11,7K подписчиков

Пять лет транзиту власти в Казахстане: что поменялось, кроме фамилии президента?

Коллаж: Orda.kz
Коллаж: Orda.kz

Ровно пять лет назад, 19 марта 2019 года, Нурсултан Назарбаев официально перестал быть президентом Казахстана. Неожиданно, наверное, для всех он ушёл с поста и передал его Касым-Жомарту Токаеву. Правда, при этом оставив за собой ряд важных должностей. До января 2022 года, с которого ведётся отсчёт «Нового Казахстана», тогда оставалось ещё три года. Но иногда отсчёт изменениям в РК начинают именно с 2019-го. А так ли заметны эти перемены, и были ли они вообще? Orda.kz делится мнением экспертов по этому поводу.

Валерий Володин — проблемы не решены и поныне

«Все проблемы, не решённые при Назарбаеве, не решены и поныне. Роста экономики не произошло. Тенге хиреет, граждане беднеют и выживают в условиях кредитной закабалённости, богатые богатеют. А Казахстан так и сохраняет прямую ориентацию на продажу нефти и газа. Транзита власти как такового тоже не произошло. Чиновники всех периодов Назарбаева живее всех живых и сохраняют посты и при Токаеве», — считает Володин.

Эксперт указывает, что в Казахстане так и не появилось полноценных оппозиционных партий, а активисты продолжают сталкиваться с постоянным давлением.

Валерий Володин. Фото из личного архива
Валерий Володин. Фото из личного архива
«Да, появилась программа "Нацфонд — детям". Но это долгие деньги, которыми можно вновь латать дыры в бюджете, неумело пряча плохую работу финансовых институтов и отличную работу казнокрадов», — говорит политолог.

По мнению Валерия Володина, казахстанцам, желающим жить лучше уже сегодня, эта программа никак не помогает.

«Вспомните, что предвыборная платформа Токаева называлась "Справедливый Казахстан — для всех и для каждого. Сейчас и навсегда". И просто задайте себе вопрос: чувствуете ли вы, что живёте в по-настоящему справедливом государстве. Это и будет главный ответ на вопрос, изменилось ли хоть что-нибудь», — говорит Володин.

Виктор Ковтуновский — Россия не даст поменяться

И, пожалуй, наиболее пессимистичен в отношении перемен, произошедших за последние пять лет, политический эксперт Виктор Ковтуновский.

«На мой взгляд, мало что изменилось. Поменялась фамилия президента. Но основы власти, какие они были при Назарбаеве, продолжают сохраняться и сейчас. Я считаю, что их нужно демонтировать. Демонтировать всевластие президента. Нужно создавать полноценные государственные институты, такие как парламент, независимый суд. Но я сомневаюсь, что действующий президент имеет желание действительно модернизировать Казахстан», — сказал Ковтуновский в беседе с журналистом Orda.kz.
Виктор Ковтуновский. Фото: Facebook Виктора Ковтуновского
Виктор Ковтуновский. Фото: Facebook Виктора Ковтуновского

По поводу многопартийного парламента и Конституционного суда, которые регулярно звучат как достижения постназарбаевской эпохи, эксперт высказывается тоже скептически.

«Формально у нас парламент был многопартийным и при Назарбаеве. И то, что там появились какие-то новые партии, ничего не значит. Сам по себе парламент не является самостоятельным институтом. Он зависим от президента. Что касается Конституционного суда: мы видим какие-нибудь примеры, когда он встал на защиту прав граждан? Ещё раз повторю — ничего не поменялось. Политзаключённые как сидели, так и сидят. Никто не реабилитирован за времена политрепрессий Назарбаева. Никаких расследований политических убийств тоже не ведётся», — говорит Ковтуновский.

По мнению эксперта, сейчас в Казахстане нет предпосылок для политических изменений. Причём даже если бы в обществе было желание перемен, люди ничего не смогли бы сделать. Главной причиной этого Виктор Ковтуновский называет имперскую политику России.

«Пока существует авторитарная имперская Россия, она не позволит модернизироваться ни Казахстану, ни Беларуси. В Беларуси попытка избавиться от диктатуры закончилась усилением репрессий. Попытка Украины пойти своим путём закончилась кровавой войной», — говорит он.

Поэтому, как считает Ковтуновский, пока в России существует нынешний режим, ждать перемен в Казахстане тоже не приходится.

Но, по мнению казахстанского политолога Газиза Абишева, изменения всё-таки есть. Он разделил их на четыре пункта.