Продолжение. ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ. Подготовка к Таинству Покаяния

600 прочитали

От святых Апостолов нам известно, что на Покаянии необходимо называть свои грехи, важно это усвоить и просить прощения не абстрактно: «прости за всё, я грешен во всём», а перечислять конкретные грехи.

После этого важно не возвращаться к этим грехам или, как минимум, прикладывать реальные усилия по борьбе с грехом, страстью. Иначе всё становится профанацией и лицемерием, а если вернуться к тому, о чём говорилось выше, то Таинство Покаяния не совершается.

Покаяние св. ап. Петра. Взято из сети Интернет.
Покаяние св. ап. Петра. Взято из сети Интернет.

Часто спрашивают как победить, как бороться, как...

Из Евангелия нам известна история, приключившаяся с Апостолами, на которых поступила жалоба: Апостолы не смогли исцелить отрока. И Господь сказал, что для исцеления нужны были пост и молитва.

Поэтому нет таблетки, но есть рецепт: пост и молитва.

Евангелие учит нас на каждой странице, Христос говорит постоянно: «иди и больше не греши». Вообще всё Евангелие учит человека строить свою жизнь по Заповедям Божиим. Каждая евангельская притча рассказывает нам о пути в Царство Небесное. Почему и важно ежедневное чтение Евангелия!

Чтение Евангелия, осознание историчности и реальности участников Евангельских событий, да и реальности самих этих событий это первый шаг к исправлению своей жизни. Сама подготовка к Покаянию должна проходить только с Евангелием в руках, только с чтением Евангелия. Перед Покаянием, в дни подготовки к Таинству проанализируйте своё личное отношение к Евангелию и Евангельским событиям.

Ответьте на вопросы: Евангелие, что это? – Благая весть. О чём?
Ответьте на вопрос: почему вы не читаете ежедневно Евангелие?
Проанализируйте. Первый камень преткновения – сомнение в правдивости, которое порождает небрежное отношение к чтению Евангелия: «я и так всё знаю», «зачем читать одно и тоже», «не интересно».
Отсутствие времени – так себе оправдание.

Евангелие это Слово Божее, обращённое к нам, обращённое ко мне, к каждому. Слово Божее говорит с тобой и со мной – вот что нас останавливает – узнать правду о себе, какие мы на самом деле.

В целом христианин принимает Евангелие, но основное внимание уделяет лишь его нравственной составляющей: Нагорная проповедь, притчи, заповеди, далее немного меньше уделяется внимание страданиям Христа. Что же касается вопросов где Господь действует Своей Божественной Силой, то здесь всё прочитывается без какого-либо внимания, а отношение более как к чему-то нереальному, сказочному. Чтение Евангелия происходит как бы с пеленой на глазах, как бы из под покрывала.

Ещё раз отмечу: христианин принимает Евангелие в целом и не отвергает Его, но основную составляющую Евангелия христианину трудно воспринять. Это та часть, в которой речь идёт о действии Бога Своей Силой, о явлении в мире видимом Его Силы.

Немного отвлечёмся от Покаяния.

Когда мы читаем Священное Писание, скажем, к примеру, Книгу Бытие, можем ли мы ответить на вопрос: о чём эта Книга? Ответьте сами себе кратко, в двух словах, о её содержании.

Варианты: Творение, Грехопадение, Потоп и т.д. – сразу отметаются как неверные, хотя там, безусловно, есть об этом сообщение. Но важно другое!

Всё Священное Писание есть Сверхъестественное Откровение Творца о Себе человеку. Книги Священного Писания не о человеке и не об истории. Величайшее заблуждение: пытаться привязать библейские события к современной исторической науке, величайшее заблуждение считать Священное Писание учебником по правильному поведению.

Если мы ищем историчности Библейских событий, если мы пытаемся определить своим умом все ли животные вошли в Ноев Ковчег, стремимся доказать возможность описанных чудес (Неопалимая Купина, переход через Красное море и т.д.) явлениями природы, пытаемся взглянуть на событие разрушения Вавилонской башни и объяснить это событие с лингвистической точки зрения, то в целом вывод напрашивается один: мы хулим Бога. Да, именно так. Вспомните: как со страниц Евангелия к нам обращается Господь: «кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдёт в него». Только лишь отвергая мирскую надменность и свою учёность в простоте сердца можно воспринимать Божественное Откровение.

