#Экологические праздники для детей#

КАК ДЕТИ ЗЕМЛЮ СПАСАЛИ Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».

КАК ДЕТИ ЗЕМЛЮ СПАСАЛИ

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».

Цель:обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Задачи:пробудить в каждом ребенке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того, что основной движущей силой изменения подходов к природоохранным вопросам являемся мы сами.

Планируемые результаты: владеет в соответствии с возрастом основными движениями; эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности (конструированию, изобразительной деятельности, игре), чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли; речь становится главным средством общения; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку забегают в зал, останавливаются в кругу лицом к зрителям.

Ведущий. Солнышко сияет в поднебесье,

Смех детей звенит вокруг.

Каждый день свой начинают с песни

Лес, и поле, и река, и луг.

Песня «Утро начинается» (муз. И. Космачева, сл. М. Яснова).

Звучит сигнал SOS.

Ведущий. Что такое, что случилось?

Где-то что-то приключилось!

– Слышите, ребята, это сигнал бедствия SOS. Его посылают только в крайнем случае. Видно, кому-то нужна помощь. Слышите, какой слабый звук? Наверно, этот сигнал пробился к нам из будущего. Что же там случилось? Надо срочно отправляться в будущее, а поможет нам туда попасть машина времени.

Песня «Машина времени».

Если где-то, кто-то, что-то,

Если вдруг пришла беда,

Мы на зов прийти готовы,

Мы спешим помочь всегда.

Даже время не преграда –

Через годы пролетим,

На машине на волшебной

К вам на помощь поспешим.

Припев: Машина времени у нас,

Машина – просто класс.

Сквозь годы нас несет,

Скорей лети вперед.

Дети садятся на места, происходит смена декораций.

Тетушка Тина сидит на коряге.

Тетушка Тина (напевает песню).

Затянуло бурой тиной

Гладь старинного пруда,

А ведь пели раньше птицы

И шумели тополя.

Был счастливым и наивным

Всех людей беспечный взгляд,

Все вокруг казалось дивным

300 лет тому назад.

Ведущий. Вот мы и попали в будущее, но что здесь происходит?

Тетушка Тина. Кто такие, зачем на мое болото пожаловали?

Ведущий. Мы прибыли из прошлого, но попасть на Ваше болото совсем не хотели.

Тетушка Тина. А теперь вся Земля – сплошное болото, а я здесь самая главная – тетушка Тина, прошу любить и жаловать.

Ведущий. И что же, кроме Вас здесь никого нет?

Тетушка Тина. Как нет – есть пауки да тараканы, а еще вон мухоморы с поганками.

Под музыку выходят Мухомор и Поганка (роли исполняют дети).

Мухомор и Поганка (поют).

Говорят кругом, что мы –

Бесполезные грибы,

Не готовят нас в сметане,

Отравиться можно нами.

Мухомор. Посмотрите на меня,

Мухомор я хоть куда!

Поганка. А поганки все же лучше,

И наряд у нас покруче.

Мухомор. Что сказала? Повтори!

Кто красивей, я иль ты?

Поганка. Я, конечно, спору нет,

Красивее Поганки нет!

Мухомор. Мухоморы все же лучше!

Поганка. Сейчас ты у меня получишь!

Мухомор. Ах ты, вредная Поганка,

Я тебе сейчас задам-ка!

Поганка. Больше слушать не могу,

Вот возьму и укушу!

Мухомор. Так ты вздумала кусаться?

Буду я с тобою драться!

Дерутся.

Тетушка Тина. И вот так каждый день. Часами могут спорить, кто из них красивей.

Поганка. Я самая красивая!

Мухомор. Нет, я красивей!

Ведущий. А, по-моему, самые красивые на Земле – это цветы!

Мухомор и Поганка. Цветы? А что это такое?

Тетушка Тина. Цветы – это такие растения со специфическим запахом, они были уничтожены еще в прошлом веке.

Ведущий. И кто же их уничтожил?

Тетушка Тина. Как кто? Вы, конечно! Вы цветы топтали, без разбору рвали, поливать их забывали.

Ведущий. Ребята, а ведь это правда: очень часто мы цветы срываем, топчем траву. А некоторые любят поджигать тополиный пух, не задумываясь, что на этом месте может уже ничего не вырасти. Надо исправлять свои ошибки. Давайте посадим здесь цветы!

Мухомор. Какой ужас!

Поганка. Надо позвать кого-нибудь на помощь, а то они все наше болото в цветник превратят. (Убегают.)

Ведущий. А мы не станем время терять,

Надо мусор весь убрать!

Игра «Очистим поляну от мусора».

Ведущий. Полянку мы в порядок привели,

Теперь можно сажать цветы.

Игра «Кто больше посадит цветов».

Ведущий. Что ж, ребята, молодцы!

Посадить смогли цветы.

Просыпается природа.

Где вчера было болото,

В вальсе кружатся цветы

Небывалой красоты.

Танец «Вальс цветов» (муз. П. И. Чайковского).

Раздается чихание, появляется Старичок-моховичок.

Старичок-моховичок. Ой, что со мной? Кикимора болотная, ты где? Апчхи!

Кикимора (выглядывает из-за кочки).

Ну что такое, никакого нет покоя.

Кто тут чихает, кто мне спать мешает?

Это ты, Моховичок? Простудился, старичок?

Старичок-моховичок.

Совсем не простудился я –

Аллергия у меня.

Помню, со мной уже такое случалось,

Много лет тому назад на цветы чихалось.

Кикимора. А что такое цветы?

Старичок-моховичок. Ну, они такие разные, бывают желтыми и красными (показывает на цветы), приблизительно такие. Апчхи!

Кикимора. Ой, красивые какие!

Старичок-моховичок.

Откуда здесь взялись они?

Быстренько их все сорви.

Кикимора. Рвать такую красоту,

Скажу честно, не могу!

Старичок-моховичок.

Кикимора, разве не знаешь ты,

Какую опасность несут цветы?

Кикимора. Знаю, это аллергия твоя!

Старичок-моховичок. Да по сравнению с пчелами это просто ерунда! Вон слышишь, жужжат, на цветочки летят.

Танец пчелок «Жу-жу».

Выходит Моховичок с перевязанным платком лицом.

Кикимора. Ой, Моховичок, что с тобой?

Старичок-моховичок. Не видишь – пчелы покусали. (Замечает детей.) Это вы тут цветы посадили! И зачем только явились?

Ведущий. Мы здесь, потому что получили сигнал SOS.

Старичок-моховичок. Кто посмел послать этот сигнал? Ты, Кикимора?

Кикимора. Почему чуть что, сразу Кикимора виновата? Сам, поди, этот сигнал отправил, а теперь на меня сваливаешь.

Старичок-моховичок. Кто? Я отправил? Ну, сейчас ты у меня получишь!

Тетушка Тина. Хватит ссориться, это я сигнал бедствия отправила.

Старичок-моховичок. Зачем?

Тетушка Тина. Я ведь не всегда была Тиной Болотной. 300 лет тому назад я была быстрым, резвым ручейком, но в то время люди не берегли природу: их заводы засоряли реки, дым отравлял воздух. Люди забыли, что Земля – наш дом, вода – мать, а воздух – отец. Вот я и хотела, чтобы вы увидели, к чему может привести людская беспечность. Вот вы, дети, задумывались, к чему может привести каждая сломанная ветка, раздавленная букашка или разоренное гнездо? Ломая ветку, кто из вас думает, что может погибнуть целое дерево? (Ответы детей.) А вырывая с корнем цветы, задумываетесь вы над тем, что они могут вообще исчезнуть с лица земли? (Ответы детей.)

Ведущий. Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Ты должен над цветами наклониться,

Не для того чтоб рвать или срезать, –

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Дети разбегаются врассыпную.

