ждет еще масса разнообразных проблем.

А как бы эту проблему решали вы?