Вспоминаем 5 модных шоу кутюрье, которые вошли в историю.
Highland Rape, 1995
Даже сами названия шоу были провокацией — такова природа Маккуина. В 1995 году кутюрье выпустил коллекцию «Изнасилованная Шотландия», посвящённую родной стране. И выбрал исторический срез восемнадцатого-девятнадцатого веков, когда на земле его предков хозяйничала армия англичан. Недаром Маккуин заявлял в интервью, что слишком искренен с публикой: «В моей работе всё очень личное».
Гостей показа встречал подиум с мхом и травами, по которому то растерянно, то яростно шагали модели. Их бледная кожа контрастировала с рваным тартаном, репеем в волосах красавиц и агрессивным макияжем. Так Маккуин хотел метафорически показать растерзанную страну под игом захватчиков. Позже дизайнера журили за романтизацию насилия, но отмечали его смелую работу с пропорциями фигуры: юбки и брюки на низкой талии удлиняли туловище и сознательно коверкали женский силуэт.
«№ 13», 1999
Это сейчас дизайнеры соревнуются в интерактивных технологиях, но в 1999 году шоу Маккуина «№ 13» стало прорывом. Главной звездой показа 1999 года стала Шалом Харлоу, а компанию ей составили роботы. Супермодель вышла к зрителям в белом платье с пышной юбкой и грациозно встала на круглый вращающийся подиум. Пока Шалом кружилась (вот где пригодилось её балетное прошлое), роботы из пультов красили светлую ткань в оттенки чёрного и жёлтого.
Этот момент так впечатлил Маккуина, что он впервые в жизни заплакал на собственном показе.
Voss, 2001
Шоу начала нулевых называют самым депрессивным в карьере Александра. Поражала уже сама локация: зрители собрались в заброшенном автобусном парке. Колонки дрожали под звуки дыхания и стука сердца, а гости рассаживались вокруг зеркального куба. Маккуин специально не спешил с началом, и публике приходилось смотреть на своё отражение. Многие не выдерживали и отводили взгляд, чувствуя себя не уютно. Именно так, как задумывал перформанс Александр Великий — этим прозвищем любя его называла подруга и покровительница Изабелла Блоу.
Шоу всё же началось: модели фланировали внутри куба, оббитого мягкой тканью — помещение напоминало палату в психиатрической лечебнице. На головах моделей были повязки, как у пациентов, а сами они имитировали расстройства психики, заламывая руки и истерически хохоча. А ещё девушки не видели зрителей и лишь всматривались в свои отражения — так же, как и сидящие за пределами куба.
Лейтмотивом коллекции стала связь с природой. Так, платье одной из моделей украшали раковины моллюсков, которые Александр заметил на пляже в Норфолке. Одежду и головные уборы других украшали крылья насекомых, чучела ястребов, ветки и цветы. А катарсисом показа стал открывшийся куб из стекла, внутри которого лежала обнажённая художница Мишель Олли, покрытая тысячами живых мотыльков.
Widows of Culloden, 2006
Маккуин продолжал заигрывать с технологиями и на шоу в 2006 году поразил публику голограммой Кейт Мосс. Перед показом будущий Командор ордена Британской империи объявил, что Кейт примет участие в перформансе, но не стал уточнять детали. А именно в них кроется истинный Маккуин.
Мосс он оставил на десерт, в смысле, на финал шоу. Коллекцию Widows of Culloden кутюрье посвятил Шотландии, но на этот раз мраку и жестокости он предпочёл филигранный крой, пышные перья, тончайшую вышивку и, конечно, тартан.
После основного дефиле свет в зале погас, в центре подиума подсветка обвела пирамиду из стекла и в воздухе воспарила трёхмерная Мосс. Дух захватывает!
Plato’s Atlantis, 2010
Последней законченной коллекцией при жизни маэстро стала Plato’s Atlantis— «Атлантида Платона». Маккуина завораживал мифический остров, ушедший под воду. Дизайнер в буквальном смысле погрузился в подводный мир: он много нырял и фотографировал рыб и коралловые рифы, а после воплощал силуэты морских обитателей в своих творениях. К слову, снимки Маккуина стали принтами для тканей коллекции.
Кутюрье экспериментировал с формами и обул моделей в туфли-броненосцы или Armadillo, которые были не самыми комфортными, зато произвели эффект на звёздных модниц. Каждую пару мастера вырезали вручную из дерева и украшали чешуёй из пайеток. «Инопланетную» обувь нельзя было купить: всего создали 21 пару и ещё три перевыпустили для благотворительного аукциона Christie's. Все лоты с «броненосцами» купила Леди Гага, без сомнений расставшись с 295 000 долларов.
Певица же привлекла внимание к показу Маккуина. «Королева монстров» объявила, что на шоу представит новый трек — Bad Romance. Фанаты певицы обрушили сайт с лайв-трансляцией Plato’s Atlantis, которую в итоге посмотрело 6 миллионов зрителей. Даже сами модели не знали, что будут дефилировать под хит Леди Гаги: на репетициях им включали саундтрек из «Русалочки».
Давайте полюбуемся на звёзд в шедеврах Александра Маккуина:
Фото: Getty Images