1,8K подписчиков

Чтобы выиграть противостояние, надо знать себя и врага (Сунь Цзы)

Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.
Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.-2

Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии

В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др. весьма уместно вдуматься в глубокий философский смысл высказывания легендарного китайского военачальника и стратега Сунь Цзы (453-403 гг. до н. э.) из трактата "Искусство войны":

"Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении".
Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.-3

1. Причины наших заблуждений в понимании западной цивилизации

Классики английской литературы такие как Даниель Дефо (1660-1731 гг.), Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) как представители страны, первой вступившей в раннекапиталистические рыночные отношения, в своих произведениях "Робинзон Крузо" и "Путешествия Гулливера" показывали своим читателям реальную картину формирования нового экономического человека, его характера и отношения к источникам доходов, не замечая ничего негативного в происходящем. А ведь в своих литературных и философских произведениях классики рассказывали о сути западной цивилизации через образы их героев, наставляли современников, учили их понимать смыслы новой капиталистической жизни.

Но в нашей стране эту литературу нам адаптировали до уровня детской приключенческой и фантазийной и тем самым снижая уровень авторского осмысления сложных общественных процессов. Поэтому мы не понимали сути рыночной экономики и не были готовы к ее изъянам, веря, что это настоящая цивилизация. Исследователи, детально разобрав в сотнях научных статьях и книгах творчество Даниеля Дефо, Джонатана Свифта и их произведения, отмахнулись от сути ими написанного еще 200 (!) лет назад, гениально адаптируя до уровня восприятия наших детей и подростков, превратили их в детскую приключенческую классику, отнесли к авторам детской литературы, сделав гимном человеческой воле и упорному труду!

Но в подлиннике никакой детской эта литература никогда не являлась, более того, обращенная к современникам этих авторов и последующим поколениям англоязычных джентльменов, она воспитывала их, формируя у них понимание классических основ принципов общества рыночной экономики. Она была инструментом воспитания, давая единственно правильные и незыблемые рецепты жизни и, предвосхищая одобряемые обществом поступки миллионов белых джентльменов, донося им смысл «бремени белого человека» по отношению к колониям и их народам, где нет «ничего личного – только бизнес»!

Они формировали западную цивилизацию, противостоящую нам сегодня. Не веря в себя, мы их идеализировали и верили, что они несут нам цивилизацию, а для них мы были просто новой Африкой, новый бездонный источник почти бесплатного сырья, материалов, интеллектуальных ресурсов.
Чисто по Сунь Цзы – не понимали их и не понимали себя! Поэтому проигрывали.

Сегодня международная политическая ситуация, как никогда ранее, способствует взгляду на целый ряд литературных произведений эпохи Просвещения, как на лакмусовую бумажку, проявившую всю суть западного «цветущего райского сада» и упакованную в красивые понятия - демократия, свобода, права человека, незыблемость и неприкосновенность институтов частной собственности, свободного рынка и конкуренции, верховенства права и другие, ставшие пустым звуком. Но открыть это для себя можно было значительно раньше, узнав мысли, сокровенные желания сегодняшнего противника, если внимательно читать книги, на которых он воспитан, знать описанные в классической литературе его приемы, вполне прогнозируемые поступки. Тем более, что он сам предельно откровенно раскрывает себя в литературных шедеврах и в живописных полотнах никак не меньше, чем в конкурентной борьбе, слияниях и поглощениях бизнес-партнеров. Мы могли быть предупреждены о бесчеловечности рыночных отношений!

И главное - никогда не верить западной цивилизации!

2. Робинзон Крузо - яркий представитель западной цивилизации, "рая" в окружении джунглей

Итак, рассмотрим через призму художественных произведений, знакомых нам с детства авторов, лишь один вопрос - влияние рыночных отношений на воспитание и образ мыслей представителей европейского и американского общества, раскрытые литературными классиками еще в XVIII веке, на пороге торжества капиталистических рыночных отношений.

Справка Academia-nadezhda:

Даниель Дефо (1660-1731 гг.) - английский писатель и публицист, автор романа «Робинзон Крузо». Один из основателей английского романа, как литературного жанра. Плодовитый и разнообразный писатель, автор более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы, основоположник экономической журналистики. В публицистике пропагандировал здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.

Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.-4

Д. Дефо, Д. Свифт - это представители эпохи Просвещения, когда вопросы воспитания человека не только в новых экономических условиях, но и для новых общественных условий, становятся важнейшими. Тема воспитания и просвещения нового человека звучит в музыке А. Моцарта, живописи У. Хогарта, литературе, появляются трактаты о воспитании. В 1762 году французский философ Жан-Жак Руссо пишет роман-трактат об искусстве обучения «Эмиль, или О воспитании». Автор строит процесс воспитания своего героя Эмиля в природе и оставляет ему единственную книгу - роман Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Каким предстает настоящий герой Д. Дефо в книге, адресованной английским недорослям, а не адаптированной для советских детей и подростков?

Говоря о характере и занятиях Робинзона Крузо, Д. Дефо выделил некоторые: отправляясь в плавание в Гвинею, он решил подработать торговлей. Торговля, как известно, стала первоосновой формирования капиталов, столь востребованных для инвестирования в развивающихся рыночных отношениях, но особенно торговля с колониями, априори не равнозначная по сути, грабительская по существу. Причем, герой Д. Дефо сразу нацелен именно на такой подход, и сложившаяся тогда практика продолжается до наших дней, когда речь идет о золоте, уране, редкоземельных металлах и др. Так как герой Д. Дефо отправлялся в Африку, то решил, что за стеклянные бусы ему местное население заплатит золотом:

"Отправляясь в Гвинею, я захватил с собой кое-какого товару: закупил на сорок фунтов стерлингов различных побрякушек и стеклянных изделий, находивших хороший сбыт у дикарей. Путешествие сделало меня и моряком, и купцом: я выменял на свои побрякушки пять фунтов и девять унций " золотого песку, за который по возвращении в Лондон получил изрядную сумму" [1].

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки  в XVII-XIX веках [2].
Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках [2].

Такое отношение Робинзона Крузо к народу африканского континента характеризует его как колонизатора и расиста, что особенно проявляется в отношениях с мальчиком Ксури. Этот мальчик попал в плен, как и Робинзон Крузо, но Ксури называл Робинзона "господином", хотя они были друзьями по несчастью и побегу, но цвет кожи был разный, поэтому равенства между ними (а как же права человека и ...?) не было: "Ксури правил рулем, как вдруг я услышал его крик: «Хозяин! Хозяин! Парус! Корабль!»" Характерно, что, когда Ксури помог Робинзону бежать из плена, Робинзон расплатился с капитаном корабля, который помог им спастись, за недорого продав тому своего друга. Почему? Да из-за цвета кожи:

"Мне очень не хотелось брать эти деньги, и не потому, чтобы я боялся отдать мальчика капитану, а потому что мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее. Я изложил капитану все эти соображения, и он признал их справедливость, но советовал не отказываться от сделки, говоря, что он выдаст мальчику обязательство отпустить его на волю через десять лет, если он примет христианство. Это меняло дело. А так как к тому же сам Ксури выразил желание перейти к капитану, то я и уступил его" [1].

Говоря о расистском отношении Робинзона к жителям Гвинеи, можно вспомнить его отношение к Пятнице, чье имя Робинзон даже не спросил, у него даже просто такой мысли не было. Но первое слово, которому Робинзон научил Пятницу, было "Господин", показывая на себя!

Итак, Робинзон Крузо - работорговец, расист, колонизатор - образ европейца, который был сформирован уже более 200 лет назад! Как мы этого не замечали их главного правила - им все позволено и им можно всё!
Рабство в Латинской Америке. XIX в.
Рабство в Латинской Америке. XIX в.

3. Колониальные захваты как метод первоначального накопления капитала - основа рыночных отношений Запада

Очевидно, что начало рыночных отношений и первоначального накопления капитала западной цивилизацией основано на колониальных захватах, работорговле, открытом ограблении новых территорий, рабском труде, неравнозначной торговле (обмане) с местным населением. Гонимые рассказами о несметных сокровищах Востока, представители западной цивилизации жаждали найти новый морской путь в Индию, когда сухопутный путь на Восток был отрезан арабами к середине XV века. Опорой им стало значительное количество предприимчивых и честолюбивых мореходов, стремившихся к открытиям, обездоленных, отчаянных людей, готовых к поиску любых источников существования, новых земель для ведения хозяйства и переселению на них, чтобы улучшить свою жизнь, возможность заработать, если не на торговле с Востоком и Азией, то просто на грабеже более успешных сородичей в ходе широко распространенного морского пиратства на морских торговых путях. Эти причины подтолкнули процесс Великих географических открытий, ставших погоней за колониальными захватами новых земель.