Книга Бытие написана не для того, чтобы человек знал, что мир создан за шесть дней, это Откровение не призвано рассказать о грехопадении человека, это Откровение показывает нам Величие Творца, Его Могущество, Его Мудрость в высшей степени, которую только можно представить и осознать смертному человеку.

Попробуем копнуть глубже?

Вы можете допустить мысль о том, что Бог не мог сотворить мир одномоментно?
Почему?

Если вы допускаете такую мысль, значит, вы в принципе не принимаете Бога Всемогущим Творцом!

Священное Писание это не учебник истории, биологии, зоологии или, как часто говорят – вершина человеческой мысли, учебник морали. Священное Писание есть непосредственное Сверхъестественное Откровение Самого Бога, есть Его Личное обращение к нам. В этом обращении Он открывается нам на сколько мы можем это вместить.

Священное Писание говорит нам о Величии Творца, Бог рассказывает о Себе , чтобы человек помнил Его, не забывал о Нём. Все Заповеди, наставления и т.д. направлены именно на это: человек, помни своего Творца!

Мы должны принять Бога Творцом, а мир, однозначно, сотворённым.

Итак, важный постулат: мир сотворён Богом, а мы Его творение. Всё что окружает нас сотворено исключительно для человека, Сам же Бог не нуждается ни в человеке, ни во всём остальном окружающем нас видимом мире.

Всякие «научные факты» и выводы – в мусорную корзину!

Бог Сотворил мир!

Эволюция? В мусорную корзину!

Бог творил так, как и сообщил нам в Своём Сверхъестественном Откровении – в Книге Бытие. Попытка притянуть Священное Писание к «научным данным» есть оскорбление Бога.

Прежде чем пытаться наукой исследовать дела Божии прибавьте себе росту хотя бы на один локоть!

Ну, а теперь будем потихоньку возвращаться к нашей основной теме: подготовка к Таинству Покаяния

Кроме Сверхъестественного Откровение Бог открывается нам через окружающий нас видимый мир. Красота окружающего нас видимого мира, сложность и в тоже время слаженность видимого нами мира рассказывает нам о нашем Боге как о Величайшем Художнике, Хозяине Вселенной: завершая акт Творения, Бог заключил, что всё очень хорошо или как в церковно-славянском варианте: «и се добра зело»! На тот момент в мире ещё не было смерти, человек не был проклят, человеку было возможно свободно следовать Добру. Это обстоятельство очень важно для понимания существа Таинства Покаяния и необходимости каяться.

Преподобный отец наш Иоанн Дамаскин пишет, что человек был сотворён обоживающимся, то есть тяготеющим к соединению с Богом.

После грехопадения человек живёт в мире, в котором есть такое явление как смерть. Стремление человека на протяжении всей своей истории улучшить и облегчить свою жизнь привело к тому, что человек убедил себя в возможности сделать этот мир лучше, но чем более человек заботится о личном комфорте, тем более он отдаляется от Бога и наносит вред ближним своим. Сколько жизней положено на этот выдуманный алтарь, сколько принесено жертв в стремлении сделать мир добрее, лучше, красивее.

Чтобы осознать Величие Творца с большей силой, необходимо принять свою ничтожность, осознать свою греховность и понять, что стремление сделать этот мир комфортнее ведёт не к Богу, а от Бога.

Христианину важно осознать почему всё именно так, а не иначе: мы живём в мире после катастрофы - после грехопадения. именно грехопадение первых людей и есть страшнейшая катастрофа, которую переживает человечество.

Современный кинематограф предлагает нам идею катастрофы в будущем, от которой можно скрыться в горах, в лесу, где-то в бункере. Эта антихристианская идея о неизбежной катастрофе в будущем обманывает христианина и расхолаживает его. Сознание христианина изменяется, и он начинает мыслить в русле современного антихристианского общества, основной идеей которого является культ потребления, стремление сделать свою жизнь комфортнее, лучше и защитить свои права.

В противоположность философии современного мира о катастрофе будущего и о возможности её избежать христианство всегда утверждало, что мир ожидает Второе и Славное Христово Пришествие и это – радость велия! Прекратится беззаконие! Автор Апокалипсиса восклицает: «Ей гряди, Господи Исусе!» и далее: «И увидел я новое Небо и новую Землю».

Христианин должен осознать, что живёт он в мире после свершившейся уже катастрофы, другими словами: не нужно ждать цунами, оно уже было, не нужно ждать землетрясения, оно уже было, уже всё разрушено: человек наследует первородный грех, облечён в кожаные ризы и склонен по своей природе ко греху и смертен.

И как бы современный человек не утверждал, что он не боится смерти, смерть его страшит, она дышит ему в затылок, а он убегая от неё пытается прикрыться фиговыми листочками-выдумками о возможности избежать неизбежное.

Современный человек, осознаёт себя смертным лишь физически, современная медицина стремится продлить жизнь биологической оболочки, современные технологии предлагают различные виды заморозки до «лучших времён» и технологий. Новые философские, часто около научные и даже фантастические воззрения убеждают человека в возможности жить вечно в цифровом информационном коде.

Если кого-то не устраивает быть в цифровом коде или быть замороженным, есть ещё вариант быть био-удобрением – ещё одна модная идея или попытка убедить себя, что ты продолжишь жизнь в кустике какого-нибудь сорняка.

Для этого современный человек убеждает себя, что за порогом смерти пустота и отсутствие всякой жизни. Ему так легче оправдывать свою похотливую и блудливую жизнь. Потому как если за порогом смерти Бог, то в этом случае вся блудная безбожная жизнь теряет смысл.

Но страшнее всего даже не это. Можно вполне убедить себя в смерти физической - это можно принять. Страшнее принять смерть твоей вечной души – это страшнее. И правда: если тело без души, оно как машина: отработала и на свалку. Потом у тебя нет никаких страданий, жизнь прекратилась. Но если человек состоит ещё и из души, то смерть души это тяжко, ведь душа продолжает жить после разлучения с телом, а значит ощущает на себе всю тяжесть прежней греховной жизни.

Самая страшная катастрофа – смерть! человек во грехе без покаяния в погоне за комфортом и защитой своих прав смертен и часто внезапно.

Смертность, наклонность ко греху не изменить комфортом, не изменить современными попытками убежать от смерти: от этого не скрыться в горах или в лесу, не убежать в бункер. Вывод для христианина должен быть один – нужно не бежать куда-то, а бороться со смертью, то есть со своей падшей природой, с собой, исправляя свою жизнь, повернувшись к Богу лицом, а не той стороной, которой обычно он обращается к своему Творцу.

Вечная жизнь возможна и она реальна. Но здесь человек должен переступить через себя и признать для себя возможность быть свободным от греха, а возможно это лишь нищему духом.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божее.

Вот она Вечная жизнь, к которой стремится современный человек. Но здесь дилемма – нужно принять Бога, а это отказ от пьянства, блуда, чревоугодия, детоубийств и других обычных «радостей» твоих, человек.

Правильное представление об окружающем мире и о природе самого человека, является отправной точкой для Покаяния. А начало Покаянию в принятии воли Божией, Евангелия и Царства Небесного подобно ребёнку ибо только для таковых Царство Небесное открыто.

Господь говорит нам, что нет ничего важнее в жизни человека чем приобретение Царства Небесного. Прочтите притчи о сеятеле, о закваске, о зерне горчичном, о неводе, о купце, о поле, на котором человек находит жемчужину и продаёт всё что имеет и приобретает это поле. Примените эту притчу к себе, ответьте на вопрос: всё ли вы отдали, чтобы приобрести то поле, на котором есть та жемчужина - Царство Небесное?

Обратите внимание! Человек нашёл жемчужину. Что он делает?
Покупает поле, на котором нашёл жемчужину!?
Чёловек нашёл жемчужину, но почему просто не взял её!?
Вас это не удивляет?

Он идёт и продаёт всё своё имущество, а на вырученные средства покупает это поле, и только тогда жемчужина становится его.

Покаяние открывает нам возможность приобретения Царства Небесного, но чтобы Его приобрести, нужно всё своё прежнее продать, отказаться от всего своего, что было до сегодняшнего дня.

Вот так вот приходим к Таинству Покаяния и преклоняемся перед Богом. Только отказавшись от прежней жизни, от всего своего имения: образованности, учёности и прочего, явив всем своим сердцем в смирении Покаяние мы получим жемчужину – Царство Небесное.

Как же последовать этому примеру и продать всё своё имение?

Прежде самого Покаяния в человеке должно быть конечно же побуждение к раскаиванию. Преподобный Максим Грек призывает душу на покаяние следующими словами: «Огонь и постоянно грызущий червь, и плач непрестанный, и тьма, и мрак, и страшный скрежет зубов ожидает нас, душа, по отшествии отсюда, в преисподних и мрачных земных пропастях, если живем беззаконно.»

Опять – смерть.