1-й ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

2-й ребенок. Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

3-й ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

А под елкой жил колючий еж.

Общая песня «Зеленый мир» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Ю. Полухина, из кинофильма «Мишка, Малыш и другие»).

Старичок-моховичок (чихает). Безобразие! Во что болото превратили! Сейчас же верните все, как было! Кикимора!

Кикимора. А что Кикимора? Мне, например, нравится. Даже танцевать хочется, жаль, не умею.

Ведущий. А мы с ребятами на помощь придем,

Танцевать с тобой пойдем.

Общий танец (на усмотрение музыкального руководителя).

Дети остаются в кругу, Старичок-моховичок пританцовывает.

Ведущий. От нашего танца даже у Моховичка настроение поднялось!

Старичок-моховичок. Какое настроение? Всё болото испортили, а теперь про настроение говорят. Сами же ветки ломали, цветы рвали; ну ничего, вот уедете, и снова здесь болото будет.

Ведущий. Ребята, а вы хотите, чтобы наша Земля превратилась в болото? (Дети отвечают.)

А готовы ли вы клятву дать беречь свою Землю и природу не загрязнять?

Дети. Да!

1-й ребенок. Клянемся птичьих гнезд не разорять!

Дети. Клянемся!

2-й ребенок. Клянемся ветки у деревьев не ломать!

Дети. Клянемся!

3-й ребенок. Любить природу, уважать!

Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Ведущий. Хочу, чтоб клятву эту сквозь года вы пронесли

И Землю нашу сохранили, сберегли!

Старичок-моховичок. А мы с Кикиморой хотим вам медали вручить.

Кикимора. Юными экологами объявить.

Вручение детям медалей «Юный эколог».

Тетушка Тина. Спасибо, деточки, что на помощь пришли, Землю от гибели спасли.

Ведущий. Ну а нам уже возвращаться пора.

Герои. До свидания, друзья!

Песня «Машина времени».

Меняются декорации.

Ведущий. Вот мы с вами и вернулись из будущего. Конечно, это была только сказка, но прошу вас, ребята, не забывать, что только в сказке можно исправить свои ошибки. В жизни это сделать намного сложнее. Любите и берегите природу.

Дети под музыку выходят из зала.

КАК ДЕТИ ЗЕМЛЮ СПАСАЛИ Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».-2

в летнем лесу
(урок-праздник)

Цели:прививать любовь и интерес к природе; формировать умение беречь её.

Оборудование: листья; театральные костюмы; фонограмма; картины.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Учитель.

Ученики.

Клюква (ягода).

Черника (ягода).

Брусника (ягода).

Малина (ягода).

Вороний глаз (ягода).

Ведущий (детям). Загадаю вам загадки,

Подавайте мне отгадки.

Ÿ По грибы по лесу ходим,

Подосиновик находим,

Мухоморов не берём,

Подосиновик найдём.

Когда это бывает,

Лес грибников когда зазывает?

(Летом, в начале осени.)

Ÿ Солнце печёт,

Детей на реку зовёт.

Дети плавают, ныряют.

Когда это бывает?

(Летом.)

Ÿ Липа цветёт,

Пчёл к себе зовёт,

Людям мёд, радость даёт,

Солнце жаркую погоду несёт.

(Лето.)

Дети отгадывают загадки, аргументируя свои ответы.

Учитель. Кто из вас бывал знойным летом в лесу? Что можно сказать о своих впечатлениях?

1-й ученик. В лесу можно находить грибные места. Подосиновик легко узнать по красной шляпке. Ножку гриба не выдергивают, а срезают или выкручивают, чтобы не повредить грибницу. Под берёзами можно найти подберёзовик.

Красные мухоморы выставляют свои шляпки напоказ. Их не сбивай ногами. Животные ими лечатся.

2-й ученик. Деревья в лесу высокие. Стволы их стройные. Деревья тянутся к солнцу. Они затеняют друг друга.

Леса бывают лиственные. В них растут берёзы, ольха, дубы, осины.

В хвойных лесах растут сосны, ели. Сосновый лес – светлый и сухой. Еловый – мрачный и сырой.

3-й ученик. В лесу растут не только деревья, но и кусты. Кусты нужны деревьям и всему живому, что водится в лесу. В кустах птицы вьют гнёзда. Они уничтожают насекомых, вредящих росту деревьев. Кусты сохраняют влагу, поступающую к корням деревьев.

4-й ученик. Мы должны быть защитниками леса. Надо беречь и деревья, и кусты. Нельзя ломать ветки, разорять птичьи гнёзда и муравейники. Это помощники и защитники леса.

5-й ученик. Ароматная ягода малина растёт на лесных полянах и на опушках леса.

Ягоды малины душистые, сладкие, вкусные. Они очень полезны. При простуде чай с малиной помогает хорошо пропотеть и быстрее выздороветь.

6-й ученик. Смородина растёт по берегам рек, в оврагах. В ягодах смородины много витамина С, полезного для здоровья людей.

Звучит русская народная мелодия. На сцену выходит хоровод ягод, они танцуют и поют.

Ягоды. А мы – ягодки лесные,

Ребятишки удалые.

Бусами лежим

И людей к себе маним.

Набивай своё лукошко,

Только очень осторожно.

Стебельков ты не топчи,

Ягод спелых ты не мни.

Земляника. Я – ягода земляника. Ищи меня в траве на опушке леса, на вырубках, пригорках.

Черника (в костюме тёмно-синего цвета). Мой адрес: сырой еловый бор, можно найти меня и в сосновом, и в смешанном лесу.

Брусника (в костюме тёмно-красного цвета). Мой адрес: сосновый лес.

Малина (в розовом костюме). Мой адрес: лесная опушка, овраг.

Клюква. Я живу на болоте, мой хозяин – мох.

На сцену выскакивает «кустик» – Вороний глаз.

Вороний глаз (в зелёном костюме). Ух! Сколько здесь вас! Да какие красивые! А я – Вороний глаз. Могу и пакость сделать. Держитесь от меня подальше, во мне много яда. Знайте – у меня четыре листа, лежащих друг против друга. Весной я цвету, а осенью появляется на конце стебля огромная чёрно-синяя ягода, похожая на глаз вороны. Вот у меня и имя такое – Вороний глаз. Очень красивая ягода. Но её нельзя есть ни людям, ни животным. Отравитесь! А вот птицы поедают эти ягоды. И с ними ничего не случается.

Ягоды становятся в хоровод, Вороний глаз рвётся в середину круга. Ягоды поют и гонят его.

Ягоды. Мы, лесные ягодки, поём,

Во лесу-лесочке мы живём,

Урожай обильный людям даём

И детишек в лес по ягоды зовём.

Вкусны будут пироги ко столу,

А ещё наварят киселю, киселю.

Будут детки киселечек хлебать,

Пышным, сдобным пирогом заедать.

Расти, расти, ягодка,

Поспевай – созревай,

Вкус и сладость набирай, набирай.

Будет-будет ягодок урожай.

Вороний глаз тщетно пытается проникнуть в круг. Дети останавливаются, топают ногами, грозят пальцем.

Хоровод. Ты, Вороний глаз, уходи, уходи,

Наших ребятишек не мани, не мани.

Будем мы на тебя наступать

И из леса-бора гнать-выгонять.

Становятся полукругом и идут на Вороний глаз, топая ногами. Вороний глаз убегает за кулисы.

Вороний глаз (поёт у кулис, закрывает голову руками).

Ох, мне страшненько-страшно,

С вами воевать опасно.

Лучше я убегу-удалюсь,

Больше никогда не появлюсь.

Скрывается за кулисы. Хоровод становится полукругом, поют.

Ягоды. Толковали мы о лете,

Нету лучше его в свете.

Солнце есть, кругом светло,

Наслаждение одно.

