39,3K подписчиков

За что мы любим Arcanum

906 прочитали

Вспоминаем лучшую в истории RPG в мире стимпанка, которой уже почти четверть века

Вспоминаем лучшую в истории RPG в мире стимпанка, которой уже почти четверть века В конце прошлого тысячелетия студия Black Isle лишилась трех талантливых разработчиков.

В конце прошлого тысячелетия студия Black Isle лишилась трех талантливых разработчиков. Тим Кейн, Леонард Боярский и Джейсон Андерсон ушли ради мечты сделать собственную ролевую игру — желательно фэнтезийную. Но после недолгих обсуждений заменили мир меча и магии стимпанком. Так родилась Arcanum of Steamworks and Magick Obscura.

RPG с невероятным количеством возможностей и потрясающей реиграбельностью. Хит, у которого до сих пор нет ни сиквела, ни достойного наследника. Но будет ли он интересен геймерам в наши дни? Давайте разберемся, стоит ли играть в Arcanum в 2024 году.

Больше не фэнтези

За появление на свет уникальной вселенной стоит благодарить Андерсона. В первые дни разработки Кейн выступал за фэнтези, а Боярскому больше нравились сеттинги посовременнее. И тогда Джейсон нашел компромисс. Он предложил взять стандартное фэнтези с гномами, орками, ограми и хоббитами, но сдвинуть время вперед. В аналог викторианской эпохи. И показать, к чему может привести промышленная революция в магическом мире.

Идея захватила умы — и работа закипела. Поначалу над игрой трудилось только вышеупомянутое трио. Новоиспеченную студию потому и назвали Troika Games. Но позже количество работников выросло до двенадцати. В наши дни такое число кажется смешным, да и тогда считалось несерьезным. Над Fallout 2, перед выпуском которой Тим, Леонард и Джейсон ушли из Black Isle, работали сотни людей. Тем не менее, всего за три года авторам удалось создать шедевр.

Основатели Troika Games в наши дни – Леонард Боярский, Тим Кейн и Джейсон Андерсон
Основатели Troika Games в наши дни – Леонард Боярский, Тим Кейн и Джейсон Андерсон

В мире Arcanum немало прямых отсылок к нашей реальности. Передовая технологическая держава очень похожа на Великобританию второй половины XIX века и даже называется так же, как принято называть государство до сих пор – Соединенное королевство. Правда, в игре столицей стал не Лондон, а Тарант. И правит не король, а Индустриальный совет. Но в остальном дух эпохи соблюден до мелочей.

Дирижабли и паровозы, дамы в пышных платьях и джентльмены в смокингах, огнестрельное оружие и лечащие порошки – все это следствия прогресса в Arcanum. Нищета предместий и растущая активность банд, чадящие заводы и восстания рабочих, дискриминация по расовому и половому признаку – это тоже следствия прогресса в Arcanum. Как и агрессивная внешняя политика Соединенного королевства, удерживающая в страхе многие державы.

Но маги, представители «старого мира», не сдаются и ищут способы остановить прогресс. В этот переломный момент на сцене и появляется наш герой, которому предстоит выбрать — поддержать волшебство или технологии. Или же вовсе пойти своим особым путем.

Поначалу кажется, что разработчики просто сделали очередного «Избранного». Уже в первом диалоге протагонисту сообщают, что он — воплощение древнего эльфийского героя Nasrudin. Это отсылка к Насреддину, герою восточных легенд, и таких отсылок здесь десятки – к Толкину, к «Звездным войнам», к фильмам 60-70-х годов. И к более ранним произведениям. Встречающего нас NPC зовут Virgil. То есть Вергилий — проводник главного героя по Аду в «Божественной комедии» Данте.

В Arcanum Вергилий тоже проведет нас по многим локациям, высказывая свое мнение по любому поводу. К сожалению, это чуть ли единственный действительно глубоко проработанный спутник. Большинство других соратников обычно молчат, реагируя лишь на поступки или диалоги, связанные с их квестами, расой или полом.

Но все же многие напарники достаточно интересны, а за одно прохождение не получится взять в команду всех возможных союзников — не позволит даже развитая характеристика Обаяние. Это становится одним из факторов реиграбельности Arcanum. Как и то, что у некоторых персонажей есть особое условие для присоединения к партии.

Кого-то надо выкупать, кого-то убеждать, кого-то спасать. Одни откажутся работать с технологами или магами. Другие покинут команду после неудачного решения. А третьи и вовсе устроят разборки с коллегами прямо в бою. Некоторые предпочитают идти бок о бок только с добрым или злым героем.

