Сегодня на северо-востоке Москвы по-прежнему можно почувствовать разнообразие природного наследия, которое тянется к нам через тысячелетия, ведь его природные мозаики мы по-прежнему можем увидеть в отражении рек, протекающих сквозь районы, в которых мы живем.
Об этом сегодня нам говорит не только то, что большинство долин рек находятся в природно-исторических парках или является памятниками природы, но еще и тот факт, что реки сами по себе не были бы такими живыми если бы у них отсутствовали их невидимые спутники: ручьи, подземные родники и, конечно, болота.
Город Москва был основан в долине одноименной реки и долгое время развивался на речных террасах, постепенно осваивая долину Яузы и междуречье этих двух главных рек города.
Детальное изучение и сбор сведений о реках и ручьях Москвы начался лишь в XX веке, поэтому для того, чтобы понять современный рельеф Москвы с особенностями всех её частей, нужно немного представлять ее геологическое прошлое.
Поэтому наше путешествие по водным артериям северо-востока начнется с упоминания геологических эпох.
Геологическое строение Северо-востока типично для Смоленско-Московской возвышенности, для которой характерны пологие и низкие отроги, а большую роль в формировании поверхности сыграли ледники.
«Так, например, в период «Московского оледенения» (190 000 - 170 000 лет назад) Московская морена залегает почти везде в Северо-Восточном округе.
А от Микулинского межледниковья (это около 170 000 - 70 000 лет назад) сохранились озёрные и болотные глины с прослоями торфа на водоразделах в пределах древних озёрных котловин. Постепенное зарастание озёр, превращение их в болота, а болот - в торфяники, заросшие лесом; выполаживание моренных холмов; зарастание всей территории лесом.» (По информации)
И перед тем, как переместиться в ближайшее прошлое, давайте окажемся в начале XX века и ознакомимся с несколькими описаниями природы северо-востока из журнала:
«Вокруг Москвы: Экскурсии. М.: Работник просвещения, 1930; Дачи и окрестности Москвы: Справочник-путеводитель.М.: Мосрекламсправиздат, 1930.):
"Лианозово, расположенное в прекрасном смешанном лесу, дачный поселок Владыкино на высоких берегах Лихоборки предлагались как места для отдыха в природе вблизи Москвы».
«Маленькая речка Яуза, когда-то важный торговый путь, быстро течет среди густых зарослей; на возвышенных берегах ее высятся смешанные леса, и ничто не напоминает пыли и шума подмосковного дачного города. На правом берегу Яузы — с. Медведково, одно из самых старых поселений под Москвой. В 1627-1646 гг. Медведково принадлежало кн. Пожарскому».
«Достопримечательностями этого района являются усадьба Останкино, совхоз Бутырский хутор, Тимирязевская сельскохозяйственная академия. Усадьбу Останкино окружает большой „английский“ парк; прогулка по нему на речку Каменку, где раскрывается красивая долина, охваченная крутом лесами,— одна из лучших в окрестностях Москвы». (По информации)
Как раз такое разнообразие природных условий и способствовало быстрому росту города, предопределило его будущую судьбу, и дало возможность стать столицей.
Несколько крупных рек Северо-Востока, такие как Ичка и Пехорка, берут своё начало в кварталах Национального парка «Лосиный остров», который является хранителем не только великовозрастного леса, но и верховых болот.
Лосиный Остров известен с 1406 года. C XV по XVIIΙ века угодья входили в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времен служили охотничьими угодьями для русских князей и царей.
На этой территории уже много столетий располагается Верхне-Яузский водно-болотный комплекс, который входит в особо охраняемую заповедную зону национального парка. Формирование Яузских болот началось после отступания ледника. Предполагается, что здесь сначала существовало ледниковое озеро, в пользу чего говорит слой ила, который обнаруживается под двухметровым слоем торфа. Здесь обитают бобры и ондатры, гнездятся цапля и выпь, и практически ничто не нарушает девственный покой этих мест. В этих местах берет свое начало самый крупный приток реки Москвы - река Яуза.
Первое упоминание о Яузе относится к 1156 году, когда летописец записал, что в этот год великий князь киевский Юрий Долгорукий поставил крепость на берегу Москвы-реки, «заложиши град Москву на усть ниже Неглинной, выше реки Яузы...»
Версий происхождения произношений гидронима великое множество: Явуза, Ауза, но есть одна, с которой многие исследователи соглашаются это то, что Яуза - это узловая река. В пользу такой версии выступает то, что по Яузе шёл водный торговый путь с юга России во Владимир на Клязьме и именно по этой причине она насыщенна историческими событиями.
В XII веке Яуза утратила транспортное значение, но долго оставалась водной дорогой города. Позже, по Яузе город стал разрастаться прочь от центра своими деревнями и слободами.
Кстати, именно на Яузе в XIV веке появился наверно один из первых монастырей - Андро́ников монасты́рь, а один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополита застала стихия, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом. (По информации)
Легенда
«В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного.» (По информации)
В начале XVII века Пётр I строит на Яузе фабрику по производству парусов, а спустя два века, с ростом прогресса, на реке появляются многочисленные промышленные фабрики, большая часть которых (например, фабрики в Свиблово) сгинули к нашему времени без следа. Однако, одно из бывших зданий конторы правления суконной фабрики И.Г. Кожевникова 1819-1822 годов постройки частично осталось и находиться на берегу Яузы.
