5K подписчиков

«Дюна: Часть вторая»: Разделяй, стравливай и властвуй

127 прочитали
Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю

Чему учит (коротко)

Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю и как это обосновать). Места человечности не осталось. Даже главный герой к концу истории ведёт себя аналогично тем, с кем вроде бы борется. В результате между хорошими и плохими этически больше не видно разницы. Политический подтекст сюжета также явно не положительный.

Мнение подробно

Фильм перегружен событиями и переплетениями сюжетных линий главных героев, разных кланов, их родословных, коварных замыслов по захвату трона и свержению своих конкурентов. Разобрать всё показанное в одной рецензии вряд ли возможно, поэтому остановлюсь на ключевых моментах, которые привлекли внимание и которые считаю главными с точки зрения влияния на зрителя.

Анализ проведу в двух основных плоскостях: этической и политико-смысловой. Первая важнее, поэтому начну с неё.

1. Трансформация главного героя

В первой части «Дюны» 2021 года нам был показан в целом положительный главный герой Пол Атрейдес: честный, порядочный, благородный. Во второй части 2024 года Пол разрывается между желанием остаться со своей любимой, желанием отомстить за свой уничтоженный род, необходимостью спасения народа фрименов и нежеланием взять на себя роль «пророка и спасителя» (об этом подробно далее). При этом его основные методы борьбы сводятся к навыкам махания мечом и потрошения противников.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-2

К концу показанной истории Пол ведёт себя всё более жестоко и хладнокровно, по поступкам и манере поведения он становится похож на тех, против кого воюет. Пол даже предаёт свою любимую, вроде как из политических соображений, с целью борьбы за власть. Но сами эти политические причины зрителю не раскрываются, даётся отсылка к тому, что всё прояснится в продолжении фильма.

В сухом остатке зрителю транслируется достаточно серая мораль, в рамках которой нет места человечности и порядочности, и все вынуждены вести себя подло: только одни это делают с удовольствием, а другие - под давлением обстоятельств.

2. Эстетика насилия и садизма

Такое ощущение, что картину снимали любители любоваться смертью. Количество сцен, где кто-то с чувством наслаждения перерезает глотку своему врагу или случайно подвернувшемуся под руку слуге, просто зашкаливает. Также много эпизодов с сожжением и потрошением трупов, есть отсылки к каннибализму.

Конечно, в основном всё это совершают откровенные злодеи, но в нескольких эпизодах аналогично себя ведут и наши главные герои. Например, возлюбленная Пола девушка Чани справляется с убийством противников с помощью ножа не хуже мужчин-воинов.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-3

Жестокость можно показывать по-разному. В этом фильме зрителей регулярно развлекают сценами «казни», убийства сняты эпично, масштабно, на них акцентируется внимание. Садизм витает в воздухе как некая норма мира «Дюны».

3. Доминирование методов устрашения и манипуляций

Основной фон происходящих событий связан с борьбой за власть в галактической империи. При этом иерархия власти по сюжету строится либо на способности подчинять себе силой своих врагов, запугивать их, либо на способности обманывать и манипулировать, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Особо ценится в таком обществе способность предвидеть будущее, для чего и нужно добывать «специю» - вещество, дарующее этот навык.

В первой части фильма 2021 года складывалось впечатление, что главный герой Пол Атрейдес поведёт народ фрименов к победе, действуя на иных принципах, выраженных словами Фёдора Тютчева:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

К концу второй части Пол становится «опытным борцом за власть» с хорошими навыками устрашения и поддержания нужной репутации, любовь и человечность при этом закономерно из его арсенала уходят на второй план. По сути, Пол соглашается играть в игры «профессиональных манипуляторов», вместо того, чтобы устанавливать свои правила и свои порядки, не опускаясь на уровень тех, кто привык действовать методами лжи и обмана. Возможно в продолжении истории Дюны его стратегия даже окажется выигрышной, но главное ведь не сюжет кино – а его эффект на зрителя и влияние на реальную жизнь общества.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-4

Теперь о политико-идейной подоплёке картины.

1. Религия как инструмент управления

Один из важных смысловых пластов фильма посвящён тому, как можно управлять развитием исторического процесса через искусственное формирование у народов религиозных представлений о приходе «пророков и спасителей». Эта тема показана достаточно наглядно через женский орден «Бене Гессерит», который целенаправленно распространяет разные мифы и предания среди фрименов и является неким «смысловым центром», программирующим дальнейшие события.

Суть этих мифов сводится к тому, что придёт «спаситель», который возглавит «священную войну» и поведёт народ фрименов к освобождению от захватчиков. Далее на эту роль назначают нашего главного героя Пола, он долго отказывается от этого статуса, но к концу второй части соглашается изображать пророка и «повести всех в рай».