Птицы весело щебечут,

Листья шепчут и трепещут.

Жизнь кипит в лесу ключом,

Будто ей всё нипочем.

Лету красному спасибо

Мы сегодня говорим,

И об этом, и об этом

Рассказать, друзья, спешим!

КАК ДЕТИ ЗЕМЛЮ СПАСАЛИ Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».-3

давайте сохраним природу!
(музыкально-литературная композиция)

Цели: формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру; учить их распознавать факторы, отрицательно воздействующие на природу, на жизнь растений и животных; развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому; способствовать восприятию фольклора, образному, выразительному исполнению народных песен; развивать у детей представление о назначении Красной книги.

Действующие лица: Ведущий, мальчик Андрей, Девочка, Еж, Медведь, Лиса, Сова, Жук, Бабочка, Соловей, Лягушка, Сорока, Рыбка, Подснежник, Лилия, Ландыш.

Ход занятия

Ведущий. Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете:

Лягушка, журавль, попугай и лисица,

Волк, медведь, стрекоза и синица,

Бабочки, тигры, змеи, ежи,

Львы, носороги и муравьи.

Светлые рощи, лесные дубравы,

Реки, озера, деревья и травы,

Синее море, лесной ручеек –

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит, в ответе

За все живое, что есть на планете.

– Но часто сам человек по недомыслию и губит природу. Если он все уничтожит, то сам же не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб.

Деревья, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.

Мы, люди, порой не храним, что имеем,

Не щадим, уничтожаем, не жалеем!

– Для того чтобы знать исчезающие или редко встречающиеся виды животных и растений, и создана Красная книга.

Красная книга – это сигнал опасности. Многие животные, птицы, цветы занесены в Красную книгу. Это значит, что им грозит полное уничтожение.

Звучит русская народная мелодия «Полянка», выходят мальчик и девочка, вместе говорят:

На помощь природе мы спешим,

Природу нашу защитим.

Под русскую народную мелодию выбегает Еж.

Ведущий. Тропинками лесными, долгими

Катится клубок с иголками.

Еж. Звери к вам меня послали,

Жалобы свои передали.

Есть ребята, которые нас обижают,

Жить в лесу всем мешают.

Под музыку выбегает мальчик-хулиган Андрей со спичками, «разжигает костер», пьет воду из бутылки и затем бросает ее, стреляет из рогатки.

Еж. Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер.

Андрей хватает ежа.

Дети. Не обижай в лесу зверей –

Отпусти ежа скорей.

Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба», выходит Медведь, хромает.

Ведущий. Медведюшка, что случилось,

Что с тобою приключилось?

Медведь. Шел к ручью воды напиться,

Да наступил на что-то у водицы.

Лапу всю я изодрал,

Сколько крови потерял!

У-у-у! (Ревет.)

– Спасибо Сороке, что вытащила у меня из лапы осколок от бутылки, лапу промыла, меня полечила.

Звучит русская народная мелодия «Лисичка», выходит, напевая, Лиса:

А я Лиска-Лиса,

Что за дивная краса,

Долгий нос, рыжий хвост!

Только болит мой нос

И опалился рыжий хвост:

Оставил кто-то костер в лесу –

Вот и загубили мою красу.

От горячих углей кострища

Болит мой хвост, распух носище.

Звучит русская народная мелодия «Совушка-сова», вылетает Сова.

Сова. А меня кто-то напугал,

Из рогатки в меня стрелял.

Крыло мне повредил,

А дятла чуть наповал не убил.

– А за что? Ведь дятлы столько пользы приносят, деревья лечат, дупла для зверей и птиц делают.

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, береза», выходит Жук.

Жук. А я в лесу гулял

И еду искал.

Меня схватили,

В банку посадили,

Насилу убежал –

Вот вам жаловаться стал.

Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», вылетает Бабочка.

Бабочка. Что за слон пришел к нам в лес,

Только шум стоит и треск,

Все цветочки затоптал,

Крылышко мое сломал,

Наступил на Червяка,

Чуть не раздавил Жука.

Звучит русская народная мелодия «Лягушка», выбегает, прихрамывая, Лягушка и поет:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

(Говорком.)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Не наступайте на меня.

Лягушка (обнимает Бабочку).

Пойдем со мной сестрица,

В лесную больницу:

Вылечим мой перелом,

Да перевяжем твое крыло.

Звучит русская народная песня «Скок, Сорока», вылетает Сорока и поет:

Скок, Сорока,

Прыг, Сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

В меня какой-то бездельник

Камни бросал,

Меня страшно напугал.

Гнездо разорил,

Мне глаз и лапку повредил.

Что же делать, как нам быть,

Как живое от уничтоженья оградить?!

Звучит русская народная мелодия «Я на горку шла», выбегают Хомячок, Крот, Суслик и Тушканчик.

Хомячок. Многим грызунам грозит уничтожение.

Крот. Истребляют нас люди без сожаления.

Тушканчик. А я, маленький Тушканчик,

Боюсь попасть в капканчик.

Суслик. Наши норки заливают,

Нас вылавливают и уничтожают.

Звучит русская народная мелодия «Рыбка-окунек», «выплывает» Рыбка, затем выбегает Андрей с сетью и поет:

Уж ты, рыбка, ты рыбка-окунечек,

Попадешься ты, рыбка, в неводочек. (2 раза.)

Уж ты, рыбка, ты рыбка-окунечек.

Рыбка. Рыб безжалостно истребляют,

Воду в речках отравляют,

Вредные вещества туда сливают. Ах!

Девочка. Да, нашей природе грозит опасность!

Ведущий. А сколько исчезающих цветов занесено в Красную книгу!

Звучит русская народная мелодия «У меня ль во садочке», выходят Подснежник, Лилия, Ландыш.

Подснежник. Весной подснежники охапками рвут,

Скоро совсем появиться на свет не дадут.

Лилия. Лилии – красивые цветы,

Но скоро не увидишь нашей красоты,

Нас тоже уничтожают,

Безжалостно злодеи цветы срывают.

Ландыш. А я ландыш серебристый,

Ну совсем я беззащитный.

Люди в лес пришли

И меня нашли,

Цветы сорвали,

Стебли поломали.

Да разве можно меня срывать

И на рынках продавать,

Я больше пользы принесу,

Если в лесу будут видеть мою красу!

Подснежник. Мы цветы,

В Красную книгу тоже занесены.

Лилия. Еще немного –

И нас не останется в природе!

Ведущий. Вот, видишь, Андрей,

Как неловко ты ходил,

Что везде ты натворил!

Звучит русская народная мелодия «Травушка-муравушка».

Девочка. Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву,

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку.

Животных надо охранять

Да гнезда птиц не разорять.

Андрей. Да, действительно – беда!

Если не беречь природу – погибнет она тогда!

Звучит русская народная мелодия «Соловушка», вылетает Соловей.

Соловей. Я – веселый соловей,

Звонко пел среди ветвей,

Но приключилась беда:

Мой птенчик выпал из гнезда.

Андрей. Тише, тише, не шуми,

Птенчика покажи.

Соловью я помогу,

В гнездо птенчика положу. (Кладет в гнездо.)

Соловей. Ну спасибо, что помог,

Ты хороший паренек.

Дудочку соловьиную тебе дарю,

Чтоб ты помнил, как помог соловью,

Подавай голосок через темненький лесок!

Звучит русская народная песня «Муравьи», выходят, напевая, Муравьи:

Много рубят рубаков,

Рубят терем без углов. (2 раза.)

Нету счету топоров,

Сами маленькие да удаленькие,

Незаметно ходят, больше себя носят…

1-й Муравей. Ой, ой, ой, беда, беда –

Пропала муравьиная нора!

2-й Муравей. На муравейник кто-то наступил,

Засыпал землею, завалил!