Католическая церковь, благословляя на подвиги ради святой церкви искателей приключений и сокровищ, была вовсе не чужда перспектив новых финансовых поступлений, обретению новых верующих. Католическая церковь получила ей обещанное - католицизм становится мировой религией. Христианизация местного населения новых континентов, проводившаяся убеждением, огнем и мечом, позволила оправдать ожидания католической церкви. Возвышенное и божественное неразрывно переплелись с отпущением грехов и потворством жестокости в отношении жителей открытых земель, при необходимости, подлежавших безжалостному уничтожению устроителями нового порядка, порядка белого человека и истового католика.

Наряду с этим, развитие европейских знаний в науках, мореплавании и технологиях, стали основой возникновения европоцентризма - европейского одностороннего превосходства перед народами новых колониальных территорий, принимая там самые бесчеловечные формы, обернувшись "бременем белого человека", которому все позволено по отношению к населению открытых территорий (вспомним рассказ Робинзона о его опыте работы на новых землях).
Европоцентризм стал главенствующим подходом ко всем мировым проблемам - в экономике, политике, культуре, во всей философии мировосприятия человечества. Европейцы, воспитанные в духе европоцентризма и "бремени белого человека", не смогли отнестись к народам Азии и Африки и их культуре как равным себе!

Торговые связи стали не только межстрановыми, но в новых границах обрели межконтинентальные масштабы, что привело к образованию мирового рынка. Европа, ранее развивавшаяся в своих географических границах, стала регионом, влияющим на судьбу далеких от нее стран и народов, которые вынуждены были ориентироваться на европейские столицы. Страны Ближнего Востока, Индия, Китай, Япония и многие другие, куда так рьяно стремились первооткрыватели, когда-то бывшие своим собственным «перекрестком цивилизаций», теперь оказались вдали от торговых путей и на столетия погруженными в небытие, превратившись из субъектов мирового развития в объекты чужой воли и стяжательства. Это открыло широчайшие возможности для первоначального накопления капитала европейскими государствами за счет варварского грабежа колоний.

В XVII веке для организации более эффективных методов грабежа с минимальными государственными расходами и ответственностью за результат этого варварства, европейцами были изобретены новые юридические и экономические формы захвата и управления открытыми землями в виде частно-государственных торговых компаний, ставших тараном для разрушительного государственного и экономического порабощения стран и народов. Наделенные монопольными торговыми правами и широчайшими полномочиями представления интересов государств - учредителей, они сочетали возможности необузданной частной инициативы с государственной поддержкой, в т.ч., военной.

Справка Academia-nadezhda:

Например, Британская Ост-Индская компания - акционерное общество, созданное 31 декабря 1600 года указом королевы Елизаветы I и получившее обширные монопольные привилегии для торговых операций в Индии. С помощью Ост-Индской компании Великобританией была осуществлена колонизация Индии и ряда стран Востока. Компания отвоевывала для Британии целый полуостров Индостан, площадью — около 2 млн км², по поручению правительства Великобритании осуществляла здесь функции государственного управления и сбора налогов!
В 1602 году была основана Голландская Ост-Индская торговая компания, которая до 1798 года. Она вела монопольную торговлю чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шелком, керамикой, пряностями, опиумом с Китаем, Японией, Цейлоном, Индонезией, и др. странами Тихого и Индийского океанов.
Англичане и голландцы были не одиноки, этим путем пошли и другие европейские монархии и предприниматели.

Создание первых колониальных империй Португалией и Испанией, привело к тому, что ограбление колоний стало источником экономического могущества европейских государств. В воздухе пахло безграничными барышами!

В империи короля Испании Филиппа II (1527-1598 гг.), из династии Габсбургов, простиравшейся на половину Европы, в обеих Америках и бывших португальских владениях в Африке и Азии, солнце не заходило никогда. Ни один человек в истории не властвовал над столькими людьми и государствами. В золотых рудниках Америки ежегодно добывали больше золо­та, чем его было в средние века во всей Европе! Специально сна­ряженные эскадры тяжелых галеонов - «Золотые флоты» - до­ставляли из Нового Света в испанский порт Кадис годовую добычу, о которой грезили французские, голландские и английские корсары. Испанская империя фактически зиждилась на монополии короля на добычу золота и заморскую торговлю.

