Найти в Дзене
Евгений Трифонов

«Антимусульманский» закон о гражданстве Индии бьёт по всем конфессиям

В преддверии выборов правящая в Индии Бхаратия джаната парти (БДП) провела в парламенте поправки к Закону о гражданстве, предусматривающие предоставление гражданства представителям религиозных меньшинств из соседних стран, которые подверглись преследованию на родине и нашли убежище в Индии.

Этот закон сразу получил название «антимусульманского» в силу того, что в соответствии с ним гражданство предоставляется индуистам, буддистам, христианам, сикхам, парсам и джайнам, но не мусульманам.

По мнению зарубежных и многих индийских экспертов и политиков, закон призван показать индуистам, на которых опирается БДП, что мусульмане не будут пользоваться теми же правами, что и индуисты. Премьер-министр Нарендра Моди и его соратники неоднократно повторяли, что закон должен завершить раздел Индии 1947 г., в соответствии с которым произошло размежевание Британской Индии на индуистское и мусульманское государства.

Сторонники светского государства, такие, как Индийский национальный конгресс (ИНК) и левые партии, резонно утверждают, что, если Пакистан, который поначалу включал в себя и современное Бангладеш, создавался как мусульманское государство, то Индия изначально создавалось как государство светское. Они резко критикуют поправки из-за того, что они нарушают светский характер государства, и откровенно ставят мусульман в неравное положение. На что сторонники БДП возражают: если Пакистан и Бангладеш отделились от Индии, чтобы создать мусульманские государства, с какой стали их граждане едут в Индию, да ещё претендуют на её гражданство?

Однако противники поправок обращают внимание и на их менее заметные особенности. Например, что гражданство будет даваться только приехавшим в Индию до 2014 г. Разве после 2014 г. в Пакистане и Бангладеш не было преследований индуистов, христиан и буддистов?

Они же обращают внимание на то, что понятие «преследуемые» меньшинства трактуются авторами поправок некорректно. В Пакистане и Афганистане преследуются шииты, бахаиты и члены секты (или течения) «Ахмадие». По логике, они должны иметь право на получение гражданства Индии, но в законе они не упоминаются. Потому, что они – мусульмане, считают противники поправок. Хотя в Пакистане бахаитов и членов «Ахмадие» считают не мусульманами, а зловредными еретиками.

И, наконец, главная претензия: закон распространяется только на выходцев из Пакистана, Бангладеш и Афганистана. А последний в состав Британской Индии не входил, и почему он занял место среди бывших британских колоний – непонятно. Но входившие в состав Британской Индии Мьянма, Шри-Ланка и Бутан – не заняли. Сотни тысяч индуистов-тамилов, бежавших в Индию от гражданской войны, гражданства не получили, и новый закон им этого не обещает. Хотя тамилы – вообще один из крупнейших народов Индии.

Ланкийские тамилы-индуисты ничего не выиграют от «антимусульманского» закона
Ланкийские тамилы-индуисты ничего не выиграют от «антимусульманского» закона

Поправки к закону, продиктованные политической конъюнктурой, были приняты явно в спешке, без серьёзного обсуждения и экспертных оценок. Иначе трудно объяснить, как в список стран, упоминаемых в законе, попал Афганистан, и не попали Мьянма, Шри-Ланка и Бутан.

Непальские и индонезийские индуисты (в Непале индуизм исповедует большинство населения, в Индонезии его придерживаются жители островов Бали и Ломбок, и народ тенгер на Яве) на гражданство претендовать не могут.

Знаменитые ворота Убуд Бали в Индонезии – памятник индуистской культуры
Знаменитые ворота Убуд Бали в Индонезии – памятник индуистской культуры

Как и сотни тысяч тамилов, живущих в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, странах Европы и Персидского залива. Не могут претендовать на индийское гражданство и мьянманские христиане-нага, спасающиеся в Индии от гражданской войны: хотя христианам положено гражданство, на выходцев из Мьянмы это не распространяется. На парсов, живущих в Пакистане, закон распространяется, а на иранских парсов – нет.

Христианская церковь народа нага, живущего в Индии и Мьямне
Христианская церковь народа нага, живущего в Индии и Мьямне

Против закона выступают правительства ряда штатов. Глава правительства еще одного приграничного с Бангладеш индийского штата Западная Бенгалия Мамата Банерджи считает, что принятием поправок БДП и премьер-министр Моди зарабатывают политические очки перед выборами, и не обращают внимания на неизбежные межконфессиональные конфликты. Правительство штата Керала считает поправки неконституционными, а «классификации, основанные на религии и стране, являются дискриминационными, произвольными, необоснованными и противоречат принципам секуляризма». Жители штата Ассам, положительно относясь к дискриминационным поправкам в отношении мусульман (там живёт много выходцев из Бангладеш), требуют, чтобы гражданство не получали и индуисты из других индийских штатов: они не любят любых пришельцев, будь то индуисты, мусульмане или кто-либо ещё. В охваченном национально-религиозными столкновениями Манипуре коренное население, куки, как раз выступают за предоставление гражданства родственным христианским племенам из Мьянмы, а переселение индуистов из других штатов не приветствуют.

Таким образом, «антимусульманский» закон, конечно, порадовал многих сторонников «хиндутвы» (индийского национализма), но возмутил индуистов-тамилов и не удовлетворил ни индуистов-ассамцев, ни индуистов-непальцев. Не говоря уже о том, что он оттолкнул сторонников светского развития Индии и равноправия конфессий. Что в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны очень опасно.