2,4K подписчиков

Юрий Шатунов: никому не известный кумир

565 прочитали

Сняли документальное кино о Юрии Шатунове — легендарном певце, в общем-то, без особенного музыкального голоса, без поэтического дара (тексты для «Ласкового мая» сочинял Сергей Кузнецов, который и основал эту группу).

Но своей искренностью, и, быть может, некоторой сценической наивностью Шатунов завоевал внимание миллионов. «Ласковому маю» рукоплескали целые стадионы. Копии коллектива разъезжали по всей стране, зарабатывая огромные деньги.
Начало фильма. Мне кажется, это шаблон из какого-то видеоредактора, где-то я видел его точно, и не раз. Но может, я ошибаюсь.
Начало фильма. Мне кажется, это шаблон из какого-то видеоредактора, где-то я видел его точно, и не раз. Но может, я ошибаюсь.

Фонограмма ? Поп ? Низкокачественные дорожки ? Быть может. Но Шатунов стал народным артистом — не по титулу, по призванию. Его помнят. Даже я, весь такой рокер и пост-панкер, иногда включаю какие-нибудь «Белые розы». Редко. Ну а часто и не нужно. Хорошие песни были же. Да, кино не наше, если что.

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о странном кино, которое телевидение сняло про Юрия Шатунова, и которое было выпущено совершенно спонтанно, быстро, так, словно хотели поскорее рассказать. Притом, я думаю, даже уверен, что стремление не было именно такое, но кто знает...

Об этом фильме писали многие. Главный предмет претензий — название «Неизвестный кумир». Зрители выражали недовольство определённое, мол, как это неизвестный, когда известный ! Оставим за кадром, быть может, простительную недалёкость обсуждающих.

Очевидно, что таким названием телевизионщики как бы подчёркивали, что в фильме расскажут много неизвестного про известного героя. Но обманули. Манипуляция ожиданиями аудитории характерна для канала «РенТВ», и в итоге лишь некоторые эксклюзивные видеофрагменты попали в картинное поле...

Режиссёр картины Александр Игудин. Это очень опытный, и известный в среде профессионалов клипмейкер, много работал с разными звёздами и не только. С Шатуновым был знаком много лет, снимал клипы и для "Ласкового мая".
Режиссёр картины Александр Игудин. Это очень опытный, и известный в среде профессионалов клипмейкер, много работал с разными звёздами и не только. С Шатуновым был знаком много лет, снимал клипы и для "Ласкового мая".
Так что особенного ничего нового в фильме не было. Единственное, чего я не знал о Шатунове, не являясь его фанатом, это то, что он был первым исполнителем песни «Тучи» (а тучи как люди, они одиноки). Не знал, и никогда не слышал этой песни в его исполнении.

Как оно в целом

Сам фильм построен на модели клипового мышления — короткие планы с репликами чередуются с архивными видеоцитатами. Для этого фильма качество их могли бы улучшить, тем более, что сейчас это гораздо проще сделать, чем раньше. Но, возможно, оставить «формат VHS» было замыслом режиссёра.

Архивное видео. С цветокором и шумами поработали явно немного, но, в целом, качество не очень.
Архивное видео. С цветокором и шумами поработали явно немного, но, в целом, качество не очень.

Иногда, очень редко (и слава богу), используется бульварная блогерская техника — «забегание» реплик, работа косыми склейками (это когда одна фраза в кадре ещё не закончилась, но её резко обрывают, и начинается уже другой кадр, либо наоборот). Как лютый противник этого очень грубого и топорного художественно-изобразительного, а точнее, антихудожественно-изобразительного средства, я его с негодованием отметаю. Однако, поскольку это кино снимал не я, приходиться довольствоваться тем, что использует автор. Раньше подобный монтаж считался выбраковкой, но позже его стали использовать, как эксклюзив.

Сама по себе косая склейка вполне органичный приём. Но не в интервью и монологах. Работать в них L/J-катами это словно перебивать героя, мне так кажется. А блогеры многие и вовсе любят дёргаться в кадре, после чего все зрители также дёргаются, некоторые даже падают со стульев. Не очень эти моменты, в общем. Просто субъективное мнение, не более того.

Интервью

В части интервью присутствует весь состав «Ласкового мая», как и сам Шатунов. Он очень органично и просто вписан в сюжет, без всяких спецэффектов и хитростей. Он будто стоит за кулисами, наблюдая за тем, как снимают про него фильм, изредка выходит, дополняет участников. В фильме он живёт, и никакого впечатления того, что это «картина памяти» на таких моментах нет. Увы, в нашей картине о Викторе Цое никак не получится достичь подобного формата.

Юрий Шатунов в фильме.
Юрий Шатунов в фильме.

Присутствуют некоторые одиозные личности — Николай Басков, Андрей Малахов. Также о Шатунове рассказывают как современные, так и прошлые деятели искусства.

Андрей Малахов.
Андрей Малахов.

Где-то довольно странная съёмка: Наташу Королёву вот осветили по такой необычной схеме, куда там Рембрандту ! Есть, правда, одна версия, почему, но я не стану её высказывать, не положено джентльмену.

Наташа Королёва.
Наташа Королёва.

Сюжет катится, да нет, просто летит, в буквальном смысле, по головам публики. Сорок пять минут — традиционный телевизионный формат. Скорее к развязке ! Semper ad eventum festinat !

История героя не драматизирована, никакого конфликта нет — просто повествование. Но зато присутствует главный злодей — Андрей Разин, который упоминается много раз по ходу сюжета, и всегда в негативном, даже резко негативном ключе. Что ж, участие Разина в «Ласковом мае», и его, так скажем, креативный вклад, всем известны.

Андрей Шишкин
Андрей Шишкин
Сергей Кузнецов.
Сергей Кузнецов.

В общем, спойлерить особенно не стану. Фильм вышел на РенТВ 7 марта, но с этого времени его увидело явно не такое большое количество зрителей, какое должно. Потому я рассказываю о нём ещё раз, на всякий случай. Наконец, просто показываю.

Посмотрите этот фильм, оно, в общем, того стоит. Хотя телевизионный жёсткий формат у меня вызывает всегда чувство протеста. Погоди ! Прекрати крутить аппарат ! Надо подождать, подумать. Но нет. Эфир — и снова побежала чересстрочная в сполохе реклам, новостей, прогнозов погоды. Телесеть есть телесеть.