Л.Воронкова "Гуси-лебеди": плохо, когда ты никому не нужна... Книга о девочке-изгое

"...Откуда отцу знать, что Аниске трудно живется на свете, что не умеет она дружить с девченками, что терпит она от них всякие насмешки, а потому и убегает в лес, где каждый цветок ей улыбается и каждая птица кричит ей "здравствуй!"?..."

Бывают на свете такие дети: хорошие дети, которым нелегко - их обижают, их используют в своих целях, над ними насмехаются, с ними не хотят дружить. Притом, эти дети всего этого не заслуживают - они добрые, они честные, они отзывчивые, они доверчивые, не таящие в себе злобы, они всегда помогают другим, они всегда на стороне добра... Но вот с ними не дружат, их избегают. Эти дети одиноки.

К таким детям относится главная героиня повести Л.Воронковой " Гуси-лебеди" Аниска.

Иллюстрация из книги
Иллюстрация из книги

Непросто живется Аниске на свете-у неё нет подруг, никто не хочет с ней дружить. Аниса - девочка добрая, справедливая, увидит, где какая несправедливость-тут же встает на сторону обиженного. Если просят помочь-никогда не откажет, честно, добросовестно выполнит свою и чужую работу. Не позволит обижать птиц и животных, в драку полезет, чтобы защитить слабого.

Не любят её ребята, не принимают в свой круг. Насмехаются над ней. Прозвище обидное дали - "Косуля". Даже родная сестра и та старается использовать Аниску в своих целях-сваливает на неё свою домашнюю работу, а сама с подружками идет гулять. Вот и берется Аниска за сестру посуду мыть, избу прибирать, а еще и свою работу, которую мать ей поручила, надо выполнить-маленький братик Николька на ней - и покорми его, и спать уложи, и гулять своди, пока мать на работе.

Аниска и братик Николька
Аниска и братик Николька

Вот так и живет Аниска-терпит все насмешки, унижения, всю несправедливость. И поделиться ей не с кем. Разве только в лес сходить-молчаливые цветы всегда ей рады, всегда выслушают... Никто в лесу не насмехается над Аниской-ни птицы, ни цветы...

Однажды в село приехала девочка Светлана на каникулы к бабушке. И вроде бы как начала дружить с Аниской, во всяком случае относилась к ней лучше остальных девчонок. И Аниска поверила - доверилась Светлане, увидела в ней подружку. Но намерения Светланы были не такими уж и дружескими. Не воспринимала Светлана их общение с Аниской как дружбу. А вот Аниска что только не сделала, чтобы Света увидела в ней друга-и грядки колхозные помогала полоть, и пирог для нее стащила, и в лес водила, и ягоды дарила, и даже редкую птицу из гнезда вытащила и принесла к Светлане прямо домой.

Но вот кончились каникулы и Светлана уехала домой, в Москву. Этот день был для Аниски чуть ли не концом света - девочка наконец-то увидела истинное отношение Светланы к ней. Поняла, что ошиблась. Что Светлана не друг, как думала Аниска, а лишь знакомая, которой Аниска, как и её дружба вовсе не нужны...

Аниска и Светлана
Аниска и Светлана

Светлана уезжает в город
Светлана уезжает в город

Удивительно, как точно Л.Воронкова передает одиночество и душевную боль Аниски. И как же хорошо, что автор написала это произведение. Чтобы читатель задумался - а ведь и в реальной жизни бывают такие "Аниски". Отвергая их, не воспринимая всерьёз, мы даже не догадываемся какую душевную боль причиняем им. Не догадываемся как им одиноко. И даже не понимаем, какой настоящий друг мог бы у нас быть и мы сами себя лишаем этой возможности... А требуем ли мы этого от своих детей? Учим ли их быть внимательнее к чувствам других, быть настоящими друзьями?
Жаль,что это произведение не входит в школьную программу. Жаль, что оно не читается детьми и не обсуждается на уроках с учителем. Ведь в каждой школе есть такой ребенок как Аниска. Они изгои и объекты для насмешек. Может оттого, что эти важные вопросы не обсуждаются в школе на примере таких произведений, в школе процветает буллинг? И последствия такого буллинга не всегда хорошие...

Всю детскую душевную боль девочки Анисы можно понять из строк в конце книги, когда она смотрит на летящих птиц и просит их сбросить хотя бы по одному перышку, чтобы она могла улететь вместе с ними, от этих людей, среди которых нет ей места. Вот этот фрагмент:

 "...-5

Друзья, а вы читали это произведение?
Как вы считаете, как можно помочь таким детям как Аниска? Встречались ли вам в жизни такие дети?
Делитесь своим мнением.