684 подписчика

Вечные истины. Библейские крылатые слова и выражения.

Крылатые слова? Разве у слов могут быть крылья? Несомненно, могут. Русская народная поговорка гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Птицу поймать можно, а вот сказанное слово останется в памяти у людей надолго.

Устойчивые словосочетания (фразеологизмы) несут в себе много смысла и знаний, накопленных людьми за многие годы и даже века. Они учат правильно жить и не совершать дурных поступков.

Не раз мы слышали такие выражения как «Путеводная звезда», «Голубь мира», «Одним миром мазаны» и многие другие. Пришли к нам эти выражения из Библии. В языкознании их называют «библеизмами».

Давайте разберемся, что означают эти крылатые слова и выражения. И пусть их мудрость поможет каждому в жизни.

Крылатые слова? Разве у слов могут быть крылья? Несомненно, могут. Русская народная поговорка гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Агнец Божий

Агнец – это молодой барашек, которого в древности часто приносили в жертву. Так говорят о тихом смиренном человеке, порой незаслуженно пострадавшем или терпящим несправедливое наказание.

В Новом Завете агнец - символ жертвенной смерти Иисуса Христа. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин., 1:29).

Вавилонское столпотворение

Выражение «Вавилонское столпотворение» мы произносим, когда видим суматоху, полный беспорядок или суету.

В Библии рассказывается о людях, которые захотели построить в городе Вавилоне башню до небес и тем самым приравнять себя к Богу. Но Бог «смешал их языки» так, что люди перестали понимать друг друга, «и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт., 11:9).

Вернуться на круги своя

Жозефина Уолл. Наутилус (Круговорот жизни).
Жозефина Уолл. Наутилус (Круговорот жизни).

Так говорят, когда все повторяется и начинается вновь, с самого начала. Иногда это выражение произносят с иронией или досадой, когда потраченные на какое-то дело усилия ни к чему не привели, и все придется начинать сначала.

В Ветхом Завете о повторяемости во времени всех событий на Земле сказано так: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл., 1:6).

Внести свою лепту

Джеймс Тиссо. Лепта вдовицы, 1886-1894.
Джеймс Тиссо. Лепта вдовицы, 1886-1894.

Лепта - мелкая медная монета в древней Иудее и Древней Греции. Это выражение означает: сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело.

В Новом Завете говорится о том, как некая вдова пожертвовала от бедности своей, в отличие от богачей, в сокровищницу храма совсем мало 2 лепты. Это жертва Богу оказалась дороже. «Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела» (Мк., 12:44).

Возлюби ближнего, как самого себя

Симон Франсуа Равен. Добрый самаритянин, 1772.
Симон Франсуа Равен. Добрый самаритянин, 1772.

Люди говорят так, когда любому человеку, даже врагу, требуется помощь. Заповедь говорит о том, что только воспитав в себе уважение к людям, которые нас окружают, можно достичь гармоничного и развивающегося общества. Избежать негативных проявлений в социуме мы сможем только тогда, когда каждый будет относиться к ближнему как к самому себе, с любовью и бережливостью.

Иисус Христос призывал любить в каждом человеке образ Божий: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя; делай ему всякое, какое можешь, добро, как себе самому, не делай и не желай ему никакого зла, как не желаешь зла себе самому» (Мф., 22:39).

Всему свое время

Иллюстрация из сети Internet.
Иллюстрация из сети Internet.

Так говорят, когда кто-нибудь торопит события или когда кому-то требуется время для принятия решения. Это означает, что для каждого дела есть подходящее время. Эту фразу часто используют, чтобы поощрить человека делать сейчас то, что от него ожидается. «Всему свое время» можно соотнести с жизненным опытом, когда то, что вчера казалось невозможным, становится понятным и необходимым сегодня. Наш жизненный опыт постоянно меняется, постоянно развивается.

В Ветхом Завете пророк Екклесиаст призывал не спешить совершать необдуманные и поспешные действия. Он говорил, что всем управляет Бог: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом» (Еккл., 3:1).

Голубь мира

Иллюстрация из сети Internet.
Иллюстрация из сети Internet.

Всемирный символ мира и спасения. Выражение «голубь мира» используется, когда речь идёт о чьём-то стремлении разрешить конфликт мирный путём, жить без вражды.

Шутливо так называют миролюбивого человека, который пытается примирить тех, кто ссорится.

Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему оливковую ветвь как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился на милость. С тех пор голубь с масличной ветвью стал символом примирения. (Быт., 8:2 - 12).

Господь дал, Господь и взял

Жан-Франсуа Милле. Молитва Иова, 1854г.
Жан-Франсуа Милле. Молитва Иова, 1854г.

Выражение употребляется в значении смирения, покорности судьбе, учит, что удары судьбы следует принимать как нечто неизбежное. Чаще всего так говорят, когда оправдывают какую-либо потерю.

В Ветхом Завете в книге Иова рассказывается об испытаниях, которые послал Бог Иову Многострадальному. Он лишился всего: имущество, дом, дети, но принял потери со смирением. «Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге». (Иов 1:20–22).

Да минует меня чаша сия

Произнося эту фразу, люди желают избежать каких-либо неприятностей в значении: пусть не коснется меня это горе или несчастье. Это способ выражения негативного отношения к тому или иному варианту развития событий.

Эти слова произносит Иисус Христос во время молитвы в Гефсиманском саду, уже зная, что впереди его ждет казнь: «И отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф., 26:39).

Заблудшая овца

Картина Мурильо (ок. 1650) изображает Спасителя в образе маленького ребёнка, согласно одному из вариантов иконографии.
Картина Мурильо (ок. 1650) изображает Спасителя в образе маленького ребёнка, согласно одному из вариантов иконографии.

Так называют человека по недомыслию, из-за незнания или непонимания, оторвавшегося от своего круга, общества, семьи и т. п., сбившегося с правильного пути, находящегося в затруднительном положении и нуждающегося в помощи или поддержке. Так говорят о жертве обстоятельств, собственной глупости, наивности и недальновидности.

Слова из притчи Иисуса Христа: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк., 15:4-6).

Золотой телец. Поклоняться золотому тельцу.

Никола Пуссен. Поклонение золотому тельцу. 1633–1634.
Никола Пуссен. Поклонение золотому тельцу. 1633–1634.

«Золотой телец» - символ богатства, власти золота и денег. «Он поклоняется золотому тельцу» - так говорят о людях, готовых ради наживы пренебречь добрыми делами и даже пойти на преступление.

В Ветхом Завете рассказывается о том, как евреи возвращались из египетского плена на родину. Они совершенно утратили веру в скорое прекращение своих бед, сделали золотую статую тельца и стали поклоняться ей. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!». Но пророк Моисей пресек это идолопоклонство. (Исх., 32:4).

Камня на камне не оставить

Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852г.
Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852г.

Чаще всего эту фразу применяют по отношению к противнику или к разрушительному стихийному бедствию. Иногда по отношению к человеку, раскритиковавшему чье-либо мнение или идею. Как правило, так говорят о полной неудаче или разрушении чего-либо. Например, человеческих отношений, или чьих-то планов.

В Святом Евангелии Иисус Христос предсказал гибель Иерусалиму: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф., 24:2).

Манна небесная

Тинторетто. Сбор Манны Небесной. 1592-1594гг. Церковь св. Джорджио Марджиоре, Венеция.
Тинторетто. Сбор Манны Небесной. 1592-1594гг. Церковь св. Джорджио Марджиоре, Венеция.

«Манной небесной» называют неожиданную помощь. Это подарок судьбы, благо, которое будет получено просто так, без особых заслуг.

В библейской истории манна - это пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исх., 16:4).

Не от мира сего

В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

«Не от мира сего» - говорят о человеке странном, блаженном, не приспособленном к реальной жизни, непрактичном мечтателе.

Слова Иисуса Христа, сказанные Понтию Пилату на допросе: «Царство мое не от мира сего» (Ин., 18:36).

Не хлебом единым жив человек

«Христос в пустыне» (Крамской И. Н., 1872 год)
«Христос в пустыне» (Крамской И. Н., 1872 год)

Так говорят человеку, который забыл, что для счастья необходимы не только материальные блага, но и духовная пища. Хлеб в данном контексте следует понимать не как конкретное блюдо, а как пищу вообще, и как материальный достаток в целом.

Вечные истины. Библейские крылатые слова и выражения., изображение №38
Так же ответил Иисус Христос сатане, когда постился 40 дней в пустыне. Тот искушал Его словами: «Если ты сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отверг предложение искусителя, сказав: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф., 4:4).

Одним миром мазаны

Аким Карнеев. Крестины.1870год.
Аким Карнеев. Крестины.1870год.