Колонизация территории и коренных народов Африки, Америки, массовое и сознательное их истребление, вывоз для продажи в рабство, разграбление культурных ценностей, ослабление экономических возможностей практически навсегда остановили их развитие. Воины, разбой и гибель древних культур Нового света (Майя, ацтеки, Инки), бесчинства в Индии, Китае, захват индейских земель - лишь верхушка айсберга скорби.
Таблица Academia-nadezhda "Колониальный раздел мира западными державами к 1898 году".
Таблица Academia-nadezhda "Колониальный раздел мира западными державами к 1898 году".

4. Воплощение миссии белого человека. Китайский опыт

В качестве примеров испытаний, выпавших на долю стран и народов, открытых европейцами в результате Великих географических открытий, возьмем лишь две страны Китай и Индию (о ней в следующей статье). Сейчас Китай одно из самых населенных и промышленно развитых государств мира. А после своего "открытия" англосаксонскими джентльменами он стал порабощенной полуколонией.

Китайские товары в Европе пользовались большим спросом. Англичане не могли конкурировать на китайском рынке, торговали себе в убыток, и искали тот товар, при помощи которого они смогут закрепиться на китайском рынке в конкуренции с русскими мехами или итальянскими торговцами венецианским стеклом. Попытки Великобритании добиться привилегированного установления режима свободной торговли в портах Китая для английских торговых компаний не находили понимания у могучей империи Цин, которая проводила политику жесткого контроля внутреннего рынка страны в интересах китайских производителей и купцов. Получив отказ, англичане решили изменить метод проникновения на богатейший китайский рынок.

Как водится у джентльменов, только ради "принципов равных возможностей в бизнесе и честной конкуренции" англичане занялись контрабандной торговлей наркотиком - опиумом - как государственной торговой политикой освоения китайского рынка!

Несмотря на жесточайший запрет, Британская Ост-Индская компания в 1773 году получив от правительства Великобритании монопольное право на закупку индийского (бенгальского) опиума, завезла в Китай первые 1,4 тонны наркотика! Сделка оказалась очень выгодной и для компании и для британского правительства, поскольку оно получило гигантский источник поступлений в бюджет королевства от продажи наркотика, объем продажи опиума к 1830 году вырос до 1500 тонн! Теперь жажда наживы гнала английских джентльменов вперед и их уже не могли остановить никакие императорские запреты или конкуренты! Масса других торговых компаний стремились заработать на торговле наркотиком! В результате в 1834 году на рынок вышли новые поставщики, объемы продаж опиума и потребление опиума китайцами резко выросли.

Для Китая это имело катастрофические последствия. Наркотик вошел в повседневный обиход, им одурманивали себя целые деревни, люди забрасывали работу, многие высшие чиновники не забывали хотя бы пару раз в неделю заглянуть в опиокурильни.

Китайцы — курильщики опиума, 1858 г.
Китайцы — курильщики опиума, 1858 г.

Но и этого английской буржуазии, заинтересованной в сверхприбылях на китайском рынке, стало мало, и они потребовали от английского правительства силового решения проблемы открытия китайского рынка и слома политики изоляции Цинского Китая. Для удобства решения проблемы военным путем было решено захватить китайский остров (предполагалось Тайвань) и создать на нем оплот свободной торговли! Начались опиумные войны. 1840-1842 гг. - первая опиумная война. 1856-1860 гг. - вторая опиумная война.

Ради расширения торговли опиумом на территории Великобритании было не грех развязать военные действия против Китая. "Ничего личного - только бизнес!" Вот откуда берут свое начало ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ! Все ради свободы и развития новых территорий! Сейчас это делается с помощью другого метода - Всемирной торговой организации, где ведущую роль играют США.

Первая опиумная война была китайцами проиграна и в 1842 году в Цзян­ни­не (ны­не г. Нанкин) был заключен навязанный Китаю силой оружия Нанкинский договор 1842 г.: остров Сян­ган (Гон­конг) пе­ре­хо­дил в «веч­ное вла­де­ние» Ве­ли­ко­бри­та­нии; Китай выплачивает Великобритании контрибуцию в 21 000 000 фунтов стерлингов; кроме Кантона открываются для иностранной торговли ещё четыре китайских порта: Амой, Фу­чжоу, Нин­бо, Шан­хай; уп­разд­ня­лась китайская ку­печеская кор­по­ра­ция «Ко-Хонг», пре­ж­де имев­шая мо­но­поль­ное пра­во за­куп­ки иностранных то­ва­ров и их рас­про­стра­не­ния в Ки­тае, в ре­зуль­та­те че­го британские тор­гов­цы по­лу­ча­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но вы­би­рать китайских торговых партнеров; британские под­дан­ные по­лу­ча­ли пра­во экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти, для них вво­ди­лась кон­суль­ская юрис­дик­ция, в от­кры­тых пор­тах им раз­ре­ша­лось соз­да­вать свои по­се­ле­ния; в торговле с Китаем Ве­ли­ко­бри­та­нии пре­дос­тав­ля­лось пра­во страны «наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния»; Китай обязывался уплатить Англии 6 млн. фунтов стерлингов в возмещение стоимости опиума, уничтоженного в 1839 г. в Гуандуне и др.

