Герои романа «Война и мир»

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.

Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном. Список главных героев «Войны и мира» впечатляет: в романе задействовано более пятисот персонажей, как исторических, так и вымышленных. Кроме того, некоторые герои имеют реальных прототипов из ближайшего окружения писателя. В центре сюжета – непростые судьбы основных персонажей с их душевными переживаниями, поиском истины и воспитанием личности.

Главные герои романа:

Андрей Болконский

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-2

Одним из главных героев является Андрей Болконский — молодой князь, богатый и влиятельный аристократ. Всю свою короткую жизнь он находится в поиске правды, самого себя, смысла существования. Этот персонаж, наделённый богатым внутренним миром, дан в постоянном развитии. Характеристика Андрея Болконского имеет большое значение, поскольку с помощью этого образа наиболее полно раскрываются образы других героев, с которыми князь взаимодействует в романе. Кроме того, с его помощью удаётся лучше понять нравы и ценности аристократического общества, настроения, царившие в высших кругах в начале XIX столетия.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Невысокий молодой человек с красивым, благородным лицом. Честолюбив, немногословен, сдержан в проявлении эмоций, обладает несгибаемой волей. Пренебрегает светским обществом, мечтая о военной славе. Это тип человека с высокими моральными ценностями, для которого всегда на первом месте будут стоять долг и честь. Полюбив Наталью Ростову, надеется на счастье, однако его мечтам не суждено сбыться: молодой князь Болконский умирает после тяжёлого ранения. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом.

Наташа Ростова

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-3

Центральным женским персонажем является Наташа Ростова — молодая дворянка, наделённая всеми качествами, которые писатель так высоко ценил в женщине: добротой, способностью любить, чуткостью, эмоциональностью, богатым внутренним миром, способностью сопереживать. В характеристике Наташи Ростовой важное место занимает динамичность её образа: на протяжении всего романа главная героиня находится в непрерывном развитии. Под внешними обстоятельствами меняются её жизненные ценности, происходит анализ собственных поступков, однако неизменным остается её стержень — готовность любить, отдавать всю себя любимым людям.

Юная Наташа преподносится автором как живая и непосредственная девочка, готовая вот-вот превратиться в девушку. Она игрива и забавна, ей сходит с рук нарушение светских правил, потому что на нее невозможно сердиться. У нее такое же большое сердце, как у матери, и она утешает кузину Соню, одновременно переживая за брата Николая. Ее непривлекательная внешность теряется на фоне внутреннего обаяния – она активная, веселая, натуральная, безумно любит жизнь, родителей, братьев и сестер. Именно в день своих именин Наташа впервые целуется с Борисом Друбецким, испытывая к нему первую, робкую влюбленность. Это происходит в прекрасной цветочной оранжерее, и сцена эта проникнута непередаваемой девичьей чистотой и невинностью. На этом же празднике ее впервые видит граф Пьер Безухов, ее будущий супруг.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил идею о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего наносного, ложного, фальшивого. Эта героиня стала идеалом жизни, созданным самим писателем. Ни положение, ни богатство, ни перипетии судьбы не уничтожили в ней человека, способного пожертвовать собой ради других.

Пьер Безухов

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-4

Представление о характере героя читатель получает через его мысли, дела и поступки. На его фоне более полно раскрываются образы остальных героев, а также эпохи, описанной в произведении. Безухов – собирательный образ, вобравший в себя черты многих исторических личностей того времени.

Так описывает Толстой первое появление Пьера: «вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками … Пьер был несколько больше других мужчин в комнате».

Образ неуклюжего Пьера у некоторой части публики вызывал легкую ироничную усмешку. Но улыбка молодого человека совершенно преображала его лицо. Оно становилось немного детским, добродушным и начинало светиться какой-то внутренней красотой.

Л.Н. Толстой определил Пьеру Безухову место одного из главных героев романа. Создавая для него определенные ситуации, он старался, чтобы в них наиболее ярко проявились его духовные качества.  Через ощущения этого героя, его взгляды и поступки Толстой смог передать свое представление о великих исторических событиях того времени.

Размышления Пьера о смысле жизни – это внутренняя душевная борьба самого Толстого, которую он испытывал до конца своей жизни. По мнению писателя, человек должен все время находиться в поиске, находить, ошибаться и начинать искать снова, потому что «спокойствие – это душевная подлость». Пьер Безухов у Толстого – один из лучших представителей высшего общества, пришедший после долгих и мучительных поисков к понимаю, что смысл жизни заключается  в неразрывной связи со своим народом, в абсолютной любви к этому народу.

На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Второстепенные персонажи:

Марья Болконская

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-5

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского.

Марью Болконскую справедливо считают одним из самых положительных и самых сложных персонажей второго плана. Прототипом этой благородной и возвышенной героини стала мать Л.Н. Толстого, Мария Николаевна Волконская (Толстая). Биографии этих двух женщин содержат множество совпадений, основываясь на которых, писатель подарил своей любимой матери литературное бессмертие.

