Выставка «Алиса в Зазеркалье» в Питере

105 прочитали
«Путешествия без приключений не стоят того, чтобы им посвящали книги». Льюис Кэрролл

Я ходила на эту выставку осенью 2022 года. Тогда организаторы обещали закрыть ее в ближайшее время. Сейчас заглянула на сайт — представляете, до сих пор работает! Впрочем, такое часто бывает с подобными проектами — их продлевают и продлевают, и продлевают…

В независимости от планов организаторов предлагаю вам отправиться в путешествие. На этот раз не в реальное, а по сказочному миру Льюиса Кэрролла.

Внимание, внимание! Здесь начинаются приключения!
Внимание, внимание! Здесь начинаются приключения!

Какие у вас отношения с «Алисой в Стране чудес» и «Алисой в Зазеркалье»? Кто-то от сказок в полном восторге, а другие не могут взять в толк, зачем Кэрролл исписал этим листы бумаги.

Почти карта сокровищ
Почти карта сокровищ

«Алиса» — это литература абсурда. Поэтика абсурда — когда не понятно, зачем вам рассказали эту историю; что хотел сказать автор.

Поэтому неудивительно, что сказка ломает законы и мозг. Эта вселенная славится отсутствием логики и чудаковатостью.

Золотые приборы — только в рамку и на стенку
Золотые приборы — только в рамку и на стенку

Да, не всем такое нравится. Критики говорили, что приключения Алисы «чересчур экстравагантны». Эта книга никак не для «забавного и художественно-воспитательного чтения детям».

Причины их негодования ясны: Алиса просто идет вперед, то есть в истории нет «архетипического путешествия» героя, как это бывает в привычных нам сказках, где юноша отправляется в другое царство, выдерживает испытания и возвращается домой перерожденным.

«Приключения Алисы под землей»
«Приключения Алисы под землей»

«Алиса» — новаторское произведение. Несмотря на это оно поразило первых читателей и перевернуло детскую литературу.

Время кушать
Время кушать

Вся книга Кэрролла — импровизация. И это хорошо заметно при чтении: между эпизодами нет логической связи. Каждое событие сказки самостоятельно: его можно выкинуть, при этом сама история не пострадает. В «Алисе» начало и конец каждого эпизода неожиданные.

Все это легко объясняется. Кэрролл придумывал сказку на ходу. Тогда он отправился в круиз по Темзе с семьей друга, у которого четыре дочери, и девочки попросили что-нибудь рассказать. И вот уже Алиса прыгает в нору белого кролика, попадает в другой мир, где с ней происходит то одно, то другое — насколько хватало фантазии и таланта Кэрролла.

Королевский крокет
Королевский крокет

Однако, если поразмышлять, вывод истории такой: если хотите прожить свою жизнь интересно, будьте всегда в пути, стремитесь к новому. Пусть у вас всегда будет вкус к жизни!

Еще одну партию?
Еще одну партию?

Кстати, почему Кэрролл решил отправить Алису именно в Кроличью нору? Странное начало сказки, не кажется? Дело в том, что в те времена думы исследователей были заняты мысленным экспериментом: «Что случится, если упасть в тоннель, проходящий через центр Земли?».

Дорога в сказку
Дорога в сказку

Ну что ж, мы с вами тоже запрыгиваем в нору кролика — только не в центр Земли, а в сердце сказки.

В миге от погружения в волшебный мир
В миге от погружения в волшебный мир

Перед входом на выставку стоит большой графин с волшебным зельем (тархун), а в корзинке лежат наливные яблоки. Угощайтесь! Организаторы заверяют, что еда волшебная — изменитесь в росте.

Зачем про это писал Кэрролл? Сейчас объясню 👇🏼

Вкусные яства
Вкусные яства

В «Алисе» Кэрролл показывает мир, в котором нарушены законы физики. Там у объектов нет постоянной величины, поэтому девочка из английского произведения постоянно меняется в размерах.

Кстати, здесь же замешана психология.

У героини конфликт со своим телом. Типичная история для подростков: их тело меняется и удивляет: может не нравиться, казаться неуклюжим, а еще эти дурацки прыщи выскакивают.

Поле боя
Поле боя

За разговорами мы добрались с вами до сада «Живых цветов». Не пугайтесь: цветы настолько живые, что разговаривают. Серьезно.

Розарий
Розарий

Особенно эта болтушка. Она мне сразу не понравилась. Называет всех вокруг глупыми.

Эй, ты че такая дерзкая?
Эй, ты че такая дерзкая?

Книга вошла в классику английской литературы, так как в ней отображены важные черты британского менталитета и культуры.

Правда, Кэрролл был бы не Кэрроллом, если бы не пародировал ситуации, очень важные для английского общества.

Яркий тому пример — «Безумное чаепитие». t- party, или tea-party.

Прошу к столу!
Прошу к столу!

Помните же, что там было? Настоящий балаган! Полная противоположность аристократическому чаепитию на приеме у британской королевы. Здесь своя атмосфера, веселье и чай рекой.

Почему Кэрролл превратил традиционное чаепитие в целое шоу? Он, любитель физики, снова вспомнил про ее законы.

Вот смотрите, за столом сидят три персонажа — Шляпник, Мартовский заяц и Алиса. Но четвертого — времени — нет. У персонажей постоянно на часах 17:00, и они не могут вырваться из замкнутого круга. У них всегда время для чая. Вот бы и нам так на работе)

Посиделки за чашкой чая
Посиделки за чашкой чая

Внимательные гости выставки заметят на стене в углу Чеширского кота. Он то появляется, то исчезает.

Ну вот, опять растворился:

Исчез
Исчез

А, нет, вернулся. Я успела запечатлеть улыбчатого персонажа. Причем целикового Чеширского кота.

А то как говорила Алиса: «Кот с улыбкой — и то редкость, но уж улыбка без кота — это я прямо не знаю что такое!».

О, появился
О, появился

— Что ты хочешь?
— Я хочу убить время.
— Время очень не любит, когда его убивают.
Личное: Джонни — лучший Шляпник
Личное: Джонни — лучший Шляпник

Адрес: ул. Марата, д. 86

И еще для любителей литературы и Питера:

Буду рада вашим ❤️