Тема искусственного формирования религиозных представлений общества до недавних пор была достаточно закрытой, и даже в СССР активно не обсуждалась, идея Бога просто отвергалась целиком как ложная. Но сегодня в условиях глобализации и смешения культур люди могут в течение жизни познакомиться с разными религиозными системами и заметить, что они дают разные представления о Боге, мире и справедливости. Из-за чего у многих возникают закономерные вопросы: Если Бог есть и един для всех, то почему разные религии формируют разные представления о Творце и праведности и даже воюют на этой почве? Может быть, Бога всё же нет, и надо быть атеистом? Или надо верить в Бога, но тогда в рамках какой религиозной системы? Какая из них более правильная, а какая искажена, случайно или с целью манипуляции обществом? Можно ли жить по-божески, не принимая все постулаты какой-либо религиозной системы? Или чтобы быть верующим человеком надо обязательно причислить себя к мусульманам, христианам, буддистам, иудеям или ещё кому-то? И так далее.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-5

Фильм «Дюна» даёт свой ответ на поставленные вопросы, который сводится к тому, что идея религии и Бога просто используется профессиональными манипуляторами, чтобы разводить народы, стравливать их друг с другом и на этих принципах удерживать свою власть. Тот факт, что наличие искусственно сформированных религий не отрицает как таковое существование Творца, в фильме обходится молчанием, а вся духовно-мистическая составляющая подменяется некой эзотерикой в стиле «просветления» через употребление разных снадобий и прохождение специальных эзотерических обрядов.

Доверять ли такой линии голливудских сценаристов, каждый может решить сам. Печально то, что многие об этом даже не задумаются и будут просто перенимать транслируемые с экрана смыслы, жуя попкорн и наблюдая за увлекательным сюжетом.

2. Мусульмане в роли «фрименов»

Народ «фрименов» на уровне образов, своего поведения и внешнего вида явно сделали таким, чтобы зрители сознательно или подсознательно воспринимали их как мусульман. Фримены живут в песках; носят одежды, часто закрывающие лицо; регулярно молятся. Главный герой Пол берёт себе второе имя «Усул Муад’Диб». Значительная часть фрименов, которых именуют «южными народами», являются по сюжету «религиозными фундаменталистами» (именно так их и называют), готовыми пойти за тем, «кто поведёт их в рай».

Это типичный образ мусульманина-фанатика из голливудского кино.
Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-6

Через аналогию с мусульманами авторы и заказчики «Дюны», по всей видимости, решают, как минимум, две задачи:

1. Показать и информационно накачать будущие процессы переустройства мира, в рамках которых планируется натравить часть мусульман на страны Европы. С этой целью там уже давно проводится неадекватная миграционная политика, направленная на замещение коренного населения мигрантами, а через СМИ регулярно вбрасывают информационные поводы, провоцирующие религиозные столкновения (вспоминаем карикатуры журнала «Шарли Эбдо»). По логике фильма, когда процесс назреет, будут искусственно созданы «пророки и мессии», которые поведут за собой толпы фанатиков на войну с неверными.

Вполне возможно, что указанные процессы будут проходить не только на территории Евросоюза, но и во многих других странах, руководство которых позволит спровоцировать на своей территории религиозные распри. Это кстати, вопрос не только контроля своего информационного пространства, но и вопрос меры понимания самого общества: позволят ли люди себя в очередной раз развести по классической технологии «разделяй, стравливай и властвуй».

2. Вторая задача – это дискредитация Ислама как религии. Ведь фильм изображает «фрименов-мусульман» легко манипулируемыми людьми, не понимающими кто и как для них создаёт нужные исторические мифы. При этом зрителя не знакомят в целом с основными положениями Ислама или смыслами Корана, а просто предлагают принять негативное отношение к ним как некую данность.

Подводя итог рецензии, следует ещё раз акцентировать внимание на общей атмосфере всего происходящего на экране.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-7

Образа «светлого будущего» здесь нет от слова совсем. Нет детей, нет нормальных семейных отношений, нет высокоразвитых порядочных цивилизаций. Прогресс ассоциируется с коварством и жестокостью. Все эти кадры с футуро-архаикой и идиотским поведением героев (зачем драться на мечах, когда есть бластеры?), с выпиванием ядовитого зелья и последующими конвульсиями, с многократным перерезанием горла, с религиозным фанатизмом, с убийством своих родственников - несут ощущение предрешённости предстоящих катастроф и неспособности общества что-либо изменить. Даже главные герои выступают здесь в роли «пешек в чужой игре».

В действительности люди - не пешки, и от поведения каждого зависит многое. Фильм же транслирует неправильную этику, и поэтому он вреден как взрослым, так и тем более детям, которые могут его посмотреть.

Если говорить лексикой сюжета «Дюны», то современные представители ордена «Бене Гессерит» в реальном мире – это как раз авторы и заказчики подобных картин, ведь сегодня именно через массовую культуру (кино, музыку, игры) в головы людей сгружаются определённые «мифы» и нравственность, на основании которых в дальнейшем реализуются различные политические сценарии.

Вспоминайте об этом каждый раз, когда приходите в кинотеатр и занимаете удобное кресло перед экраном.

Чему учит (коротко) Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю-8

По этой ссылке вы можете оценить написанную рецензию, проголосовать за сам фильм и написать на него свой отзыв или свою рецензию: https://kinocensor.ru/movie/dyuna-2-2-23094