В 1856-1860 гг. - вторая опиумная война. Великобритания и присоединившаяся к ней еще одна свободная европейская страна Франция, искали повода для развязывания очередной войны с Цинским Китаем с целью добиться только для себя: права неограниченной торговли на всей территории Китая, допущения своих постоянных послов в закрытую для них столицу Пекин, официального права торговать опиумом!

Благородными англичанами был найден ничтожный повод для развязывания второй опиумной войны - 8 октября 1856 года китайские таможенные чиновники провели досмотр китайского корабля под флагом Великобритании (как посмели!), приписанного к порту Гонконг, заподозрив команду корабля в пиратстве, контрабанде и торговле опиумом, часть команды была арестована. За это Великобритания объявила войну империи Цин и началась англо-франко-китайская война. США (!) присоединились к ней на стороне европейских стран и преследуя аналогичные цели, оказывали политическое, дипломатическое давление на Китай.

Китай потерпел новое военное поражение. 24 и 25 октября 1860 года были подписаны англо-китайский и франко-китайский договоры, называемые Пекинским договором: Цинское правительство обязано выплатить Великобритании и Франции контрибуцию равную 296 тоннам серебра; открыть для иностранной торговли порт Тяньцзинь, разрешить вывозить и использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Великобритании и Франции (Вам это ничего не напоминает? Чем не африканские рабы, вывозимые из Африки в США?), к Великобритании переходила южная часть Цзюлунского полуострова на юго-востоке Китая, который образует южную часть основной суши на территории Гонконга, рядом с гаванью Виктория, суверенитет над которой КНР смогла вернуть только 1 июля 1997 г.

США, официально не участвовавшие в войне, накануне заключения договоров с Англией и Францией также навязали Китаю заключение отдельного договора, открывавшего китайские порты для американских кораблей, американской торговли, расширялось право консульской юрисдикции США. На основе так называемого принципа "наибольшего благоприятствования" США получили те же привилегии в торговле, что Англия и Франция, а также право иметь постоянную дипломатическую миссию в Пекине.

Как это похоже на американцев – участвовать в дележе чужих активов на стороне победителей!

Для победителей это обернулось расширением рынка и объема легальных продаж тысяч тонн наркотиков, европейских и американских товаров, экономическому освоению гигантской территории Китая иностранными компаниями, стремительному росту их доходов и бюджетных доходов стран победителей, вывозившими отсюда ресурсы, дешёвую рабочую силу (т.н. кули) и капиталы.

Китай же в результате "опиумных" войн, грабительских мирных договоров, миллионных потерь в армии и среди гражданского населения, постоянно растущего потока ввозимого в страну опиума, гигантского распространения наркомании, деградации и чудовищного вымирания населения, крушения и разграбления экономики, подорванного международного авторитета перестал быть мировой державой, став не более чем полуколонией западных государств. Такое положение сохранялось вплоть до середины ХХ века.

Вывод:

Перечитывая с детства известный роман о приключениях Робинзона Крузо, анализируя политику западных стран, мы поняли: верить им и забывать об их преступлениях нельзя. Запад теряет возможность грабить весь мир. И поэтому становится ещё более агрессивным. Для него нет ничего запретного - только бизнес!

Литература:

  1. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-udivitelnye-priklyucheniya-robinzona-kruzo/
  2. "Черное дерево". работорговля из Африки в XVI-XVIII вв. Арабская работорговля в Африке. https://gmr-sk.ru/about-ultrasound/chernoe-derevo-rabotorgovlya-iz-afriki-v-xvi-xviii-vv-arabskaya-rabotorgovlya-v.html

Если тема статьи показалась актуальной, то пишите в комментариях, обсудим, ставьте лайки, подписывайтесь, советуйте друзьям. Спасибо!

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

Сунь Цзы об условиях победы в противостоянии В ситуации противостояния России и западной цивилизации с ее инструментами – НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.-9