Андрей. Муравьям я помогу,

Муравейник от земли освобожу.

Муравьи. Ну спасибо, что помог,

Славный, добрый паренек.

Ведущий. Да, исправился наш Андрей:

Стал внимательней и добрей,

Птичьих гнезд не разоряет,

Муравьишкам помогает,

Животных и птиц охраняет.

Пусть долгим будет природы век,

И ей пусть поможет всегда человек!

Взрослые исполняют русскую народную песню «Родина»:

1. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

2. Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга,

Это русские картины,

Это Родина моя.

3. Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья,

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ведущий. Природа как мать, как Родина, одна. Так пусть хранит ее человек везде и всегда!

Звучит мелодия русской народной песни «Родина», выходят дети.

1-й ребенок. Берегите Землю, берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку над зеленым полем,

Звезды над речным покоем.

2-й ребенок. Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою,

Я природу защищаю,

Я ее люблю, храню!

3-й ребенок. Много жалоб накопилось

У природы на людей:

Воды речек замутились,

Пересох в лесу речей.

4-й ребенок. Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог,

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

5-й ребенок. Чистый воздух загрязняют

Фабрики, заводы,

В реках, море и прудах

Отравляют воды.

6-й ребенок. Загрязняют леса и дубравы,

Уничтожают лекарственные травы,

А ведь зеленые насаждения

Создают людям хорошее настроение:

Пыль в воздухе уменьшают

И человеку дышать помогают!

7-й ребенок. Гибнут рыбы, гибнут птицы.

Нет! Так делать не годится!

8-й ребенок. Природу будем защищать,

Зря деревья не ломать,

Цветы не будем мы топтать,

Зверей не будем обижать!

9-й ребенок. Природу будем уважать,

Природе будем помогать!

Ведущий. В гармонии, в дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

Природу любить!

Дети исполняют русскую народную песню «Земелюшка-чернозем».

весна в лесу
(инсценированная сказка)

Цели:показать приход весны в лес; прививать любовь к природе, формировать эстетический вкус.

Оборудование:сказочные картины на тему «Весна»; театральные костюмы; фонограмма.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий. Берёза.

Учитель. Рябина.

Весна. Калина.

Снегурочка. Черёмуха.

Снеговик. Кусты.

Дети. Мальчик.

Дуб. Девочка.

На авансцене Ведущий.

Ведущий. Весна – утро года,

Любая невзгода,

Уходит подальше печаль.

Весною ликует,

Смеётся природа,

Улыбок весною не жаль.

Природа поёт,

Как будто в полёт

Собралась она –

Красавица года – весна.

Учитель. Я загадаю вам загадки, а вы приготовьте отгадки.

Ÿ Красна девица шагает,

Землю цветом украшает.

По лесу идёт,

Деревьям наряд раздаёт.

(Весна.)

Ÿ Приходит со сказкою,

Ко всем только с ласкою.

Волшебною палочкой машет,

Деревья листвой покрываются,

Бутоны цветов распускаются.

(Весна.)

Дети отгадывают загадки. На сцену выбегают Снегурочка и Снеговик.

Снегурочка. Помогите нам! Надо разбудить весну. Мой Дедушка Мороз улетел на север, а Весна никак не проснётся.

Снеговик. Да-да! Надо разбудить Весну. Деревья в лесу её заждались. Ждут прихода Весны. А нам тоже надо улететь на север, чтобы не растаять. Ребята, пожалуйста, помогите.

Дети. Весна, проснись,

Природа улыбнись.

Деревья, травы

Тебя заждались!

Это проговаривают Снегурочка, Снеговик. Затем дети хлопают трижды в ладоши, зовут Весну: «Проснись! Проснись! Проснись!»

В записи слышатся звуки, означающие начало Весны. Все затихают, Снегурочка и Снеговик уходят.

Входит Весна. Она в нарядном костюме: на голове венок из цветов, зелёное длинное платье украшено изображениями цветов, бабочек, листьев.

Весна. Здравствуйте, милые дети!

Я, Весна-красна,

На праздник к вам пришла,

Радость людям,

Природе принесла.

На сцену выходят «деревья»: Дуб, Берёза, Рябина, Калина, Черёмуха. Звучит русская народная мелодия.

Весна (взмахивает зелёной веткой).

Проснитесь! Проснитесь!

К природе лицом повернитесь!

Обращается к дубу.

Дуб дорогой,

Великан ты большой,

Очнись, деревьям улыбнись!

Дуб. Хозяйка Весна,

Мне не до сна.

Надо новые листья растить,

Ветки холить!

Весна (обращается к берёзе).

Берёзка, милая, проснись,

Улыбкой нежной поделись!

Берёза. Я давно готова!

Напоить сладким соком

Тебя могу снова!

Весна. Рябина кудрявая,

Быстро раскройся,

Белым цветом покройся!

Рябина. Я готова цветами покрыться,

Тебе, Весна, подчиниться.

Весна. Калинушка, милая,

Очи открой,

Меня, Весну, успокой.

Калина. К тебе, Весна-красна, иду,

Белых цветов кружева несу.

Весна. Черёмуха душистая,

Цветами пушистая,

Скорее вставай,

Утро года встречай!

Черёмуха. Я давно ждала тебя,

Цвету много припасла!

Деревья стоят полукругом. Весна – в центре. Выбегают «кустики», под русскую весёлую музыку становятся в хоровод, окружив Весну, танцуют и поют.

Кусты. Хорошо, хорошо с Весной,

Все покрылись мы

Зелёною листвой,

Будем скоро зацветать,

Пчёлам мёд раздавать.

Вся природа ожила, ожила.

Много радости природе принесла, принесла.

«Деревья» подтанцовывают и поют вместе с «кустами».

Весна (после танца). У меня есть три победы. Первая победа – это, когда растает снег в поле и появится зелень. Победа полевая.

Вторая победа, когда тает на реке лед, прилетают птицы. Это весна речная.

Третью победу я сегодня одержала. Это весна – лесная. За этим наступит лето.

И вовсе я не спала. Задержалась из-за того, что надо было везде навести порядок.

Ведущий. Приходит Весна,

Просыпается лес,

Что полон чудес.

Весенние соки

Могучим потоком

Наполняют деревья к сроку.

Мальчик. Хорошо в берёзовой роще весной. Воздух чист и ароматен, как никогда. Почки и молодые листья берёзы содержат много витамина С, их употребляют для настоев от разных болезней. Берёзовый сок очень полезен.

Девочка. Нежная ива ещё ранней весной потчует пчёл своей жёлтой пыльцой.

Пылит в лесу и орешник, и ольха. Жёлтыми облачками летит пыльца по лесу.

Учитель. Зацветают кустики волчьего лыка нежными розовыми цветами, которые крепятся прямо на стеблях кустарника. В конце лета появятся на них яркие красные ягоды, они, будьте осторожны, ядовиты. Их есть нельзя.

Весна. Лес – украшение нашей планеты, его надо беречь. Лес – лёгкие нашей Земли. Не губите деревья! Посадите на школьном участке, во дворе дома деревце. Оно вырастет в большое дерево, несущее свежий воздух и прохладу.

На сцену выходят дети. Они держат широкую бумажную ленту (или несколько лент).

На лентах: Встречай весну!

Люби природу!

Береги лес!

Учитель. Хорошо на празднике, а на природе ещё лучше.

Весна. Приглашаю всех послушать звуки природы, пойдёмте на опушку леса (можно в парк), посмотрим, как одеваются деревья в зелёный наряд.

Все отправляются на экскурсию.

праздник леса
(игровой праздник с элементами театрализации)

Цели:выявить представление детей о лесе; вызвать интерес к природе.