Так говорят о людям, которые похожи между собой по каким-либо качествам которые имеют одинаковые недостатки: один не лучше другого. Похожая русская поговорка - «Одного поля ягоды».

Истинное значение фразы «одним миром мазаны» - мы одной веры. Миро - благовонное вещество, используемое в церковном таинстве миропомазания, которое происходит один раз в жизни после таинства крещения.

Посыпать голову пеплом

Сандро Ботичелли. Изгой. 1495г.
Сандро Ботичелли. Изгой. 1495г.

Эта фраза означает то, что человек предается крайней скорби, находиться в крайней степени отчаяния, переживать сильное горе, сильно сожалеть о чем-то. Такой обычай был у ветхозаветных евреев: посыпать головы пеплом или землей во время траура или какого-либо горестного события. У многих народов он сохранился и по сей день.

В Ветхом Завете царица Есфирь поступила так же: «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою…» (Есф., 4:17).

Путеводная звезда

Доре Гюстав. Волхвы, ведомые вифлеемской звездой. 1866г.
Доре Гюстав. Волхвы, ведомые вифлеемской звездой. 1866г.

Путеводная звезда - это то, что является ориентиром для достижения каких-то целей. Иногда так говорят о человеке, который помогает и направляет кого-либо.

В библейской легенде о рождении Иисуса Христа говорится так: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться ему» (Мф., 2:1).

Спать сном праведника

Гаэтано Гандольфи. Сон Иосифа. 1790г.
Гаэтано Гандольфи. Сон Иосифа. 1790г.

Так говорят о тех, кто спит крепким и здоровым сном. Как правило, такой сон бывает у людей с чистой совестью. Даже есть поговорка - «чистая совесть - самая лучшая подушка».

Праведник - это безгрешный человек, который живет по заповедям и во всем уповает на Бога.

В книге притчей Соломоновых об этом сказано так: «Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет». (Притч., 3:24).

Суета сует

Антонио де Переда и Сальгадою. Аллегория бренности. ок.1634 г.
Антонио де Переда и Сальгадою. Аллегория бренности. ок.1634 г.

Это выражение используют, когда говорят о чем-то тщетном, пустом, не имеющем истинной ценности и значения. Иногда - о бессмысленности поступков или дел.

Вечные истины. Библейские крылатые слова и выражения., изображение №48
В Ветхом Завете пророк Екклесиаст сказал: «Суета сует, сказал Еклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл., 1:2).

Умывать руки

Джордано Лука. Пилат умывает руки. 1655-60гг.
Джордано Лука. Пилат умывает руки. 1655-60гг.

Это выражение использует тот, кто хочет снять с себя ответственность за что-либо. В Ветхом Завете описан ритуал умывания рук как свидетельство о непричастности к чему-либо. Умывание рук в то время было своеобразным обрядом. Такой ритуал свидетельствовал о непричастности человека к какому-нибудь неблаговидному событию и нежелании в нем принимать участие.

Вечные истины. Библейские крылатые слова и выражения., изображение №50
Согласно евангельской легенде эти слова были произнесены Понтий Пилатом. Римский наместник пытался спасти от казни Иисуса, в чью вину он не верил. Толпа требовала его смерти и была готова на бунт. Понтий Пилат, отдав решение о судьбе Иисуса на откуп врагам, умыл руки перед толпой и сказал: «не виновен я в крови праведника». Пилат призывал народ помиловать Иисуса. Но увидев, что все его мольбы бесполезны, умыл руки. Тем самым он показал свою непричастность к дальнейшей судьбе Мессии. (Мф., 27: 24).

Фома неверующий

Карл Генрих Блох. Уверование Фомы.
Карл Генрих Блох. Уверование Фомы.

Так говорят об очень недоверчивом человеке или о том, кого трудно заставить поверить в очевидное.

Вечные истины. Библейские крылатые слова и выражения., изображение №52
В Новом Завете рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил в воскресение распятого Христа из мертвых. Тогда Иисус обратился к нему со словами: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин., 20:27-28).

Конечно, это не все крылатые выражения, которые можно встретить в Библии. Все они являются яркими языковыми средствами любой речи, поскольку их главными признаками являются метафоричность, оценочность, экспрессивность, сжатость и емкость информации, ориентированной на фоновые (экстралингвистические) знания образованного читателя. Именно для этого мы и рассказали вам о некоторых широко распространенных фразеологизмах.