В эпоху правления Екатерины II Москва была «сухим» городом, единственным источником питьевой воды были Москва-река и её притоки — Яуза, Неглинка, и другие. Все они были мелководными и загрязнёнными, доступ к чистой колодезной воде имели только самые обеспеченные горожане. Такие неблагоприятные условия провоцировали вспышки тяжёлых инфекций. Эпидемия чумы в 1771 году унесла жизни четверти населения города, после чего жители обратились к Екатерине II с просьбой провести в город «хорошую воду».
По указу императрицы этим вопросом занялся военный инженер Фридрих Вильгельм Бауэр и к 1778 году разработал план создания первого московского водопровода.
Основная часть средств, выделенных на водопровод, ушла на строительство уникального по тем временам каменного Ростокинского акведука, из-за высокой стоимости прозванного в народе «Миллионный мост», о котором Екатерина в 1785 году будто сказала: «Он с виду легок, как перо и весьма прочен»
Однако из-за русско-турецкой войны строительство растянулось на 26 лет и было завершено только в 1805 году.
А к тому времени уже набирали свою популярность Мытищинские ключи или Громовые колодцы и как раз в этот период питали Мытищинский водопровод. По преданию, главный Мытищинский источник носит название Громового в связи с тем, что он был открыт после удара молнии в болото в 1779 г. В 1832 году над Громовым ключом была построена часовня-грот, где находилась чудотворная икона «Живоносный источник». Паломники, которые шли в Лавру, останавливались здесь поклониться чудотворному источнику и испить святой воды. (По информации)
В XIX в. мытищинские ключи пользовались большой известностью благодаря близости от Ярославской дороги, по которой обычно совершалось пешее паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. В 1841 г. газета "Московские губернские ведомости писала: "в Мытищах богомольцы останавливаются пить чай из громовой воды близ колодцев, под сенью березок; а другие идущие на богомолье... заходят сюда только отдохнуть, напиться чистой воды и умыться ею" (Снегирев И., 1841). В мае 1830 г. такое паломничество совершил известный поэт Н.М. Языков (1803-1847), посетивший Мытищи и написавший после этого вот такой стишок:
Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим,
Боги сжалились над ним.
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол — и ключ кипучий
Покатился — пей, Москва! (По информации)
В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.
То, как выглядит Яуза сегодня, она обязана реализации генерального плана 1935 года, в который входило изменение первозданного облика северо-восточных водных артерий и способствовало росту города, что определило его будущую судьбу. К 1930 г. была прорыта сеть осушительных каналов, «сдвинувшая» верховья Яузы на несколько километров на восток-северо-восток. Но этому плану было не суждено сбыться, поэтому ни Ичкинского водохранилища, ни большинства других идей воплотить до конца не получилось. Но уже меньше, чем через 20 лет, на Верхне-яузском болотном комплексе началась добыча торфа, которая носила локальный характер. Пик торфоразработок пришелся на 50-е и привел к выемке значительных масс торфа, изменению русла Яузы и окружающего ландшафта. К 1970 году торфоразработки были прекращены, а земли переданы лесопаркхозу, на основе которого в последствии был создан национальный парк «Лосиный остров».
Сегодня, по официальным источникам Яуза имеет: длину – 48 км., протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Площадь водосборного бассейна — 452 кв. км.
Всего притоков у Яузы — 18: из них 12 — правых и 6 — левых.
Справа в Москве - Ватутинский ручей, Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский и Олений ручьи, Рыбинку, Чечеру и Черногрязку. Слева в пределах Москвы она принимает Леоновский ручей, Будайку, Верхний и Нижний Богородские ручьи, Хапиловку, Синичку, сток с прудов Лефортовского парка и Золотой Рожок (Лефортовский ручей).
Кстати, об одном из ручьев, а именно Медведковском ручье, написана картина и атмосферное четверостишье, нашего соотечественника, художника Константина Коровина (1861-1939).
И как несложно догадаться, названием он обязан Медведково - местности на севере Москвы, между реками Яузой и Чермянкой.
В рабочем альбоме Коровина 1891 года (отдел рукописей Третьяковской галереи, фонд 97, № 48.) можно найти два карандашных наброска "Утро в деревне в Медведкове" и "Первая любовь. Весна"
«Мастерская моя показалась мне мрачной и ненужной. И я вновь вышел на улицу. Крикнул проезжавшему извозчику - и поехал в Медведково.
В Медведкове у ручья была лесная тишина. Лето, жаркий день... Стоя в ручье босиком, я смотрел на воду... Тихо журчал ручей - и светлое журчание его напоминало мне о прошедшем прекрасном, о мысе Доброй Надежды..»
На территории Лосиного острова Яуза имеет несколько притоков, самым крупным из которых является р. Ичка и Нехлюдов рукав, последний хорошо известен жителям Королёва, ведь его пересекает дорога, идущая вдоль Акуловского канала. Выйдя из Лосиного Острова, Яуза резко меняет прежнее направление течения на юго-западное, а потом на южное (к р. Москве). Устье находится у Большого Устьинского моста в 1,1 км ниже Кремля, т.е. в самом центре города.
Статья от экскурсовода Парка Яуза Андрея Маслова.
Подпишитесь на Экоцентр «Яуза» в социальных сетях:
Телеграм-канал
ВК- группа
Дзен-канал
#экоцентр_яуза