Оборудование:картины русских художников, плакаты, открытки, книги для украшения стен и столов выставки; приглашения; русские костюмы; венки; букеты цветов из леса, веток; выставка изделий из коры и прутьев; дары леса: грибы, ягоды, плоды, семена деревьев и кустов; кассеты с записью русской народной мелодии, авторских песен; посуда для угощения; столы; кондитерские изделия.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий.

Лесник.

Деревья.

Кусты.

Искорка.

Ключик.

Дети.

Зрители.

Зал, где будет проходить праздник, украшен картинами русских художников (Шишкина, Левитана и др.). Звучит русская народная мелодия. У входа в зал участники в русских костюмах зазывают гостей.

Дорогие гости! Заходите!

Праздник наш зелёный посетите,

Обещаем – будет очень интересно

И, конечно, познавательно, полезно.

Ведущий. Лес! Это лёгкие Земли. Это много зелени, цветы, плоды, животные. О лесе сложено множество стихов, рассказов, песен, загадок.

Лесник. Да, да!

Загадаю вам загадку,

Ну а вы в ответ отгадку.

Итак, слушайте!

Он очень богат,

Поделиться с нами рад:

Ежевикой,

Земляникой,

Клюквой красною,

Брусникой,

Спелыми орешками,

Грибами-сыроежками,

Можно долго называть

И всего не сосчитать.

(Лес.)

Дети. Лес! Это лес! Это бор!

Это наш зелёный двор!

В записи звучит шум листвы, пение птиц, различные звуки природы. Среди них выделяется дробный стук дятла.

Ведущий. К нам кто-то стучится. Слышите? (Прикладывает руку к уху.) Надо встречать!

На сцену выходят дети в костюмах, изображающие деревья. На головах венки из веточек тех деревьев, которые они изображают (можно изготовить самим). Звучит музыка леса. Они выстраиваются полу-кругом.

Рябина (удивлённо, увидев Лесника). Наш Лесник! Как вы здесь оказались? Нас (показывает на деревья) пригласили на праздник ребята.

Лесник. Меня же сюда пригласили ребята из клуба «Юный лесовод». Я очень рад, что вас здесь встретил!

Рябина. Я – рябина-рябинушка –

Ветви кудрявые,

Красные гроздья плодов,

Белые кисти цветов.

Под русскую мелодию кружится вокруг себя.

Дуб, принимай эстафету!

Дуб. Пришёл я из дубравы

По полному праву.

Принёс корзину полную

Желудей – моих плодов.

Отдаёт Леснику корзинку с желудями. Он передаёт её на выставку.

Береза. А я, красотка стройная,

Берёзка белоствольная.

Дарю кору я вам

И сока полный жбан.

Передаёт куски коры и жбан с соком Леснику. Он передаёт это на выставку.

Липа. Я – липа медоносная,

Дерево серьёзное.

Горшочек мёда

Вам передаю,

Рой пчёл благодарю.

Передаёт горшочек мёда Леснику. Он отправляет его на выставку.

Осина. Я бесконечно трепещу.

Грибам всегда приют найду.

Они роятся подо мной,

Для них здесь воля и покой.

Передаёт корзинку с грибами Леснику. Он отправляет её на выставку.

Сосна. Из чистого бора

Пришла я сюда.

Туесок сыроежек

Я вам принесла.

Передаёт туесок Леснику. Он отправляет его на выставку.

Ель. Я – ель, любимица людей,

На Новый год всех веселю друзей.

Приют находят у меня

И зайцы, и медведи –

Мои любимые соседи.

Передаёт лукошко с еловыми шишками Леснику. Он отправляет его на выставку.

Клён. Я – живописный клён,

Люблю на солнышке погреться.

А семена мои, что крылышки весны,

Примите их, украсьте листьями столы.

Ольха. Ольхою звать меня.

Бобры пушистые живут

Под корнем у меня.

Да зайцы с рябчиками,

Будто мне родня,

В кустах моих находят дом,

Чтобы не думать

О страшной встрече с врагом.

Передаю я вам ольховую кору,

Ведь красить я холсты могу.

Передаёт корзинку с ольховой корой и холст, ею покрашенный.

Калина. Калинкою кличут в народе меня,

Кругами-цветами знаменита я.

Красные ягоды в осень имею,

Птичек зимою кормлю и жалею.

Передаёт корзинку с гроздьями ягод Леснику для выставки.

Черёмуха. Весёлое дерево – черёмуха я,

Цветами пушистыми

Покрытая вся.

Вкусные ягоды дети едят,

Стаями птицы на ветви летят.

Передаёт корзинку с ягодами Леснику на выставку.

Ведущий. Деревья кронами образуют верхний этаж леса. Чтобы лес хорошо рос, нужны и кусты: шиповник, жимолость, бересклет, малина, смородина.

Какую роль выполняют кусты? Они служат убежищем птицам. Кусты – нижний этаж леса. Птицы находят здесь себе пищу, уничтожая насекомых, которые портят деревья. Нельзя ломать кусты, разорять птичьи гнёзда.

На сцену выбегают дети в зелёных костюмах, изображающих кусты, становятся в хоровод. Начинают танцевать, водят хоровод под соответствующую русскую мелодию.

Кусты (поют). Мы, зелёные пушистые кусты,

Наши кущи не бывают пусты,

В них гнездятся птицы –

Сойки, зяблики, синицы.

Припев. Зинь-хо-хо!

Зинь-хо-хо!

Зяблики, синицы.

Много людям ягод принесём,

Этим мы минуты радости даём.

Завивайся, завивайся, кусток –

Леса нашего пушистый уголок.

Припев. Ах! Вейся, завивайся, кусток,

Леса нашего пушистый уголок.

Когда идёт хоровод, «деревья» пританцовывают и поют с «кустами».

Ведущий. Какая красота! Лес надо беречь от пожаров, от мусора, который люди оставляют после праздника и отдыха на природе.

Лесник. Для того чтобы было чисто, надо вырыть ямку и сложить в неё все отходы после отдыха, хорошо засыпав землёй.

Не оставляйте не погасших после костра угольков. Может случиться пожар.

На сцену выбегает девочка в костюме жёлто-оранжевого цвета с изображением языков пламени. Все «кусты» и «деревья» отступают назад, закрывшись рукой. Затем хлопают в ладоши и топают ногами.

Деревья (в гневе). Это Искорка! Ужас! Она такая коварная. Может погубить лес! Надо её прогнать!

Кусты. Искорка, уходи!

Деревья и кусты (ведут хоровод, поют).

Искорка, уходи, уходи

И беду от нас отведи!

Лес зелёный с кустами пожалей,

Своё пламя ты не вей, ты не вей,

Убирайся-ка отсюда поскорей!

Топают на неё ногами, машут в её сторону руками.

Искорка мечется от куста к кусту, от дерева к дереву, стараясь задеть каждого.

Искорка (подбоченившись, поёт).

Ух! Хорошие, зелёные мои,

Деревья и пушистые кусты,

Скоро будут ваши кущи пусты.

Вот сейчас пущу я петуха,

Ну и будет жарко дело,

Ха-ха-ха!

Кусты и деревья (возмущённо поют, притопывая ногами).

Что ты, Искорка, уймись, постыдись!

Нас не жги, по травке не катись!

Лучше по добру ты уберись!

Искорка обегает кусты, стараясь коснуться то куста, то дерева. Смеётся, хлопает в ладоши, подпрыгивает.

Кусты. Ты не трогай нас, не жги!

Убирайся, Искра, уходи!

Деревья. Мы все станем ратью-стеной,

Поведём борьбу, Искра, с тобой.

Неожиданно раздаётся нежная музыка свирели, затем слышится журчание воды. На сцену выходит мальчик в костюме, изображающий ключ, волны ручейка. На нём костюм голубого цвета. У мальчика в руках свирель, на которой он играет.