Верный пес нас никогда не предаст и нанесет врагам тонны урона, главное успеть спасти его от смерти
Верный пес нас никогда не предаст и нанесет врагам тонны урона, главное успеть спасти его от смерти

Да, в игре есть деление поступков героя на добрые и злые. Дойти до финала можно в любом случае, даже если вырезать всех подряд. В Arcanum история героя не закончится после уничтожения всего живого, хотя он и лишится доступа к торговле. Зато можно ограбить мертвых торговцев и получить необходимые предметы. А ключевые задания откроются благодаря чтению дневников или разговорам с поднятыми мертвецами.

Мы в ответе за тех, кого посетили

Возможность достичь победы любым способом — еще одна причина пройти Arcanum несколько раз. Ведь в финале расскажут не только о том, что случилось с главным героем, но и о судьбе городов и деревень, на которую повлияли его — ваши — поступки.

Одни поселения придут в упадок. Другие – к процветанию. Например, вскоре после начала игры вы попадете в городок Туманные холмы, на выходе из которого бандиты блокируют мост через реку. Местная администрация хочет построить вторую переправу. Мы можем встать на сторону властей — а можем помочь банде и уничтожить стройматериалы.

Тогда будущее поселение банально зачахнет из-за отсутствия торговли и снабжения. И это только один из нескольких исходов для Туманных холмов, а ведь в других локациях вариантов не меньше. Тот же Тарант может остаться без новых технологий и превратиться в рассадник преступности. Или стать местом рождения орочьего социализма.

Судьба героя тоже зависит только от решений игрока, но эта сторона Arcanum проработана не слишком хорошо. Во-первых, будущее персонажа определяют, по сути, только реплики в финальном диалоге. Во-вторых, в оригинальной версии игры ряд концовок был недоступен, так как Troika Games случайно отключила некоторые варианты ответов.

Фанаты впоследствии вернули часть контента — в сети можно найти неофициальные патчи и улучшенные версии игры, к которым мы еще вернемся позже.

Моя твоя не понимать

Героиню даже можно сделать девушкой с пониженной социальной ответственностью
Героиню даже можно сделать девушкой с пониженной социальной ответственностью

Arcanum позволяет создать персонажа, который понравится именно вам. В игре десятки предысторий, некоторые открыты только для конкретного пола или для строго определенных рас.

Предыстории по-разному влияют на прохождение – у кого-то на старте, а у кого-то на протяжении всей игры. У богатого наследника низкая Сила воли, зато много денег, а характеристику можно подтянуть уже на первых уровнях. А вот потомка троллей никто не любит. Такому герою не рискнет хамить даже самый отмороженный гопник, но и торговцы не предлагают выгодных сделок.

Помимо выбора предыстории при генерации персонажа нужно распределить очки между характеристиками, навыками и заклинаниями. Сделать можно практически кого угодно.

Всем известно, что герой с низким Интеллектом оставляет в дневнике записи в духе «Моя встретить эльфа и не убить. Эльф дать денег за убить орк» и с окружающими общается похожим образом. А у персонажа с предысторией «Жена монстра» (она же – «Невеста Франкенштейна») Интеллект катастрофически снижается только во время разговора. Вне общения характеристика позволяет девушке вырасти в крутого мага или технолога.

В местной ролевой системе есть нюансы. Например, вместо одной характеристики Харизма в Arcanum сделали Красоту и Обаяние. Первая влияет только на впечатление при встрече с NPC и цены в магазинах. Впечатление можно исправить словами и поступками, а цены быстро перестанут волновать разбогатевшего героя.

От Обаяния же зависит и способность убеждать собеседников в своей правоте, и количество напарников, которые, за отдельными исключениями, даже не смогут покинуть лидера, если он максимально обаятелен. Новичкам лучше внимательно читать описания характеристик, навыков и заклинаний.

Зажмите Ctrl+Alt и нажмите на дневник – минутка веселья обеспечена!
Зажмите Ctrl+Alt и нажмите на дневник – минутка веселья обеспечена!

Маги против технологов

В базовой версии изучить вообще все было нельзя — максимальным уровнем установили 50-й. При этом маги имели доступ к 16 школам по 5 заклинаний, а технологи – к 8 дисциплинам по 7 чертежей и дополнительным схемам в магазинах и подземельях. Даже дополнительное очко прокачки за каждый пятый уровень не позволяло открыть все возможности.

В итоге фанаты выпустили патч, поднимающий максимальный уровень до 127-го, что позволило объять необъятное. Волшебники могли за одно прохождение научиться телепортироваться в другие локации, бросаться огненными шарами, поднимать мертвецов, заранее узнавать содержимое сундуков и произносить десятки других заклинаний. А технологи – стрелять из пулемета, притуплять силу воли врагов, закладывать бомбы с часовым механизмом и таскать за собой робота-медика.

