112,7K подписчиков

«Я не погибла»: кто рассылает письма от имени жертвы пожара в «Зимней вишне»

2,3K прочитали
«Здравствуйте, меня зовут Маша, я прошу удалить информацию обо мне. Я не погибла, вы перепутали, погибла моя мама Полина Мороз. А я Мария, со мной всё хорошо, 3 января исполнилось 19 лет».

Эти слова вызвали шок у журналиста «АиФ-Кузбасс». На почту пришло сообщение от девочки, погибшей в жутком пожаре в печально известной «Зимней вишне». Это происшествия явно требовало к себе внимания.

В редакции сели перечитать статью, написанную шесть лет назад, когда произошла трагедия в ТРЦ. В то время было много слухов, предположений и надежд. Журналисты, конечно, призадумались: а вдруг действительно произошла ошибка? Ведь последствия пожара разбирали не один день и не одну неделю.

«Здравствуйте, меня зовут Маша, я прошу удалить информацию обо мне. Я не погибла, вы перепутали, погибла моя мама Полина Мороз. А я Мария, со мной всё хорошо, 3 января исполнилось 19 лет».

Но, к сожалению, согласно официальной информации правительства Кузбасса, 13-летняя Мария Мороз и ее 35-летняя мама Полина Мороз числятся в списке идентифицированных погибших. Их имена, вместе с именами других 58 человек, выгравированы на глюкофоне в парке ангелов, который был открыт на месте пожара. Они также напоминают об истории этого места в небольшом храме на краю парка.

Ужасные шутки от людей, жаждущих внимания

Оказывается, подобные злые шутки не являются чем-то уникальным или редким: фейковые страницы несчастной Маши создавались уже в первые годы после ее смерти. Многие не могли поверить, что такой талантливый и умный ребенок действительно ушел из жизни.

— В 2018 году было куча фейков, даже взламывали её страницу. Фейковых аккаунтов было настолько много... Ютуберы на видео строили из себя клоунов и «разговаривали с её духом», делая просмотры на трагедии. Люди тогда делали все, что только можно и нельзя. Происходящее сейчас - бред и ужас. Чуда не произошло и не может произойти, как бы это ни было грустно осознавать. Марии нет в живых, — говорит одноклассник Марии Иван*.

Он вспоминает девочку как очень умную и светлую. В школе их трудно было назвать друзьями, но сидели ребята рядом, и Маша всегда помогала Ивану со школьными предметами. Мальчик старался учиться лучше, наблюдая за ней.

Выяснилось, что вот такие послания от имени погибшей распространяются по сети. Так, три недели назад появилось сообщение, якобы от имени Марии Мороз, на одном из видеохостингов, где человек, скрывающийся за фотографией 13-летней девочки, просил удалить информацию о ее смерти из одного из прощальных видео.

На этом профиле было опубликовано всего одно видео, длительностью 11 секунд (возможно, это было из личной страницы погибшей в TikTok, но она сейчас скрыта). На видео можно увидеть, как молодые школьники поднимаются по лестнице, предположительно, во время перемены в школе. Оно было опубликовано 24 дня назад, его посмотрели лишь 10 раз, не оставив ни одного комментария.

Кому понадобилось так шутить? Психолог Мария Мясникова полагает, что подобное поведение характерно для молодых людей до 21 года или подростков. Однако причиной того, что человек объявляет себя выжившим в трагедии, могут быть не только мошенничество или особый вид юмора.

— Весной часто обостряются различные психические заболевания: шизофрения, посттравматическое стрессовое расстройство, некоторые виды депрессии. Для всех жителей нашей области это было травмирующее событие. Возможно, человек не получил удовлетворение от того, кого наказали за преступление, и теперь хочет мести, — комментировала эксперт.

Она добавляет, что, исключая психические расстройства, «шутник» может искать порции необходимого внимания к себе. Возможно, он никак не связан с трагедией или находится далеко от места происшествия. Вероятно, он даже наслаждается страданиями других.

По данным «АиФ-Кузбасс», с жалобами на фейковую информацию о погибшей школьнице никто пока не обращался в полицию.

В списках значится

На самом деле Машу Мороз нашли под обломками крыши на второй день спасательной операции. Во время пожара она отправила прощальное сообщение своим друзьям из запертого кинозала: «Мы горим. Я вас люблю. Всех. Возможно, прощайте».

«Здравствуйте, меня зовут Маша, я прошу удалить информацию обо мне. Я не погибла, вы перепутали, погибла моя мама Полина Мороз. А я Мария, со мной всё хорошо, 3 января исполнилось 19 лет».-2

Первые сутки ее не могли найти и считали ее пропавшей. Все ее родственники, одноклассники и знакомые надеялись на хорошие новости и переживали за девочку, которая была гордостью школы и лауреатом губернаторской стипендии. Машу нашли живой и даже доставили в больницу, но, несмотря на все усилия врачей, она умерла, не приходя в сознание. Вместе с ней в «Зимней Вишне» погибли ее мама, отчим и двое его детей.

— Я училась в художественной школе вместе с Машей, вместе с ней писала вступительные экзамены. Все очень хорошо общались между собой и с Машей, она всегда была весёлой, с заразительным смехом. Ходила с хвостиком, волосы у неё были красивые, густые. Из одежды вспоминается только розовая в клеточку рубашка и синие джинсы. Она была самым светлым человеком, — поделилась описанием трагически погибшей школьницы другая юная кемеровчанка, которая посещала с Машей одну художественную школу.

На «странице мертвого человека» Марии Мороз, закрепленное сообщение от 24 февраля 2017 года гласит: «Хочу сказать спасибо тем, кто рядом».

25 марта 2024 года пройдёт уже 6 лет со дня трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня».