Найти тему
ПРЕСКЕВЮ

Не мог сесть за стол с учителем. Чего не могут понять дети в рассказе «Уроки французского»?

По сути вся эта многоходовочка Людмилы Михайловны с игрой на деньги возникла потому, что главный герой упрямо не хотел ни ужинать у неё после дополнительных занятий, ни брать продукты.

И хотя учительница делала всё, чтобы гордость героя не страдала, создавая для помощи вполне естественные ситуации, ничего не помогало. Какое-то внутреннее представление о пределах допустимого не давало мальчику занять позицию человека, получающего помощь. Тем более, от учителя. Сидеть за одним столом с Лидией Михайловной и есть её еду он не мог.

Нынешним шесиклассникам трудно это понять и прочувствовать.

Как это он не мог сесть за стол с учителем? Он же есть хотел!

Конечно, они не поймут.

Ведь сегодня дети, передавая преподавателю конфеты к какому-нибудь празднику, тут же могут попросить их открыть и съесть вместе с ними.

Они вступают в перепалки по малейшему поводу. Например, не нравится место, которое определил учитель. Или не устроил чем-то сосед. Или задание.

Перед ними учителя сегодня почти отчитываются по малейшему поводу.

Нет у этих детей понятия иерархии и границ. Всё размыто.

Поэтому сегодняшняя Лидия Михайловна просто заказала бы пиццу, а герой сделал бы ей замечание по поводу начинки. Потому что заказано с маринованными огурцами, а он любит с ананасами.

Один из моих учеников сегодня на полном серьёзе спросил:

— Неужели в те времена авторитет учителя был вот настолько высок?

Наверное, что-то не очень ощутимое с первого взгляда навсегда утеряно для нас, учеников и учителей нынешнего времени.

Авторитет, культура, грани допустимого, уважение, иерархия.

Теперь дети спокойно могут залезть в учительский шкаф/стол и взять любой понравившийся предмет.

А учителя заигрывают с детьми, прыгая на садовых тачках и снимая это на видео.

Сегодня все знают, как надо учить и вообще вести себя учителю. Как правильно угождать и оказывать услуги на высшем уровне.

Нет больше необходимости выстраивать многоходовочки, чтобы помочь. У тебя всё и так заберут. Самостоятельно. Без угрызений совести. Ещё и претензии предъявят.

«Уроки французского» в этом плане не просто история о добре и неравнодушии, но и памятник культуре поведения тех времён, ныне утраченной.

Любите этот рассказ?