В апреле 1895 года Николай II издал указ «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III"». На статус нового учреждения указывало то, что «управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского дома». Открытие музея состоялось 7 (19) марта 1898 года. Экспозиция заняла 37 залов. Первые посетители увидели «Плащаницу» Виктора Васнецова, «Ермака» Василия Сурикова, «Русалок» Константина Маковского, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Явление Христа Марии Магдалине» Александра Иванова, «Тайную вечерю» Николая Ге. C этого дня 19 марта Русский музей отмечает свой день рождения.
Русский музей — первый государственный музей национального искусства. Его основу составили коллекция Александра III, картины и скульптуры, переданные из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов.
Сегодня Русский музей — крупнейшее собрание русского искусства в мире.
Русский музей и ПАО «Газпром» связывает многолетнее сотрудничество. «Газпром» является партнером реставрационных проектов музея. В частности, благодаря этому сотрудничеству удалось отреставрировать три крупнейших картины, знаковых для русской культуры и безусловных шедевров международной значимости. Сегодня посетители могут их увидеть в авторском, практически первозданном виде.
Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905 год
Картина Нестерова — это глубоко лирическое переживание чувства веры, страны, высокого духа.
В одном из писем Михаил Нестеров писал о ней так: «Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар и млад со всей земли… искатели идеала, которым полна наша Святая Русь. Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием». Идея картины у художника возникла в 1890-е, в поездке на Соловки. Для нее позировали монахи Соловецкого монастыря, Черниговской обители, Троице-Сергиевой лавры. В образе девушки в ковровом платке есть сходство с сестрой Нестерова Александрой Васильевной, в монахине-схимнице — черты его матери Марии Михайловны.
Нестеров показал картину публике в 1907 году. По распоряжению Николая II полотно приобрели для Музея Императорской академии художеств. В 1909-м на Международной выставке в Мюнхене картину удостоили золотой медали. В 1921 году ее передали в экспозицию Русского музея, но вскоре убрали в фонды, где она и хранилась до 1990-х.
В 2019 году было принято решение о комплексной реставрации полотна. Эту работу доверили ведущим художникам отдела реставрации масляной живописи Марату Дашкину, Ольге Кленовой и Наталье Романовой.
Процесс оказался очень сложным и длился полгода. За это время был укреплен красочный слой, удалены поздние наслоения и записи, сгустки лака, уложены кракелюры, холст перенесли на новый подрамник. В 2019 году «Святую Русь» представили на выставке одной картины в Садовом вестибюле Михайловского замка. Проделанная работа по сохранению шедевра была номинирована на премию «Реставрация года».
Иван Айвазовский. Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846 год
В год 350-летия со дня рождения императора Петра I в Михайловском замке Русского музея открылась выставка «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков». Центральным полотном экспозиции стала картина Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» c изображением бури на Финском заливе. Эпизод исторический, происходил, судя по судовому журналу, в Вальпургиеву ночь. «Великое случилось ненастье, ибо все провиантские суда и галеры едва не отнесло в большое море гораздо далеко. Такой страх тогда имели, что не чаяли спастись…» — свидетельствует судовой журнал. Петр I с группой матросов добрался на шлюпке до берега, развел костер и таким образом указал путь кораблям в бухту.
Эта картина занимает особое место в творчестве Айвазовского. Ее драматизм построен на контрасте холодной стихии и огненных отблесков костра. Яркое пламя символизирует историческую миссию императора, путь к преобразованиям и просвещению. Картина написана в 1846 году и в Русский музей поступила из собрания почитателя Айвазовского великого князя Константина Николаевича.
За пять месяцев реставрационных работ специалисты Русского музея усилили полотно дублированием, укрепили красочные слои, удалили прорывы и загрязнения и, убрав потемневший лак, вернули картине подлинную живописно-пространственную глубину и колорит.
Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869 год
Одна из ранних и лучших многонаселенных, «хоровых» картин Константина Маковского произвела сенсацию в 1869 году. На огромном полотне — 215 на 321 см — изображена Масленица на Адмиралтейской площади. Идут представления, народ потчуют блинами и сбитнем, изображены десятки сценок уличной веселой суеты и десятки характеров. Маковский за картину получил звание профессора Академии художеств. Картина в Русский музей поступила из Гатчинского дворца.
Реставрация, над которой трудились Марат Дашкин и Ольга Клёнова, шла почти год, вместе с картиной восстановлена и историческая рама. В ходе работы специалисты музея провели серию мастер-классов для студентов — участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».
Роскошная, воздушная картина предстала перед публикой в Садовом вестибюле Михайловского дворца накануне масленичной недели 2023 года. Реставраторы убрали слои пожелтевшего лака, в результате — порозовело небо, поголубел снег, картина будто родилась заново, и в таком качестве современники ее увидели впервые.
***
В конце 2023 года началась комплексная научная реставрация еще одного полотна, которое неизменно попадает во все списки главных шедевров русской и мировой живописи. Конечно, речь о картине Александра Брюллова «Последний день Помпеи» (1833 год). Уникальность момента не только в огромной культурной значимости картины, но и в том, что это первая за 200 лет ее комплексная реставрация. Весь процесс восстановления проходит прямо на глазах посетителей — за ежедневной работой специалистов в Корпусе Бенуа можно наблюдать сквозь прозрачную ширму.
Также специалисты Русского музея проведут серии мастер-классов для участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» по реставрации живописного произведения Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и исторической рамы.
#крупнымпланом