Покаяние неразрывно связанно с этим важным событием в жизни христианина.

Когда мы, наши дети и близкие ведём нехристианский образ жизни: состоим в незаконном сожительстве, не бываем в течение жизни на Покаянии, живём вне Церкви и Бога, какие мы предпринимаем шаги, как мы к этому относимся?

Задайтесь вопросом: а если завтра смерть наша, таких наших близких, то тогда что мы будем делать?

О! мне известно: обычно в таких случаях всеми правдами и неправдами пытаются добиться отпевания (совершения церковного чина погребения), но зачем? Какой в этом смысл, если человек всей своей жизнью, всем своим делом засвидетельствовал, что Бог ему не нужен, что плевать он хотел на Церковь, на правила церковные, что ему важно было жить по своим правилам.

Совершение чина погребения в таких случаях не имеет никакого смысла и не принесёт никакой пользы усопшему. О таких христианах нужно не погребение служить, а милостыню раздавать, совершать дела милосердия и благотворительности.

Чин погребения схож с Таинством Покаяния, потому как содержит обращение к Богу и присутствующим от усопшего, а завершается чин разрешительной молитвой, которую духовник читает у ног почившего. И вот в этой молитве духовник испрашивает у Бога разрешение от всех исповеданных грехов, именно исповеданных: «...Сам Всещедрый Бог, за неизреченную Его благость и всемилосердую милость, да простит и тебе чадо мое духовное, елика к нему яко человек в житии сем согрешил еси словом и делом, или помышлением, елика пред Ним мне худому исповеда духовному своему отцу». Именно – исповедал, то есть если что не исповедал, то и не разрешится.

Перед Таинством Покаяния полезно почитать чин погребения.

Другим способом возбудить в себе желание каяться может быть осознанное чтение Писания, творений святых Отцов или житий святых. Кроме того нужно всегда помнить для чего мы идём каяться или почему мы должны каяться. Осознать это поможет нам память о смертном часе, память о приближающейся с каждой секундой нашей смерти – ведь конец неизбежен для каждого!

Вы когда-нибудь думали о смерти?

Да, и я тоже думаю – зачем опережать события! Однако, осмелюсь высказать своё видение: именно смерть это то из-за чего или ради чего мы должны быть на Покаянии.

Христианская кончина! Без неё ничего не имеет смысла.

Вообще нужно сказать, что смерть должна быть или со Христом, или ради Христа. Все остальные варианты не имеют никакого значения. Поэтому важно не просто умереть, а – вот это выражение: «отойти ко Господу»! Вот что нужно, вот что важно, вот почему нужно быть на Покаянии так часто как есть потребность.

По церковному установлению Таинство Покаяние может быть совершаемо только законно поставленным священнослужителем (иереем или епископом) над христианином, приходящим с верой к Таинству. Христианин должен быть обязательно древлеправославного вероисповедания и должен иметь веру в действие всепрощающей, исцеляющей, восстанавливающей и примиряющей Божественной благодати Святого Духа, действующей непосредственно в самом Таинстве.

Обращаясь после нескольких молитв к пришедшему на покаяние, священнослужитель говорит: «Чадо! Ты пришёл каяться в грехах своих к Милостивому Господу Исусу Христу, взявшему на себя грехи всего мира. Доброе решение! Милостивый Господь возьмёт и твои грехи.»

Это обращение является увещеванием и ободрением кающегося, и открывает таинственную сторону Покаяния. Важно, что отец обращается к своему чаду и с любовью ободряет, располагая к покаянию: «твоё решение обратиться к Господу с покаянием – доброе!». На память приходит Священное Писание: место из Книги Бытие, когда Господь закончил творить и сказал, что всё «добро зело», и вместе с этим слова Иоанна Дамаскина о Первом человеке, который был сотворён обоживающимся, то есть тяготеющим к соединению с Богом: решение чада припасть к Господу в покаянии воспринимается отцом, Церковью и Богом таким же добрым, каким добрым был первозданный мир без проклятия и смерти, решение просить прощение за свои согрешения, это то самое состояние Адама, тяготеющего к соединению с Богом, обоживающегося, потому как сейчас, здесь потомок Адама тяготеет к Богу и желает примирения с ним.

Главная мотивация раскаяния: стремление и искреннее желание соединиться с Богом примирившись с Церковью. Только такая мотивация приведёт кающееся чадо к совершению Таинства и получению прощения.

После ободрения и увещевания отец переходит к испытанию решимости кающегося чада.

