В рамках исследовательской работы в Государственном архиве Брянской области сотрудниками музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг» был обнаружен уникальный документ – автограф уроженца села Овстуг Брянского уезда Орловской губернии Дмитрия Васильевича Киселева. Рукописный текст на пожелтевшем листке линованной бумаги, написанный человеком трагической судьбы, прославившим свою малую родину – брянское село Овстуг.
Значение личности Д.В. Киселева (1868-1937) велико не только для истории Овстуга, но и для всего Брянского края в целом [1]. Крестьянин Д.В. Киселев окончил сельское училище, в 1906 году стал овстугским волостным старшиной. Проявив свои организаторские способности, много делал для родного села, с 1909 по 1917 год Киселев трижды избирался гласным Брянского уездного земского собрания. В 1912 году Киселев был избран депутатом IV Государственной думы, одним из девяти депутатов от всей Орловской губернии, частью которой был тогда и Брянский уезд.
Благодаря стараниям Д.В. Киселева в Овстуге в 1914 году было создано первое почтовое отделение, тогда же начинается строительство нового здания волостной управы в Овстуге. Киселев стал инициатором создания в селе первого кредитного товарищества и пожарной дружины.
Именно 1914 годом и датирован выше упомянутый автограф, хранящийся в брянском областном архиве. Для всей России это был год начала Великой войны, небывалого по масштабам мирового конфликта, в который были втянуты многие государства и народы. Тяжелые военные годы для Российской империи стали прологом ее финала.
Как известно, первый год войны был временем патриотического подъема в стране. Так гласные Брянского земского уездного собрания, среди которых был и Д.В. Киселев, выражали в своем обращении на высочайшее имя «веру, что Бог поможет окончательно сокрушить всех врагов родины, что приведет Господь русскому ЦАРЮ водрузить Крест над святой Софией и тем превратить в действительность исторические чаяние православной Руси» [2].
В Брянском уезде, как и по всей России, проходили сборы пожертвований в пользу больных и раненых воинов. Такой сбор пожертвований организовал в Овстуге и Д.В. Киселев, о чем и составил собственноручный отчет.
Акт
о продаже знаков Красного Креста
в день 26 октября 1914 года.
1914 года ноября 7 дня я ниже подписавшийся на основании данного мне поручения Господином Председателем Брянского местного Комитета Красного Креста от 5 октября сего 1914 года за № 203 сего числа производил в присутствии посторонних лиц подсчет всего собранного от продажи знаков Красного Креста в день 26 октября сего 1914 года. Всего сбора оказалось: наличных денег двести одиннадцать руб. шесть кон. (211 р. 6 к.), холста русск. в кусках 691 арш., 85 штук крестьян. полотенец, 8 штук крест. рубашек холщовых, из них одна ситцевая употребленная, 2 шт. холщовых кальсон, 1 пара напульсников шерстяных, 4 клубочка маленьких крест. русск. шерсти.
Вышеизложенное препровождаю на распоряжение Г. Председателя Брянского Местного Комитета Красного Креста.
Вышеизложенное удостоверяю Д. Киселев [3, л. 19].
Перечень собранного красноречиво говорит о готовности селян жертвовать последнее для нужд воинов, пострадавших в боях за свое Отечество.
Сохранился в архиве и отчет Брянского местного комитета Российского общества Красного Креста по устройству в Брянском уезде однодневного сбора в пользу больных и раненых воинов 26 октября 1914 года. В отчете уже отмечалось, что в селе Овстуг и окрестностях было собрано 218 рублей и 6 копеек, а устроителями сбора в Овстуге были названы Д. В. Киселев и Ольга Евгеньевна Комарницкая. Вещи, поступившие из Овстуга (других подобных вещевых пожертвований в документе не указано) были переданы на склад Брянского комитета РОКК для раздачи раненым [4, л. 24 об.].
В документе перечислены суммы денежных пожертвований из других населенных пунктов, что позволяет сравнить и представить общее поступление средств в результате однодневного сбора.
Как уже упоминалось выше, в селе Овстуг и окрестностях было собрано 218 рублей и 6 копеек. К концу XIX века в Овстуге проживало 1069 человек, волость в целом состояла их 22 сельских обществ и занимала площадь волости 537,3 км² с населением 9959 человек [5]. В Овстуге квартировал земский начальник 4 участка. В селе располагался и становой пристав, и конный отряд полицейской стражи. На территории Овстугской волости находились три железнодорожные станции Риго-Орловской железной дороги: Белоглавая, Ржаница и Тросна. В волостном центре работало почтовое отделение, действовало кредитное товарищество. На территории волости располагались земские медицинские учреждения: в поселке Угость работала земская участковая лечебница, штат которой включал врача, акушерку и двух фельдшеров. В самом Овстуге находился только фельдшерский медицинский пункт, который вместе с несколькими селениями волости относился уже к Глинищевскому участку. Ежегодно 28-29 октября в Овстуге проходила ярмарка. Такой была Овстугская волость накануне Первой мировой войны.
В уездном центре, городе Брянске было собрано 670 рублей и 10 копеек, в поселке при Брянском заводе, будущей Бежице, – 337 рублей 94 копейки, в селениях Мальцовского промышленного района Дятькове, Ивоте и Бытоши – 421,40, 141,73 и 268,43 рублей соответственно. Наименьшая сумма была собрана в поселке Жуковка при одноимѐнной железнодорожной станции – 78 рублей 69 копеек. Сбор прошел так же в поселках Дубровка (214 рублей 60 копеек), Людинка (118 рублей и 31 копейка) и селе Супоневе (180 рублей 30 копеек) [6, л. 24 об.].