Ключик (поёт). Что за суматоха в лесу,

Я понять ничего не могу.

Кто покой наш нарушает,

Леса мирной жизни лишает?

Деревья (поют). Это Искорка кругом виновата,

Говорит, что огнём очень богата.

Кусты (поют). Ключик, милый, из земли ты бей,

Ручеёк, водичку разлей.

Деревья и кусты (поют).

Усмири ты Искорку скорей,

Защити своих зелёных друзей.

В записи снова звуки свирели, плеск воды. Ключик гонится за Искоркой, касается её, она исчезает за кулисами.

Ключик. Вот и победили мы Искру,

Хвастливую горячую волну.

Все (поют). Слава, слава

Ключевой живительной воде,

Нам нужна всегда она везде.

Лесник. Сейчас вы познакомитесь с фрагментом жизни леса. К нам пожаловали гости из клуба «Юный лесовод». В их руках горшочки с ростками деревьев.

Лесоводы (их 11 человек, скандируют). Лес – лёгкие Земли!

Затем поворачиваются. На их костюмах нашиты буквы. Получается: «Берегите лес!» Дарят присутствующим горшочки с ростками.

Ведущий. Приглашаю вас на лесную выставку. Итак, все на экскурсию. Затем идём в столовую попить чаю и отведать пирога с лесными ягодами: ежевикой, черникой.

Праздник заканчивается чаепитием. Чай заварен из душистых трав.

Птицеград

Место проведения: музыкальный зал, участок детского сада.

Украшение зала: выставка детских рисунков, скворечников, иллюстрации с изображением птиц.

Предварительная работа:чтение рассказов и стихов о птицах, изготовление скворечников, костюмов птиц, разучивание песен и танцев.

Ход праздника

Под музыкальное сопровождение дети с корзинами подбегают к березкам, на которых висят кормушки для птиц, достают корм и насыпают его.

1-й ребёнок. Мы с овсом и ячменём

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички.

2-й ребёнок. Пара сизых голубей

И знакомый воробей,

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Дети в костюмах разных птиц под музыку вбегают в зал.

Птицы. Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда.

(Обращаясь к детям.) Начинается игра!

Домик строить нам пора!

Игра «Построй дом».

Из плоскостных фигур (круг, трапеция, овал, прямоугольник, квадрат) дети составляют домики для птиц. Побеждает тот, чья постройка наиболее оригинальная и быстро выполнена.

Ведущий. Покажись нам, солнышко,

Посвети немножко,

Просуши дорожки.

Солнышко. Вам дарю своё тепло,

Чтобы всё вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались.

Выходят дети-мастера.

1-й ребёнок. Через море, через горы

Стайкой птицы к нам летят.

Мы для них построим город,

Птичий город «Птицеград».

2-й ребёнок. И сегодня в день весенний

Справим птичье новоселье.

Эти домики все вместе

На берёзках мы повесим!

Песня «Зима прошла»(сл. М. Клоковой, муз. Н. Метлова).

Танец «Со скворечниками».

Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

Ÿ Чёрный, проворный,

По полю ходит, кричит «Крак»,

Всем червякам враг.

(Грач.)

Ÿ Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

(Дятел.)

Ÿ Ты с модницей этой, конечно, знаком.

Вертушка, на месте никак не сидится.

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится.

(Синица.)

Ребёнок. Мы, ребята-дошколята,

Приглашаем всех пернатых.

Прилетайте все, кто хочет,

Мы вас любим очень-очень.

Под музыку «вылетают» Птицы.

Птицы. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте, гости!

Скворец. Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, синяя синичка!

Грач. Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь.

Дети. Расскажите, птицы, где вы побывали,

Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец. В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега нету.

Грач. Бродят там слоны великаны.

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья-лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Голубь. Хорошо ли жили вдали от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых?

Ласточка. Мы дружили и играли,

И с друзьями танцевали.

Песни пели день-деньской,

Но хотелось нам домой!

Ведущий. Мы вас очень долго ждали!

Мы бы с вами станцевали.

«Танец птиц».

Ласточка. Гнезда вы не разоряйте!

Синица. Птичьих гнёзд не трогайте.

Голубь. Яичек птичьих не берите!

Все птицы. Нас, друзья, вы берегите!

Ребёнок. Все даём мы слово!

Птиц не трогать и гнёзд не разорять!

Пусть птичьи трели звонкие

Звучат в саду опять!

Включается фонограмма с голосами птиц.

Далее проводится мини-викторина:

1. Какая птица краснобокая, как яблоко? (Снегирь.)

2. Какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.)

3. Какая птичка не боится нырять под воду? (Оляпка.)

4. Какая птица похожа на Жар-птицу? (Павлин.)

5. Самая маленькая птичка, лечит зубы у крокодила? (Колибри.)

6. У каких птиц самки больше, чем самцы? (У хищных.)

7. С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей.)

Игра «Скворцы и скворечники».

Ведущий. Для нас праздник закончился, а для птиц только начинается, потому что сейчас мы все выйдем на улицу, и ваши папы нам помогут укрепить вот эти красивые скворечники на нашем участке. Это будет наш «Птицеград».

ПО ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Грибник.

Боровик.

Съедобные грибы.

Бледная поганка.

Хоровод.

Грибник. Ага! Вот Боровик! Полезай в кузовок. Пойду дальше. (Неожиданно останавливается.) Стоп! Ещё в траве несколько штук виднеются.

Боровик. Эй, дружок! Помни, что мы редко растём в одиночку. А почему? Да потому, что наша большая часть находится под землёй. Это – грибница. Она тянется от гриба к грибу на несколько метров. Значит, недалеко от первого гриба можно найти ещё грибы.

Грибник (удивлённо). Откуда ты такой взялся? Всё-то ты знаешь.

Боровик. Кто я?! Да я повелитель грибов – царь грибной. Очень меня уважают съедобные грибы. Ты знаешь, что наша грибница может жить сотни лет? Но только надо соблюдать определённые правила. Если нет ножа, не вырывай гриб из земли, а осторожно выкручивай, засыпай ямку землёй, чтобы грибница не высохла. Пока грибница жива, и на будущий год ты найдёшь здесь грибы.

Грибник. Уважаемый царь грибов, я внимательно слушал тебя, всё понял. Буду выполнять все твои советы. А какие же грибы находятся под твоим началом?

Боровик. О! Их много! Сейчас я их позову. (Влезает на пенёк и кричит.) Эй, вы, слуги мои! Подите сюда!

Выбегают дети, одетые в костюмы съедобных грибов, – Подберёзовики, Подосиновики, Сыроежки, Лисички, Маслята, Рыжики, Моховики.

Грибы (кланяются царю, говорят хором). О, повелитель! Мы прибыли по твоему приказанию. Что исполнить? Рассказать вам сказку? Ведь вы очень любите сказки.

Боровик. Расскажите уважаемому грибнику немного о себе.

Грибы. Мы готовы!

Подберёзовик и Подосиновик (вместе). Мы с отменным вкусом. Очень питательны.

Боровик. Но соперничать со мной не могут. При сушке чернеют, а я нет!

Грибы. Ищи нас в светлых лиственных лесах.

Лисички. А мы сестрички, жёлтые лисички. Нас всегда много на полянке. Стоим хороводом.

Маслята. Мы – весёлые ребята. Личинки мух и комаров нас никогда не портят, поэтому мы всегда свежие, крепкие.

Грибник. Сегодня я шёл по лесу. Вдруг увидел в траве много белых шариков. Что это такое?

Боровик. А это дождевики. Вчера прошёл дождь, вот они и полезли из земли, как бусы-шарики. Гриб вырастает, сморщивается, и споры летят во все стороны. Там, где они упали, вырастут новые грибы.

