Сегодня речь пойдет о не самом свежем альбоме, но альбоме знаковом и может быть не всеми оцененным по достоинству. The Violent Sleep of Reason - это знаковая работа, поэтому хотелось бы немного рассказать о ней в своем блоге.
По моему скромному мнению, для того, чтобы познать мат-метал, преисполниться им и пойти к реке, достаточно внимательно прослушать всего три альбома. Первый из них это Contradictions Collapse(1991), второй - Nothing(2002) и третий, собственно, рассматриваемый нами Violent Sleep of Reason. Так уж получилось, что все работы были сочинены и записаны одной и той же шведской группой под еврейским названием Meshuggah. Безусловно, есть еще легендарный obZen, но здесь речь не о лучших альбомах, а о тех, которые позволяют постичь весь жанр.
Почему же именно эти работы? Contradictions Collapse - это незамеченная революция в мире метала. По сути, все элементы того, что впоследствии стали называть джентом, мат-металом и вот этим всем, появилось уже на этом альбоме. Однако эти элементы раскиданы по всему альбому, прикрыты более привычным техникал-трэшем и еще не приобрели достаточной концентрации. Nothing, в свою очередь, это тот релиз, который ознаменовал факт окончательного формирования мат-метала. Каноны стиля уже полностью сложились и в общем-то ничего нового с того момента не появилось.
А вот чем же столь примечателен Violent Sleep? Не сказать, что он привносит что-то новое, скорее здесь используются все классические для мат-метала приемы. Вот только все эти приемы доведены здесь до максимума, как будто все тумблеры выкручены до упора. Данный релиз - это вершина стиля почти по всем возможным параметрам, все каноны стиля доведены до крайней точки. Превзойти эту работу еще не удалось ни одной мат-метал группе, включая саму Мешшугу - их последующий альбом Immutable вышел после шестилетнего перерыва и все равно выглядит тусклым на фоне предшественника.
Альбом, как впрочем и все прочие альбомы Meshuggah, построен на повторяющихся джентовых диссонансных риффах. И при том, что сделаны они максимально тягучими и дисгармоничными, от их прослушивания получаешь наслаждение. И снова мы возвращаемся к тому, что дальше это развивать уже некуда. Если сделать их еще более сложными и “неправильными”, слушать это уже будет сложно, а так пока еще можно справиться. Можно было бы рассказать и о ритм-секции группы, которая как всегда бесподобна, но тут наверно лучше показать.
Главным хитом альбома стала композиция под названием Clockworks, за которую шведам даже выдали Грэмми без очереди, хотя возможно просто в том году никто из старперов-звезд 80-х ничего не выпустил. Однако же по моему мнению не менее интересными являются MonstroCity, By The Ton и Ivory Tower, где Тордендаль похоже окончательно спятил.
Попытаюсь подвести резюме. Безусловно, Meshuggah и без этого альбома была флагманом т.н. математического метала, но именно Сон Разума стал апогеем всего пути группы в этом жанре. Испробовав различные эксперименты в предыдущих работах, здесь шведы собрали все лучшие элементы, что у них были и сели их вместе с потрясающей химией.