6,4K подписчиков

"Безумный Макс" (1979): Ты помнишь, как всё начиналось?..

В этом году открыл для себя телеканал с гордым названием "TRASH", по которому в основном и крутят малобюджетное кино последних лет 45-50-ти с соответствующей заголовку пониженной художественной ценностью. Среди которых, впрочем, встречается и то, что принято обзывать едким "так плохо, что даже хорошо", и достойные жанровые середнячки (из ужастиков, что характерно), и действительно полнейший киномусор, на который тоже обязательно найдётся свой ценитель.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Как в случае с катастрофиком "Новый ледниковый период" (в оригинале "2012 Ice Age") 2011 года про резкое похолодание в США, вызванное массовым извержением вулканов. Отвалил ему от щедрот своих аж 1,5 балла из пяти, что уже свидетельствует о многом, но только не о зрелищности: при нынешней широкодоступности CGI-технологий даже с заявленным полумиллионным (!) бюджетом в умелых руках можно смело демпинговать, творя чудеса. Насквозь компьютерные, но и это дело давно привычное. А вот при полнейшей профнепригодности режиссёра, сценариста и актёров без малейшего признака самоиронии вряд ли что поможет. Хотя кому главное картинка и движ - уверен, сойдёт и так.

Радует, что на этом телеканале нет предпочтения какой-либо одной эпохе: широко представлен как новодел 2000-2010х, так и легендарные фильмы 1970-80-х, что, исходя из моих вкусов, особо ценно. Очередная возможность вспомнить подзабытое или восполнить пробел видеосалонных времён! Об одном из таких и пойдёт речь ниже.

Франшиза "Безумный Макс" не сказать, чтобы совсем прошла мимо меня: наслышан-начитан был, но на рубеже 1980-90-х в видеосалоне я видел лишь третью часть. Однако та, помнится, восторгов у меня не вызвала, а остальные мне так и не попались, да и в дальнейшем страстного желания их отыскать не возникло. Неудивительно, что и перезапуск 2015 - без Гибсона, но с Шарлиз Терон - был проигнорирован.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Теперь же не исключено, что и ознакомлюсь - почему бы и нет - притом, что первый "Безумный Макс" (1979), который я наконец-то посмотрел на днях благодаря телеканалу "TRASH", мне совершенно не понравился, пусть и несколько иначе, чем "Новый ледниковый период" - на троечку (3/5).

Между прочим, этот фильм целых 20 лет (!) - вплоть до выхода "Ведьмы из Блэр" (1999) - удерживал первенство в такой специфической категории как соотношение израсходованных средств и полученного сверхдохода, хотя разница в курсах австралийского и американского доллара мешает подсчитать его доподлинно. Но что не вызывает сомнения, так это микробюджет, что вероятно был потрачен большей частью на японский мотопарк, а остаток ушёл на еле-еле подлатанные авторазвалюхи со свалки, на жалкую пиротехнику и само собой на суточные актёрам и съёмочной группе. И не забудем про мало вяжущуюся с происходящим на экране, эпическую в духе "Звездных войн", музыку!

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А так эконом-класс сквозит из всех щелей - ведь тогда ещё не изобрели компьютерных технологий, которые позволяют ныне подлакировывать кадрик на любое усмотрение - и в этом безусловно есть свой "ламповый" шарм. Из-за чего глаза при просмотре стареньких трэш-фильмов лучше держать полуприкрытыми. Правда, в случае со скучным, дырявым, детсадовским сюжетом как в первом "Безумном Максе" у меня это сделать не очень получилось.

Там же все признаки эксплуатационного кино, только на сей раз спекулировали не на обнажёнке и пр., а на гонках на авто и байкерской преступности, поданной "лайтово", чтобы снять возрастные ограничения! Неужели массовая публика в той же Австралии была настолько неизбалованна, чтобы купиться на подобную чушь и валом валить в кинотеатры?! Хотя, покажи в чуть подрихтованном виде этот фильм в 1980 году в СССР, он может и "Пиратов XX века" уделал бы...

Как я понял, культ "Безумного Макса" возник задним числом - уже после выхода действительно постапокалиптичной и уже крупнообюджетной по меркам того времени второй части. Но со временем он незаслуженно перекинулся и на первую, слабенькую. Видать, поэтому рейтинги той среди профессиональных кинокритиков по-прежнему отчаянно высоки. Хотя в год выхода ничто не предвещало.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Вот что, к примеру, писал кинообзорщик "Нью-Йорк Таймс" Том Бакли 14 июня 1980 года, когда стартовал прокат фильма в США:

"БЕЗУМНЫЙ МАКС" В АВСТРАЛИИ

Наряду с такими бедствиями, как кролики и кенгуру, Австралия «через несколько лет» будет страдать и от хищных банд мотоциклистов. И чтобы им противостоять, созданы элитные подразделения дорожной полиции в кожаных прикидах...
Такова хлипкая сюжетная линия «Безумного Макса», показ которого сегодня открывается в «Эмбасси 5», но она обеспечивает приемлемую основу для ряда ярких сцен с погонями и авариями в безлюдной глубинке, как и изрядную порцию садизма с явными гомо-обертонами.
Главный герой, которого играет Мел Гибсон — сравнительно обычный сотрудник полиции, но после того, как его жена (Джоан Сэмюэл), тяжело ранена, а их маленький сын убит байкерами, он решает взять закон в том виде, какой он есть, в свои руки
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Он выставляет челюсти, как Клинт Иствуд в «Грязном Гарри», достаёт из полицейского гаража чёрный спидстер с турбонаддувом и с обрезом в кобуре сеет ужасную месть. Так, в финальном эпизоде последнему выжившему из мотобанды мотоциклистов он предоставляет выбор: отпилить себе ногу или сгореть заживо.
«Безумный Макс» ужасен и бессвязен, и нацелен, вероятно преднамеренно, на самых непритязательных кинозрителей.

(с) Перевод рецензии и текст статьи - Albert Magnus, специально для kin0guru