Дождевик. А ещё у меня нет ножки, только голова.

Рыжики. В нашем лесу есть грибы-бандиты. Можно сказать, убийцы. Вон там зеленеет бледная поганка.

Съедобные грибы (топают ногами, грозят кулаками).

Уходи-ка, бледная поганка,

Ты для всех убийца, хулиганка.

Берегитесь, вы забудьте самозванку,

Обходите стороной поганку.

Бледная поганка. Шарфик на шее имею,

Шляпкой в траве зеленею.

От людей не прячусь никогда,

Подходите все сюда.

Боровик (топает ногами и грозит ей кулаком).

Уходи-ка прочь,

Пока цела.

Ядовитая, вонючая беда.

И зачем в наш лес ты забрела?

Грибы (хором). Вон из леса! Прочь! Прочь!

Поганка. А я ведь не одна. Есть у меня ядовитая страна. А в этой стране я – царица. Служат мне ложноопенки, мухомор красный и мухомор вонючий зелёный, очень похож на меня. И ещё ряд нахалов, злых ядовитых болванов. Не очень-то кричите. Ишь, разорались. Получше людей просвещайте, чтоб были осторожны, а то плохо всем будет.

Поганка удаляется под зловещие звуки аудиозаписи.

Грибы (становятся хороводом, в центре круга Боровик).

Ах, ты, славный Боровик,

Наш правитель и отец,

Важный мудрый удалец.

Дарим мы тебе венец.

Лисички надевают на шляпку Боровика венок из лесных цветов.

Боровик (поёт, а хор ходит вокруг него).

Вы мои съедобные грибочки –

Дочки и сыночки.

Будем честно мы служить,

Честью леса дорожить.

Последнюю строчку подхватывает хоровод, грибы подпевают Боровику.

Хорошо в лесу нам жить,

Будем крепко мы дружить,

Зверям, людям служить,

Честью леса дорожить.

Грибник. Благодарю тебя, Боровик, и твоих подданных за весёлые и познавательные минуты. Пойду к ребятам. Они уже меня заждались.

Грибник уходит под русскую мелодию, пританцовывая.

Дети хлопают в ладоши, подпевают.

Учитель. Что мы узнали, посмотрев инсценировку?

Дети. Брать грибы можно только съедобные. Бери тот гриб, который ты знаешь и в котором уверен.

Входит врач. Раздаются звуки сирены «скорой помощи».

Врач. Слышите сигнал? Кого-то увезли в больницу. Съел неизвестные грибы.

Запомните, что детям до 14 лет не рекомендуется в пищу употреблять даже съедобные грибы. Детский организм может их не воспринимать.

Нельзя употреблять те съедобные грибы, которые растут близко у аэродромов, у шоссейных дорог. Грибы впитывают в себя из атмосферы все химические ядовитые элементы. В некоторых странах перестали употреблять в пищу грибы вообще, например в Германии.

Учитель. Последние научные исследования доказали, что грибы не растения и не животные. Это вид особых существ, которые сейчас исследуются наукой.

На сцену выходят дети с широкими бумажными лентами. Поочерёдно разворачивают их. Раздается голос ведущего в аудиозаписи, и дети читают написанные на лентах призывы:

Ÿ Любите природу!

Ÿ Берегите флору! Берегите своё здоровье!

Ÿ Избегайте ядовитых грибов!

Ÿ Берегитесь бледной поганки!

Ÿ Помните, что съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен!

Грибник. А вот и я вернулся. Интересно в лесу! Но только надо знать его законы. Уважайте природу!

Боровик. Эй, грибочки, выходите!

До свиданья всем скажите!

На ребяток посмотрите,

Спойте и для них спляшите.

Грибы идут хороводом, прощаясь со зрителями.

Учитель. А вам задание: принесите, что посчитаете нужным, на урок труда, мы будем готовить макет «Лесная опушка с поляной».

считалки

Ÿ Раз, два, три, четыре, пять!

Природу надо охранять.

Лес дремучий береги –

Не пили и не руби.

Леснику водить опять,

Нам же можно убегать!

Ÿ Раз, два, три!

Деревья ты побереги:

Ножик быстро убирай,

Меток на коре не оставляй.

Раз, два, три!

Деревце ты посади.

Пусть растёт, растёт, растёт –

Удивляется народ.

Тень прохладную даёт.

Здесь и путник отдохнёт.

Ÿ Раз, два, три, четыре, пять, шесть!

В лесу деревьев много есть.

Вот берёза, вот осина,

А здесь красная рябина.

Ты, рябина, созревай,

Нас, ребяток, догоняй.

Ÿ Вот опушка, вот грибок.

Будет полон кузовок.

Боровик, мне покажись,

Своим вкусом поделись.

А ты, Миша, не ленись,

Боровику ты поклонись.

Ÿ По малину в лес идём,

Много ягод наберём.

Горстку полну набирай

И в корзинку отправляй.

Раз, два! Раз, два, три!

Очень ягодки вкусны.

Ты в корзинку их клади.

И про рот не забывай,

Тоже быстро отправляй.

Раз, два, три! Не зевай!

Дима – жмурка,

Остальные, убегай.

Ÿ Бочки на дубу висят,

Все на землю глядят.

Куда бочонок упадёт,

Там дубочек прорастёт,

Малы веточки вразлёт.

Г. Я. Даньшова

ŸНад землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко светить,

А тебе, дружок, водить.

Ÿ Есть в лесу у нас криничка,

Там студёная водичка.

Мы к криниченьке пойдём,

Воду чистую попьём.

Кто не станет воду пить,

Будет он в игре водить.

Ÿ Ветер, песню напевай,

Паруса нам надувай!

Мы в кораблике плывём,

Океан переплывём.

Ждёт нас берег впереди.

Тот, кто водит, выходи!

Ÿ На горе высокий пик,

А на пике есть ледник.

Ледника я не боюсь,

С другом в гору поднимусь.

Кто не хочет вверх шагать,

Нас попробуй отыскать.

Ÿ Вот какой наш огород!

Всё прекрасно здесь растёт.

Соберём мы урожай,

Будет пышный каравай.

Станем мы гостей встречать,

А тебе друзей искать.

праздник леса
(игровой праздник с элементами театрализации)

Цели:выявить представление детей о лесе; вызвать интерес к природе.

Оборудование:картины русских художников, плакаты, открытки, книги для украшения стен и столов выставки; приглашения; русские костюмы; венки; букеты цветов из леса, веток; выставка изделий из коры и прутьев; дары леса: грибы, ягоды, плоды, семена деревьев и кустов; кассеты с записью русской народной мелодии, авторских песен; посуда для угощения; столы; кондитерские изделия.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий.

Лесник.

Деревья.

Кусты.

Искорка.

Ключик.

Дети.

Зрители.

Зал, где будет проходить праздник, украшен картинами русских художников (Шишкина, Левитана и др.). Звучит русская народная мелодия. У входа в зал участники в русских костюмах зазывают гостей.

Дорогие гости! Заходите!

Праздник наш зелёный посетите,

Обещаем – будет очень интересно

И, конечно, познавательно, полезно.

Ведущий. Лес! Это лёгкие Земли. Это много зелени, цветы, плоды, животные. О лесе сложено множество стихов, рассказов, песен, загадок.

Лесник. Да, да!

Загадаю вам загадку,

Ну а вы в ответ отгадку.

Итак, слушайте!

Он очень богат,

Поделиться с нами рад:

Ежевикой,

Земляникой,

Клюквой красною,

Брусникой,

Спелыми орешками,

Грибами-сыроежками,

Можно долго называть

И всего не сосчитать.

(Лес.)

Дети. Лес! Это лес! Это бор!

Это наш зелёный двор!

