158 подписчиков

Ты знаешь что такое безумие?

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему. Доброго времени суток, любители игр, с вами на связи Анна Кузьмина и обзор на жанр, который породила игра Papers Please.

Да-да, конечно цитата больше подходит Souls-like играм, или, вероятно, играм-слешерам на высокой сложности, но давайте разберемся, почему головоломки-симуляторы затягивают игроков из года в год, хотя не несут в себе большого экшена, а геймплей одинаков и равномерен.

Пожалуй начнем с того, что изначально жанр головоломок и был популярен в нулевых, были хорошие и не очень квесты, а приключенческие игры так или иначе включали в себя элементы загадок и пазлов, да и до сих пор продолжают игроделы добавлять такие элементы в геймплей. Но, чем дальше мы гонимся за чистотой кадров, зрелищными перестрелками и точной стрельбой в соревновательных играх, тем больше квесты и головоломки становятся “скучными”. Почему же Papers Please переломила данную тенденцию и почему сейчас, практически копия “Бумажек” - “That’s not my Neighbor” популярна как на стриминговых площадках, так и на видеохостингах?

По моему скромному мнению, рассказ о данной исключительной ситуации нужно начать с игры The Stanley Parable, которая была спокойной, стильной, с множеством концовок и неожиданных сюжетных поворотов. По одному кадру можно угадать, о какой же игре идет речь, а шутки рассказчика многие цитируют. И оттуда выявилось желание игроков на исследование и неспешное погружение. The Stanley Parable вышла в 2011, а всего через два года вышла “Papers Please”, которая сохранила в себе четыре столпа успеха:

1) Стиль

2) Атмосфера

3) Непредсказуемость

4) Юмор

По сути “Papers, Please” - головоломка в сеттинге антиутопии, где показывается вся серость будней в пропагандистской стране работника пограничного поста, через героя проходят десятки людей, и только игрок решит соответствует ли человек в окошке с документами, которые также нужно проверить на подлинность. Но всё это закручивается в интересный сюжет, где мы можем переломить ход истории, выбрать политическую сторону, а также сохранить или разрушить собственную семью - деньги вам придется тратить не только на какие-либо “плюшки” со стороны персонажей, но также на счета, еду, лекарства и улучшения дома. Юмор здесь преследует игрока в лице отсылок, отдельных персонажей и реплик. Казалось бы, хорошо, но недостаточно. Однако! Игру оценили на 85 из 100 баллов, а игроки называют ее “современной классикой”. А всё потому, что такой тип игры - однообразный, который за монотонными действиями скрывает что-то большее - и есть новый жанр.

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему.-2

Не верите? Тогда пробежимся по схожим играм: Please, Don't Touch Anything (2015), Beholder (2016), Peace, Death! (2017), Do Not Feed the Monkeys (2018), Thats not my Neighbor (2024).
Первая - это российская смесь “The Stanley Parable” и “Papers, Please”, так как по сути геймплей монотонный, выйти из комнаты вы не можете (как и в Бумажках), но сам юмор, сеттинг, атмосфера достаточно яркие, вам хочется пройти игру на все концовки, попробовать что-то еще, придумать смысл тому, о чем в игре не рассказали.
Beholder (2016) - пожалуй одна из знаковых игр в индустрии такого рода головоломок, ее знает каждый, а играл каждый второй, сеттинг антиутопии, однотипный геймплей на проверку “а нет ли у вас чего-нибудь запрещенного” и сюжет поданный внутри будничных дел, юмор в отсылках и репликах. Если бы не ходьба, то и различий между “Papers, Please” не было, даже концовки чем-то схожи!

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему.-3

Peace, Death! (2017) - Игра, которая ушла в отрыв в плане сеттинга, теперь в лице жреца вы определяете куда после смерти попадет тот или иной человек. Опять сравнение (правда уже не документов), однотипный геймплей, юмор в репликах и…. да, это то же самое. А игра только в стиме имеет около 2 тысяч положительных отзывов (только отзывов, вы вдумайтесь, как много людей играло в эту игру и не оставили комментариев).

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему.-4

Do Not Feed the Monkeys (2018) - игра, которую называли неоднократно копией “Papers, Please”, а всё потому, что вы следите за камерами, можете повлиять на жизнь людей из своего убежища, вам всё еще нужно обеспечить себя деньгами и едой, но главная задача - проследить за “обезьянами”. Игра, между прочим, была номинирована на три награды на фестивале независимых игр 2019 года.

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему.-5

Thats not my Neighbor (2024) - игра, где вам необходимо со своего поста определить подлинных жильцов от поддельных (доппельгангеров) с помощью документов, звонков и внешних признаков. Игра короткая, так что о семье и еде можете забыть, тут об этом беспокоиться не нужно. Видео по этой игре собирают около 200 тысяч просмотров, а лайв-трансляции около сотни тысяч.

А теперь резюмируем, то что было описано выше, это не обычные квесты, бродилки или стратегии, по большому счету это игры отдельного жанра, ведь, если вам скажут “квест” - вы вспомните “Still Life” , “Syberia”, на худой конец “Эдну и Харви”, “стратегия” - “Baldur’s Gate”, “Frostpunk”. Вы очень затруднитесь ответить к какому же жанру отнести игры по типу “Papers, Please”, а всё потому, что они создали свой собственный, уникальный жанр.

“...Ты надеешься на то, что что-то изменится, но этого не произойдёт. Это есть безумие”. Игры, описанные в статье не безумны, ведь у каждого из вас есть выбор как поступить, что сделать в определенных обстоятельствах, чтобы получить еще ранее неизведанную концовку. Этим они цепляют. Из-за этого они и достойны звания “нового стиля”. И именно поэтому, я рекомендую поиграть в них на следующих выходных. С вами была Анна Кузьмина, увидимся на страницах следующей статьи! Берегите себя и играйте в хорошие игры!

“Ты знаешь что такое безумие? Безумие - это когда повторяется одно и тоже действие...” Фраза, которая идеально описывает сегодняшнюю тему.-6