Впервые Ил-2 нанесли бомбоштурмовой удар в 19:40 27 июня 1941 г. на Западном фронте, удар наносили 5 Ил-2 4-го (бывшего 4-го ближнебомбардировочного) штурмового авиаполка. Под удар попали немецкие танки и мотопехота на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина.
Колонна была в несколько рядов, сбросили бомбы на глазок, пушки отказали после первых выстрелов, пустили реактивные снаряды РС-82.
Ил-2 капитана Холобаева немецкие зенитчики так продырявили, что летчик провалился в большую дыру в центроплане, когда покидал самолет после посадки. Восстановлению машина не подлежала.
Пушки ШВАК отказывали из-за недоведенности пневматической системы перезарядки, обрывов закраин и разрыва гильз в патроннике. Пришлось подпилить ползуны в механизме перезаряжания и обильно смазать гильзы, только при выполнении этих мер пушки вошли в норму.
В то время оптимальная тактика боевого применения только отрабатывалась.
Тогда считалось, что в штурмовой авиации должны быть звенья из трех самолетов, боевой порядок в форме "клина" на минимальных дистанциях и интервалах. Такой порядок сковывал маневр и снижал боевую эффективность применения. К тому же полеты строем не отрабатывались.
Не успели даже провести полигонные стрельбы из пушек, пулеметов и РСами.
Большие потери штурмовики несли от атак истребителей, они заходили одноместному Ил-2 в хвост и безнаказанно расстреливали его, даже когда появился воздушный стрелок враг мог подлететь снизу или сбоку и тоже расстрелять самолет.
Для борьбы с танками отсутствовали эффективные противотанковые средства.
Самолеты первых серий были без бронезащиты поверх головы пилота, мотора и заднего бензобака, поскольку рассчитывали на прикрытие штурмовиков истребителями.
Запас топлива был мал, что не позволяло работать в оперативной глубине противника.
Заправка самолета шла через одну горловину, что не позволяло использовать все возможности бензозаправщика БЗ-38 и занимала около 25 минут. Повторные вылеты задерживались, на это накладывался дефицит бензозаправщиков.
Непрочные подкосы Ил-2 на неровном грунте часто ломались, что могло привести к катастрофе.
4 июля 1941 г. Ставка Главного Командования запретили летать на бомбометания большими группами, в крайнем случае могла вылететь одна эскадрилья.
Это был сомнительный приказ, нужно было изыскивать истребители сопровождения, а не дробить большие группы Ил-2. К тому же командование на местах часто распыляло авиачасти на мелкие группы наносящие бомбоштурмовые удары по множеству целей.
Новую тактику боевого применения Ил-2 нашли достаточно быстро, уже в августе 1941 г.
Летчики 65-го штурмового авиаполка Героя Советского Союза майора Белоусова впервые применили боевой порядок "круг", когда каждый самолет мог защитить хвост впереди идущего. Такой боевой порядок был известен еще с Испании, только его использовали И-15.
Успешный опыт не был замечен и внедрен в боевую практику значительно позже.
Со временем самолеты начали уходить с бреющего полета.
Маршал авиации Дважды Герой Советского Союза Ефимов вспоминал, что при бреющем полете угловое перемещение цели очень большое и летчики не успевали прицелиться. Приходилось бомбить "на глазок" или "по сапогу".
К тому же на малой высоте 20-мм снаряды немецких зениток, да и крупнокалиберных пулеметов для Ил-2 были чрезвычайно опасны. Тут бронекапсула не всегда спасала, она была рассчитана на защиту от осколков снарядов и от пуль стрелкового оружия.
Ил-2 поднялись на высоту 800 - 1000 м, самолет стал бомбить с пологого пикирования.
Качество самолетов было низким. В 1941 г. в бою было потеряно 533 самолета, а в небоевых условиях - 444. Правда, в небоевые Штаб ВВС смог записать 82 Ил-2 потерянных на фронте.
Со временем оказалось, что 800 - 1000 м не та высота для прицельных штурмовок, летчик опять не успевал прицелиться.
Ил-2 поднялись на высоту 1 500 - 2 000 м, в одном заходе бросали бомбами, пускали реактивные снаряды и поливали врага из пушек и пулеметов. Часто выполняли несколько заходов на цель.
Для защиты от истребителей выделяли один одноместный Ил-2 без бомбовой нагрузки, чтобы он отгонял вражеские истребители. Потом в изобилии появились истребители прикрытия и от такой практики отказались.
Для уменьшения потерь выделяли пару самолетов для подавления ПВО.
Для защиты от истребителей сзади-сверху пришлось вернуться к довоенному экипажу с воздушным стрелком.
Сначала в полевых условиях вне бронекорпуса за пилотом стали сажать стрелка, его прикрывали одной бронеплитой, в Ил-2 двухместный заводском исполнении стрелок тоже дополнительной защиты не получил и мог надеяться на точный огонь из своего пулемета.
Конструкция самолета тоже претерпела изменения, с 1943 г. в серию пошел Ил-2 с крылом "со стрелкой". Дело в том, что стрелок посаженный сзади нарушал центровку самолета и машина становилась трудноуправляемой.
Еще одним нововведением было внедрение в конструкцию канала управления рулем высоты пружин и контрбалансира, которые позволяли летать с брошенной ручкой управления.
Для более уверенного поражения танков и бронемашин в боекомплект самолета включили противотанковые кумулятивные бомбы - ПТАБы.
Особенно большой эффект они производили в начале боевого применения, немцам пришлось отказать от плотного построения колонн техники.
Если в начале войны потери были очень велики. Летчики погибали в каждом 8 вылете, потом в 11, а в среднем за войну штурмовики делали 60 вылетов на одну потерю самолета.
Героя Советского Союза в начале войны давали штурмовикам за 30 боевых вылетов, потом за 60, а в 1944 г. уже за 100.
Всего за всю войну произвели 34 943 Ил-2 и 1 211 Ил-2У, боевые потери - 10 759 ВВС КА и 807 ВМФ, небоевые потери - 10 тыс.
В итоге можно заключить, что Ил-2 свою роль в войне выполнил, расчищал путь наступления пехоте.
Спасибо за прочтение.