310 подписчиков

«Книга о травме — не слёзная исповедь, а отстранённый взгляд»

В издательстве Inspiria выходит роман «Возраст согласия» выпускницы Band, писательницы Елены Кречман. Как ей удалось переработать личные травмирующие переживания в художественный текст, она рассказала в интервью Band.

В издательстве Inspiria выходит роман «Возраст согласия» выпускницы Band, писательницы Елены Кречман.

«В жизни Ксюши, главной героини романа, появляется Юра, который старше девушки на несколько десятков лет. Обернутся ли чувства истинной любовью или же так и останутся попыткой заместить фигурой Юры зияющую дыру на месте отца?», — говорит нам аннотация.

«Возраст согласия» сравнивают с «Моей тёмной Ванессой» и «Сезоном отравленных плодов»: автор поднимает схожие темы — непростое взросление и опыт травмирующих отношений. Всё это на фоне эпохи нулевых.

Елена Кречман поделилась собственным опытом, как работать с автофикшн-прозой и не уйти в оплакивание пережитого: посмотреть «со стороны» и переработать боль в художественный текст.

— Насколько я знаю, ты начала работать над идеей «Возраста согласия» ещё до учёбы в Band. Не было желания всё бросить и взяться за что-то новое? И как удавалось себя поддержать на этом пути?

— Технически «Возраст согласия» — моя вторая книга. Первый роман вошёл в лонг-лист «Электронной буквы» в 2020 году, но не был издан в бумаге.

Изначально я планировала писать на ту же тему: что-то, связанное с Индией, с чем-то мистическим. Но так как у издательств к первому роману не было интереса, я бросила эту затею.

Начала думать, что бы я могла написать на актуальную для меня тему. Так, чтобы это было интересно не только мне, как в случае с первой книгой, но и кому-то другому. Формально «Возраст согласия» — автофикшн. В тот период вышла «Моя тёмная Ванесса», что добавило мне мотивации. Я поняла, что тема актуальная и важная.

«Моя тёмная Ванесса» — дебютная работа Кейт Элизабет Расселл о романе ученицы и учителя. Писательница раскрывает, как легко манипулировать юной девушкой.

Идея настолько плотно вошла в меня, что я решила: буду писать, пока не напишу, не успокоюсь. Что-то в муках написала, отнесла знакомому редактору, он долго думал, а потом сказал, что это пока что не книга, а венок впечатлений.

Тогда я поняла, что мне нужна помощь на этом пути, и увидела курс Band «Как написать роман».

— Чем тебе помогла учёба на курсах писательского мастерства?

— У меня уже были какие-то представления о книге, но требовалась конкретная помощь редактора — некий план действий.

С самой первой лекции откровением было слышать реальный писательский опыт уже издающихся авторов: о том, как всё у них устроено. Каждый писатель добавлял свою ноту. Но главное — чёткие задания. Например, после первой лекции — сесть и расписать план книги, сеттинг.

Автофикшн — некая рамка, в которую ты «вставляешь» художественную составляющую. Ты многое выдумываешь, додумываешь, это не просто фиксация впечатлений, это литература. Денис Гуцко, которого я выбрала в редакторы, с самого начала давал полезные и ёмкие советы. Это была не формальность, а конкретная работа, как улучшить книгу.

А ещё полезным оказалось общение с однокурсниками. У меня сложилось впечатление, что на курс пришли уже состоявшиеся творческие личности, многие из которых либо уже издали свои книги, либо идут к этому. На самом деле, мощный потенциал. Это не просто графоманы, которые собрались и подбадривают друг друга: «Давай-давай». Например, мы выступали бета-ридерами друг для друга.

Раньше как будто бы вдалбливали: «Талант — это врождённое. Учиться не надо». Такого опыта в России нет — например, мы не знаем, что Достоевский или Толстой ходили на литературные курсы. Но сейчас совершенно точно можно сказать: авторам нужно учиться. Это экономит время и помогает стать увереннее в себе.

Если обобщить, на курсах ты получаешь разносторонний писательский опыт; обратную связь от редактора; и общаешься с такими же, как ты, писателями.

— Твоя книга выходит в издательстве Inspiria. Каково это — получить предложение о печати книги?

— Книга писалась кровью из глаз и слезами из сердца. Путь был долгий, тяжёлый. Мне говорили: «Пока недотягивает», «Непонятно, издадут—не издадут» и тому подобные фразы.

В итоге самостоятельно издаться у меня не получилось, у меня была литагент Катя Тихонова, которая пошла к конкретным редакторам.

Мою рукопись получила руководитель книжных проектов и отдела современной российской прозы издательства «Эксмо» Юлия Селиванова. Ей текст понравился, и в конце 2022 году я получила оффер. Но, к сожалению, чуть позже на фоне новых законов мне отказали в печати книги.

И поэтому, когда в сентябре 2023 года мне сообщили, что «Возраст согласия» издадут в Inspiria, у меня была реакция: «Не верю!».

В издательстве Inspiria выходит роман «Возраст согласия» выпускницы Band, писательницы Елены Кречман.-2

— Твой роман сравнивают с тяжёлыми и травматичными произведениями — с книгами «Моя тёмная Ванесса», «Райский сад первой любви». На твой взгляд, как писателю подходить к таким сложным темам? Чтобы это была не психотерапия, а литература.

— Безусловно, нужна определённая готовность подходить к таким темам. Если пережил травму, но не готов о ней рассказывать, с разных сторон на это смотреть отстранённо, может быть, и не стоит.

Автор должен писать об этих событиях так, чтобы люди прочувствовали это, но при этом не просить сочувствия. Писатель, в этом смысле, как врач, который, когда видит раненого, не может себе позволить сильно сострадать: он берёт и режет. Так и я, как писательница, не имею права быть плакальщицей, когда пишу о серьёзных темах.

Книга о травме — не слёзная исповедь, а некий отстранённый взгляд. Чтобы люди, переживающие схожий опыт, понимали, что есть свет в окне. Что можно жить дальше.

— А как, на твой взгляд, найти собственный авторский стиль?

— Сейчас существует много разных книг на тему поиска стиля, и, наверное, самая главная (которую я, кстати, не читала) — «Кради как художник». Мне очень нравится название: на мой взгляд, это универсальный совет, актуальный во все времена.

Собственный стиль, как это парадоксально не звучит, рождается, когда мы «подглядываем» за другими. Разбираем, что цепляет в данном стиле, пробуем писать также, подражая, упражняясь.

В издательстве Inspiria выходит роман «Возраст согласия» выпускницы Band, писательницы Елены Кречман.-3

Я поначалу любила длиннющие, можно сказать, бесконечные предложения. Казалось, это красиво. Постепенно начала упрощать свои тексты. Читала кого-то и думала: «Речь льётся, легко читается — хочу так же». Значит, нужно стараться, работать над собой.

Ван Гог начал рисовать в 27 лет. Для художника — поздно. Практика помогла совершенствоваться, и теперь его знают во всём мире. Конечно, не нужно доводить себя до исступления, как это случилось с ним, но тем не менее.

Писатель — это железная задница. Это редактура до крови из глаз. Так закаляется сталь — рождается авторский стиль. Есть, конечно, редкие люди, которым всё даётся легко и классно, прирождённый талант, но большинству из нас, конечно, нужно проходить этот путь.