В материалах брянского земства сохранилась статистика цен на важнейшие товары народного потребления первого года войны, что дает возможность представить покупательскую способность рубля того времени.
Более острым для жителей Брянского уезда вопрос цен станет к концу войны. Так цена пуда ржаной муки в сельской местности с января 1914 года по апрель 1916 года выросла почти в два раза, а цена соли за тот же период увеличилась почти в три с половиной раза.
Не оставлял своих забот о благоустройстве Овстуга Д.В. Киселев и в последующие годы войны. Так правление Овстугского кредитного товарищества, среди учредителей которого был и Д.В. Киселев, 26 сентября 1915 года обратилось в Брянскую уездную земскую управу с прошением об ассигновании из земских средств долгосрочной ссуды на постройку в Овстуге «народного дома». В доказательство необходимости подобного строительства в волостном центре в прошении было сказано следующее: «С прекращением продажи спиртных напитков для деревни открылась новая жизнь. Культурные элементы должны прийти на помощь населению для заполнения его досуга разумными и полезными развлечениями: устройством чтений, любительских спектаклей, библиотек и т.п. Одним из средств, могущих объединить все культурно-просветительные начинания, является устройство народных домов» [8].
Отвечая на культурные запросы членов Овстугского кредитного товарищества, уездные гласные постановили вопрос о выделении средств для строительства оставить открытым «в виду обстоятельств военного времени и незаконченности законодательного рассмотрения проекта о передачи органам самоуправления дела народной трезвости» [9].
Вопросы культурного развития, и в частности развития образования, оставались в центре внимания гласных брянского уездного земства и в 1916 году. Обсуждался вопрос о создании сети высших начальных училищ в Брянском уезде, и Д.В. Киселев предлагал построить такое училище в Овстуге.
Круто изменила жизнь Д.В. Киселева революция в России 1917 года. Новая власть не оценила прежних заслуг уже бывшего депутата Государственной думы. Последние годы Дмитрий Васильевич работал сторожем в школе № 2 города Орджоникидзеграда (нынешнего Бежицкого района города Брянска). Работал вплоть до своего ареста в 1937 году. Дмитрия Васильевича и еще 12 человек - уроженцев Овстуга, обвинили в создании «контрреволюционной группы». 8 человек, включая самого Киселева, двух его братьев и двух сыновей, были проговорены к высшей мере наказания, остальные получили по 10 лет лагерей [10].
Подлинный интерес к жизни видного земского деятеля Брянского края Д.В. Киселева возник у исследователей уже в конце ХIХ – начале XX века. Остались живы потомки Киселева, благодаря их помощи сотрудники музея-заповедника Ф.И. Тютчева создали в краеведческом музее села Овстуг экспозицию, посвященную овстужанину-депутату последней Государственной думы царской России.
В начале 2018 года внучка Д.В. Киселева, известный в Брянске педагог, организатор и руководитель школьного музейного движения, краевед, Алевтина Евдокимовна Пастухова передала музею-заповеднику Ф.И. Тютчева часы Д.В. Киселева. Последние 20 лет А.Е. Пастухова занимается изучением истории своей семьи (Алевтина Пастухова ушла из жизни в 2022 году). Карманные часы, изготовленные в начале ХХ века швейцарской фирмой «Doxa», как семейную реликвию долгие годы хранили потомки Д.В. Киселева.
Все это лишний раз доказывает необходимость сохранения не только семейной истории, но и истории своей малой Родины, сведений о земляках, прославивших имя Брянщины, сделавших многое для ее процветания. Бесспорно, таким человеком и был Дмитрий Васильевич Киселев.
Выше описанный документ, как исторический источник, как редкий автограф, является свидетельством не только благородных деяний Д.В. Киселева, но отражает важнейшие события сложнейшего периода истории нашей страны, Брянского края, села Овстуг начала ХХ века.
Источники и литература
1. Шевердин В.А. Выдающиеся деятели Брянщины. Депутат IV Государственной Думы России Киселев Дмитрий Васильевич. //Вехи истории Брянского края: сборник материалов научной конференции. – Брянск, 2014. – С. 159-165.
2. Журнал 49 очередного Брянского Уездного Земского Собрания 1914 года. – Брянск, 1915. – С. 8.
3. Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф. 52. Оп. 1. Д. 43. Л. 19.
4. Там же. Л. 24 об.
5. Волости и важнейшие селения Европейской России. – Выпуск I. – СПб., 1880.
6. ГАБО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 43. Л. 24 об.
7. Журнал Брянского чрезвычайного Уездного Земского Собрания 14-го мая 1916 года. – Брянск, 1916. – С. 26.
8. Журнал 50 очередного Брянского Уездного Земского Собрания 1915 года. – Брянск, 1916. – С. 32.
9. Там же. С. 19.
10. Из истории политических репрессий на Брянщине в 1937-1938 гг. // Крашенинников В.В. История Севска и окрестных мест. Том II. – Брянск, 2012. – С. 495.
По материалам: Амелин Н. Н. Автограф депутата IV Государственной думы Д. В. Киселёва из фондов Государственного архива Брянской области. // Документальное наследие: прошлое и настоящее (Материалы международной научной конференции 23 мая 2018 г.) Брянск, 2018.