В записи звучит шум листвы, пение птиц, различные звуки природы. Среди них выделяется дробный стук дятла.

Ведущий. К нам кто-то стучится. Слышите? (Прикладывает руку к уху.) Надо встречать!

На сцену выходят дети в костюмах, изображающие деревья. На головах венки из веточек тех деревьев, которые они изображают (можно изготовить самим). Звучит музыка леса. Они выстраиваются полу-кругом.

Рябина (удивлённо, увидев Лесника). Наш Лесник! Как вы здесь оказались? Нас (показывает на деревья) пригласили на праздник ребята.

Лесник. Меня же сюда пригласили ребята из клуба «Юный лесовод». Я очень рад, что вас здесь встретил!

Рябина. Я – рябина-рябинушка –

Ветви кудрявые,

Красные гроздья плодов,

Белые кисти цветов.

Под русскую мелодию кружится вокруг себя.

Дуб, принимай эстафету!

Дуб. Пришёл я из дубравы

По полному праву.

Принёс корзину полную

Желудей – моих плодов.

Отдаёт Леснику корзинку с желудями. Он передаёт её на выставку.

Береза. А я, красотка стройная,

Берёзка белоствольная.

Дарю кору я вам

И сока полный жбан.

Передаёт куски коры и жбан с соком Леснику. Он передаёт это на выставку.

Липа. Я – липа медоносная,

Дерево серьёзное.

Горшочек мёда

Вам передаю,

Рой пчёл благодарю.

Передаёт горшочек мёда Леснику. Он отправляет его на выставку.

Осина. Я бесконечно трепещу.

Грибам всегда приют найду.

Они роятся подо мной,

Для них здесь воля и покой.

Передаёт корзинку с грибами Леснику. Он отправляет её на выставку.

Сосна. Из чистого бора

Пришла я сюда.

Туесок сыроежек

Я вам принесла.

Передаёт туесок Леснику. Он отправляет его на выставку.

Ель. Я – ель, любимица людей,

На Новый год всех веселю друзей.

Приют находят у меня

И зайцы, и медведи –

Мои любимые соседи.

Передаёт лукошко с еловыми шишками Леснику. Он отправляет его на выставку.

Клён. Я – живописный клён,

Люблю на солнышке погреться.

А семена мои, что крылышки весны,

Примите их, украсьте листьями столы.

Ольха. Ольхою звать меня.

Бобры пушистые живут

Под корнем у меня.

Да зайцы с рябчиками,

Будто мне родня,

В кустах моих находят дом,

Чтобы не думать

О страшной встрече с врагом.

Передаю я вам ольховую кору,

Ведь красить я холсты могу.

Передаёт корзинку с ольховой корой и холст, ею покрашенный.

Калина. Калинкою кличут в народе меня,

Кругами-цветами знаменита я.

Красные ягоды в осень имею,

Птичек зимою кормлю и жалею.

Передаёт корзинку с гроздьями ягод Леснику для выставки.

Черёмуха. Весёлое дерево – черёмуха я,

Цветами пушистыми

Покрытая вся.

Вкусные ягоды дети едят,

Стаями птицы на ветви летят.

Передаёт корзинку с ягодами Леснику на выставку.

Ведущий. Деревья кронами образуют верхний этаж леса. Чтобы лес хорошо рос, нужны и кусты: шиповник, жимолость, бересклет, малина, смородина.

Какую роль выполняют кусты? Они служат убежищем птицам. Кусты – нижний этаж леса. Птицы находят здесь себе пищу, уничтожая насекомых, которые портят деревья. Нельзя ломать кусты, разорять птичьи гнёзда.

На сцену выбегают дети в зелёных костюмах, изображающих кусты, становятся в хоровод. Начинают танцевать, водят хоровод под соответствующую русскую мелодию.

Кусты (поют). Мы, зелёные пушистые кусты,

Наши кущи не бывают пусты,

В них гнездятся птицы –

Сойки, зяблики, синицы.

Припев. Зинь-хо-хо!

Зинь-хо-хо!

Зяблики, синицы.

Много людям ягод принесём,

Этим мы минуты радости даём.

Завивайся, завивайся, кусток –

Леса нашего пушистый уголок.

Припев. Ах! Вейся, завивайся, кусток,

Леса нашего пушистый уголок.

Когда идёт хоровод, «деревья» пританцовывают и поют с «кустами».

Ведущий. Какая красота! Лес надо беречь от пожаров, от мусора, который люди оставляют после праздника и отдыха на природе.

Лесник. Для того чтобы было чисто, надо вырыть ямку и сложить в неё все отходы после отдыха, хорошо засыпав землёй.

Не оставляйте не погасших после костра угольков. Может случиться пожар.

На сцену выбегает девочка в костюме жёлто-оранжевого цвета с изображением языков пламени. Все «кусты» и «деревья» отступают назад, закрывшись рукой. Затем хлопают в ладоши и топают ногами.

Деревья (в гневе). Это Искорка! Ужас! Она такая коварная. Может погубить лес! Надо её прогнать!

Кусты. Искорка, уходи!

Деревья и кусты (ведут хоровод, поют).

Искорка, уходи, уходи

И беду от нас отведи!

Лес зелёный с кустами пожалей,

Своё пламя ты не вей, ты не вей,

Убирайся-ка отсюда поскорей!

Топают на неё ногами, машут в её сторону руками.

Искорка мечется от куста к кусту, от дерева к дереву, стараясь задеть каждого.

Искорка (подбоченившись, поёт).

Ух! Хорошие, зелёные мои,

Деревья и пушистые кусты,

Скоро будут ваши кущи пусты.

Вот сейчас пущу я петуха,

Ну и будет жарко дело,

Ха-ха-ха!

Кусты и деревья (возмущённо поют, притопывая ногами).

Что ты, Искорка, уймись, постыдись!

Нас не жги, по травке не катись!

Лучше по добру ты уберись!

Искорка обегает кусты, стараясь коснуться то куста, то дерева. Смеётся, хлопает в ладоши, подпрыгивает.

Кусты. Ты не трогай нас, не жги!

Убирайся, Искра, уходи!

Деревья. Мы все станем ратью-стеной,

Поведём борьбу, Искра, с тобой.

Неожиданно раздаётся нежная музыка свирели, затем слышится журчание воды. На сцену выходит мальчик в костюме, изображающий ключ, волны ручейка. На нём костюм голубого цвета. У мальчика в руках свирель, на которой он играет.

Ключик (поёт). Что за суматоха в лесу,

Я понять ничего не могу.

Кто покой наш нарушает,

Леса мирной жизни лишает?

Деревья (поют). Это Искорка кругом виновата,

Говорит, что огнём очень богата.

Кусты (поют). Ключик, милый, из земли ты бей,

Ручеёк, водичку разлей.

Деревья и кусты (поют).

Усмири ты Искорку скорей,

Защити своих зелёных друзей.

В записи снова звуки свирели, плеск воды. Ключик гонится за Искоркой, касается её, она исчезает за кулисами.

Ключик. Вот и победили мы Искру,

Хвастливую горячую волну.

Все (поют). Слава, слава

Ключевой живительной воде,

Нам нужна всегда она везде.

Лесник. Сейчас вы познакомитесь с фрагментом жизни леса. К нам пожаловали гости из клуба «Юный лесовод». В их руках горшочки с ростками деревьев.

Лесоводы (их 11 человек, скандируют). Лес – лёгкие Земли!

Затем поворачиваются. На их костюмах нашиты буквы. Получается: «Берегите лес!» Дарят присутствующим горшочки с ростками.

Ведущий. Приглашаю вас на лесную выставку. Итак, все на экскурсию. Затем идём в столовую попить чаю и отведать пирога с лесными ягодами: ежевикой, черникой.

Праздник заканчивается чаепитием. Чай заварен из душистых трав.