Два бога и четыре стихии.

Масленица – любимый всеми праздник, знаменующий прощание с зимой и пробуждение природы от долгого сна. Целая неделя кулинарных изысков, главными из которых испокон веков являются блины. Они ассоциировались с солнцем, а чучело Масленицы – с богом плодородия Ярило. Но это только малая часть символов Масленицы. С какими ещё богами и природными явлениями связан этот народный праздник?

Известно, что каждый день Масленичной недели имел своё назначение. Первая половина называлась малой, а с четверга начиналась широкая Масленица: с массовыми гуляниями, ряжеными и пужалками. А все потому, что четверг был днём бога Велеса, бога для Руси важного. Его имя до крещения даже использовалось при заключении договоров, как клятва государственного уровня.

Велес был богом домашнего скота, а значит и богатства. Вместе с тем он покровительствовал певцам и сказителям: тех, кто умел искусно исполнять былины, называли «Велесовыми внуками».
Велес был богом домашнего скота, а значит и богатства. Вместе с тем он покровительствовал певцам и сказителям: тех, кто умел искусно исполнять былины, называли «Велесовыми внуками».


Таким «внуком» был назван в «Слове о полку Игореве» вещий Боян, исполнявший под аккомпанемент гуслей «преданья старины глубокой». При этом вещим сказителя тоже назвали неспроста. Про Бояна говорили, что ему доступно то, что скрыто от обыденного сознания человека. Пение его сравнивалось с магическим ритуалом, во время которого совершалось путешествие по всем мирам – верхнему, среднему и нижнему. И, возможно, в этом мистическом опыте Велес сказителю также был проводником.

Считалось, что Велес в облике месяца пасёт небесные стада звёзд, спасая души умерших. Поэтому связь с этим богом означала общение с предками, которые помогут сделать землю урожайной.

С символом плодородия земли связана и Мокошь – женское божество, хранящее в себе любовь, рождение и судьбу.

Масленица – любимый всеми праздник, знаменующий прощание с зимой и пробуждение природы от долгого сна. Целая неделя кулинарных изысков, главными из которых испокон веков являются блины.-2

Чаще всего эта «Мать сыра Земля» изображалась с рогом изобилия. Любила Мокошь и ткать, поэтому во время весенних праздников ей подносились вышитые полотенца с изображением женщины с воздетыми вверх руками.

Всё это говорит о мистической наполненности праздника. Масленица это время активного общения человека с природой, обменом с ней энергией и силой взаимной любви, которой окружено всё мироздание. Все четыре главные стихии здесь вступали в дело.

Огонь. Постоянно движущийся и дарующий тепло. Считался посредником между земным и небесным мирами. Пламя угощали праздничными кушаньями, кидая в него кусочки пищи. Взамен же огонь в костре был призван избавить от грехов и даровать здоровье тем, кто решится через него перепрыгнуть.

Вода. Также соединяла миры, поэтому часто использовалась для различного рода гаданий. Водная стихия связана с очищением и продолжением рода. В связи с этим существовал обряд обливания водой молодых людей и натирания их снегом в Масленицу. Это символизировало приближающийся благополучный брак.

К земле, конечно, нужно было относиться с уважением. Поэтому в масленичную неделю запрещалось на неё плевать и не вовремя работать в поле. Тревожить землю раньше времени считалось чреватым неурожаем и засухой. Начинать такие важные дела нужно тогда, когда все готовы и находятся в хорошем расположении духа. Следовательно пахота начиналась только после того, как лошади получат священное угощение: блины и другие фигурки из теста.

И ветер, как проявление стихии воздуха, на Руси рассматривался в мистическом ключе. Поэтому на Севере в масленичное воскресенье после ударов колокола всем катавшимся на санях нужно было, уезжая, «гнать как на пожар». Так быстрое движение включалось в ритуалы изгнания вредоносной силы – чем быстрее ты скачешь, тем меньше у нечистой силы шансов тебя догнать.

Такова вековая наполненность масленичной недели.

Тихомирова Ксения, журналист, филолог и культуролог.
Педагог Дворца творчества «Хорошево».