Жаль, что совмещать два направления слишком сложно, ведь магия и технология друг друга на дух не переносят. Поэтому ружья в руках чародеев работают плохо, а ездить на поездах им приходится в специальных вагонах. Технологов же бесполезно лечить заклинаниями, вот и приходится делать всякие порошки и микстуры.

Теоретически можно прокачать нейтрального персонажа, умеющего все понемногу, но его эффективность в бою будет слишком низкой.

Кстати, о боях: основных режимов тут два – пошаговый и в реальном времени. Первый мало чем отличается от большинства конкурентов среди RPG. А вот второй шокирует скоростью происходящего.

Например, популярное ружье «Слонобой» стреляет с такой частотой, будто у вас в руках пулемет. Это порой помогает легко побеждать сильных врагов, но удовольствия мало — такими схватками невозможно управлять из-за отсутствия активной паузы.

Есть вопросы и к магии. Разработчики зачем-то заменили привычную ману на концепцию Усталости. Если этот показатель снизится до нуля — а он снижается не только при использовании заклинаний, но также из-за атак врагов, — маг просто свалится без чувств, став легкой добычей.

Выбери свое приключение

Многие квесты в Arcanum имеют по четыре-пять вариантов прохождений. В упомянутом ранее случае с мостом можно перебить бандитов, выкрасть ключ, притвориться представителем крупной преступной организации или просто заплатить вымогателям. Порой попадаются недокументированные возможности — как в случае с порталом в иное измерение.

Когда я купил диск с игрой, дела с Интернетом обстояли не очень, и в непонятных случаях приходилось искать прохождения в журналах. В одном было написано, что монстры в портале бесконечны, поэтому надо быстро добежать до выхода из портала и закрыть его. Но моя будущая жена заявила, что терять опыт за убитых врагов глупо, после чего выяснила, что рано или поздно монстры все-таки закончатся.

Тот самый портал, где можно поднять пяток-другой уровней
Тот самый портал, где можно поднять пяток-другой уровней

Или вот еще пример — в борделе в Таранте надо найти ожерелье, потерянное клиентом. Его забрала горничная, и только вам решать, что сделать: украсть предмет, подкупить, припугнуть, заболтать девушку или обаять ее и пообещать более хлебную работу в… этом же борделе. В последнем случае вообще все будут довольны – и клиент, и мадам, и горничная.

Современным борцам за права на Reddit это не понравится, но Arcanum — продукт своего времени, когда за подобное студии не отменяли. Такой в игре мир — местные NPC не стесняются оскорблять полуорков или унижать женщин. Все, как в «старой доброй» викторианской Англии. Расизм, сексизм и прочие «измы» здесь процветают. Причем все ненавидят всех. Это просто достоверно.

В мечтах о продолжении

А еще в игре прекрасная музыка, написанная композитором Беном Хоуджем, работавшим над сериями Half-Life и Leisure Suit Larry, а также над Tom Clancy’s End War и другими играми. Мелодии и аранжировки соответствуют регионам – в депрессивных локациях и тональность соответствующая. И это очередная, но далеко не последняя причина полюбить Arcanum.

Фанатов у игры хватает и сегодня, хотя базовой версией мало кто пользуется. Ведь есть и патч, обновляющий графику, и всяческие моды, включая целые сборки вроде Arcanum 1.5 Expansion или Multiverse Edition. Да и баги давно исправлены.

Эльфийка Энни из Expansion – новая спутница, которую проще всего нанять герою одной с ней расы
Эльфийка Энни из Expansion – новая спутница, которую проще всего нанять герою одной с ней расы

После 2001 года вышли десятки, если не сотни RPG, но у Arcanum так и не появилось достойных наследниц. Сама Troika Games выпустила традиционную CRPG The Temple of Elemental Evil и культовую Vampire: The Masquerade – Bloodlines, а потом обанкротилась. Поэтому Arcanum 2 – ролевая игра о путешествии к центру планеты – так и осталась в списке нереализованных планов.

Впрочем, уход со сцены компании-разработчика и отсутствие продолжения не помешали первой части оставаться популярной в среде фанатов RPG. Кстати, о сиквеле – студия Larian недавно смогла воскресить другую культовую ролевую игру, Baldur’s Gate. Ау, бельгийцы, может, возьметесь и за Arcanum тоже? Если не сейчас, то хотя бы лет через 5-10?

Хочется верить, что когда-нибудь Arcanum 2 все-таки выйдет и станет настоящим хитом. Но пока этого не случилось и в ближайшее время не ожидается. Зато всегда можно запустить оригинальную игру и вновь окунуться в атмосферу великолепных приключений, нестандартных решений и многочисленных секретов.