И первое вопрошание, которое задаёт священнослужитель пришедшему на покаяние христианину: «Желаешь ли, чадо, исполнять волю Божию с любовью и заповеди святых отец принимаешь ли без сомнений, и мне, отцу своему, желаешь ли быть послушным?»

Исполнение воли Божией, принятие заповедей церковных и послушание.

Можно задаться вопросом: разве мало искреннего желания каяться?

Покаяние это не простое перечисление грехов.
Покаяние это не простое перечисление грехов со слезами.
Покаяние это не простое перечисление грехов со слезами, положив голову на аналой, а с верой и искренним, от всего сердца, раскаянием.

Принятие воли своего духовного отца относительно себя, следование заповедям церковным и Божиим – это начало исправления, без которого само раскаяние не имеет никакого смысла. Всё это вместе можно назвать одним словом – послушанием, которое и будет свидетельством исправления и отвержения прежней греховной жизни.

Итак, Таинство Покаяния, совершённое по установлениям церковным, а именно: перед Богом в присутствии своего духовного отца, с искренним раскаянием в содеянных грехах, искренней верой во всепрощающую, примиряющую и восполняющую благодать Святого Духа, соединённой с обещанием исправления и принятием воли духовного отца о себе, как воли Божией – спасительно для души кающегося.

Возможно, что такое трудно представить, когда воспитывается формальное отношение к Покаянию. Побороть это можно только лишь памятью о смертном часе и желанием приготовиться к этому неминуемому событию в жизни каждого.

Молод ты и ещё полон сил и желания жить, а может болен, но ещё жив – поставь себе цель: христианская кончина. Помни, что мы приближаемся к смерти, не отталкивай эту мысль, не унывай от этой мысли, а положи начало исправлению. Не рассматривай смертный час как наказание, помни Апостола сказавшего: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше.»

Смерть для христианина это приобретение, потому как если христианин разрешится от этого бренного тела и от этой жизни, то будет со Христом, а «это несравненно лучше.» Но чтобы быть со Христом после кончины, необходимо чтобы жизнь во плоти доставляла «плод моему делу» – то есть, необходимо чтобы жизнь до смертного часа была христианской во всех отношениях. Апостол говорит нам как о пользе смерти, так и о пользе жизни: со смертью прекращается возможность у нас быть на Покаянии, мы уже не будем иметь возможности покаяться, не будем иметь возможность исправить свою жизнь. На кого мы надеемся после своей кончины? Кто будет о нас молиться, подавать милостыню, кто поставит свечку раз в год хотя бы или и того реже? Осознание моей беспомощности после кончины подвигает меня успеть сделать всё сейчас. В деле личного спасения не нужно ни на кого рассчитывать и надеяться. Пока живы нужно использовать все предоставленные средства: молитва, пост, покаяние, Причащение Святых Христовых Тела и Крови, вместе с благотворительностью и служением ближним и Церкви Христовой.

И такая христианская жизнь должна длиться столько, сколько отпущено Богом.

Христианская жизнь это не только посещение храма, это изменение своего мировоззрения, образа мысли, изменение отношения к себе и близким. Если сказать без пафоса, то христианская жизнь заключается в постоянном поиске сучка в своём глазу. Именно для этого необходимо ежедневное чтение Евангелия, ежедневное перечитывание Евангелия, именно для этого необходимо послушание духовному отцу. Всё это должно восприниматься вместе с постоянным Покаянием.

Постоянное покаяние не в смысле каждодневного присутствия на исповеди, нет. Покаяние начинается с домашней молитвы, когда просим у Бога прощения наших грехов сложив руки на груди крестообразно и молимся своё правило склонив главу.

Ежедневное чтение Евангелия, молитва дома, совмещённая с раскаянием это лучшая подготовка к Покаянию на Исповеди.

Готовиться к Покаянию необходимо не перечитывая брошюрки со «списками грехов», а анализируя свою жизнь относительно двух-трёх важных для христианина ориентиров: это, прежде всего, Десять Заповедей Моисеевых, Заповеди Блаженств и восьми главных страстей.

Но об этом в следующий раз.

===================================

Если дочитали и заинтересовались, ждите продолжения.
(для поддержания авторского стимула можно на Сбер: +7 926 957 51 02 (номер карты: 2202 2032 5722 9650)).
также для поддержания авторского стимула: ставьте "лайк", делитесь статьёй со знакомыми и т.д., а если появились вопросы - пишите прямо здесь.