Героиня не была привлекательной девушкой: «некрасивое, слабое тело», тяжелая походка, «худое, некрасивое, болезненное лицо», «всегда грустные глаза», «испуганное выражение, которое редко покидало ее». Но ее глаза – лучистые, большие, освещающие лицо внутренним светом, были во сто крат «привлекательнее красоты». В этих глазах отражалось все богатство души Марьи Болконской. Сама она самокритично относилась к своей внешности и не питала в этом плане никаких иллюзий. Но не слишком зацикливалась на этом, потому что не считала это определяющим. Внешность других людей также не имела для нее никакого значения. Более ценными для нее были душа человека, его чистота и благородство.

Марью Болконскую отличало чувство глубокого милосердия и сопереживания. В этом состояло ее отличие от других героинь романа. Еще одной особенностью было полное отсутствие кокетства, жеманности и интереса к светским развлечениям. Всю свою жизнь она посвящала семье, но больше всего она любила проводить время со своим племянником Николенькой. Она искренне полюбила этого малыша, который с рождения не познал материнской ласки, и старалась, чтобы он не ощущал себя сиротой. Марья с удовольствием проводила с ним время в играх, а затем и в обучении, и это общение было главной отдушиной в ее жизни. Еще одной важной стороной жизни княжны была религия. В своей непоколебимой вере она пыталась отыскать ответы на волнующие ее вопросы. «Религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

В образе этой героини Толстой воплотил высокие порывы к достижению совершенства. Он наделил ее благородством и порядочностью – главными критериями, которые определяют ее сущность, и к которым должен стремиться каждый. Его героиня преодолела нелегкий путь от покорной и кроткой девушки до мудрой и духовно развитой женщины-матери. Любовь и семейные ценности стали определяющими в эволюции ее личности.

Николай Болконский

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-6

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность. Это отставной генерал, богатый и уважаемый дворянин, хозяин имения «Лысые Горы». Из-за противоречивости характера этот герой производит очень яркое впечатление. Прототипом старого Болконского стал дед Л.Н. Толстого по линии матери, генерал Николай Сергеевич Волконский, «умный, гордый и даровитый человек».

Он невысок, сухощав, у него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза», на голове напудренный парик. Дома любит ходить в старом халате, но перед гостями предстает в старомодном кафтане, пошитом по старинному фасону. На прогулку отправляется в богатой шубе с собольим воротником.

Движения князя быстрые и стремительные, что говорит о его целеустремленной натуре. Смех его можно услышать очень редко, и он звучит как-то холодно и отталкивающе. Во всем облике Болконского сквозит патриархальная строгость, которую еще больше подчеркивают его нависающие брови. Казалось, что его глаза насквозь пронзают собеседника. Но иногда во взгляде старого князя вспыхивает задорный огонек, который указывает на живость и ясность его ума.

Князя Болконского отличают собранность и педантичность. Не в его характере тратить время на праздность, пустое времяпрепровождение, глупые развлечения. В его семье все подчинено раз и навсегда установленному порядку, отступление от которого подобно преступлению. От Болконского почти не исходит никаких эмоций, если и присутствуют в нем какие-то чувства, – они спрятаны так глубоко, что о них можно только догадываться.  Его презрение к высшему свету выражается в том, что он намеренно отказался от жизни в столице и выбрал местом своего проживания отдаленное имение. К своим крепостным князь относится строго, но справедливо. Он старается обустроить их быт так, чтобы они ни в чем не нуждались, всегда учитывает их интересы.

Недостатком князя можно назвать его неожиданную резкость и вспыльчивость. Но часто под этими эмоциями скрываются чувства, которые он сознательно прячет от посторонних.

Лев Николаевич Толстой создал необыкновенно самобытный персонаж. Именно индивидуальность и самостоятельность отличают князя Болконского от других героев ровесников. Все остальные, по сравнению с ним, это массовка, ведомая толпой, и только он, обладая оригинальным мышлением и волей, сам строит свою судьбу. Николай Болконский с достоинством пронес по жизни звание истинного князя, ни разу не уронившего честь своей фамилии. В романе он предстает настоящим русским патриотом, горячо любящим отчизну и своих детей. Его отличают глубокая порядочность и благородство, а также незаурядный ум и проницательность. Будучи целеустремленным и мужественным, он всего добился без чьей-либо помощи и таким же воспитал своего сына Андрея.

Николай Ростов

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-7

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской. Прототипом Николая стал родной отец Л.Н. Толстого, граф Николай Ильич Толстой.

Со слов автора, Николай «был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражалась стремительность и восторженность». В дополнение можно отметить, что черты его лица были очень гармоничными и немного детскими. Но больше всего притягивал его взгляд – настолько он был добрым и искренним. По комплекции юноша был несколько худощав, но это лишь придавало ему определенное изящество. В нем прослеживалось то полудетское кокетство, которое так характерно для молодых людей его возраста. Николай нравился многим девушкам, тем более, что он считался завидным женихом. Но сам он пока еще был очень далек от мыслей о женитьбе.

Николаю передались многие черты его отца, графа Ростова – он также активен и подвижен, у него такой же веселый нрав, ему чужды хандра и уныние. На балах он показывает себя великолепным танцором, «ловкий танцор» называет его восхищенная публика. Еще одно увлечение, которое он разделяет с отцом – это охота. Даже через много лет, уже будучи женатым, он не оставляет ее, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой». К тому же, Николай очень любит лошадей и прекрасно в них разбирается, к их содержанию и уходу он относится очень ответственно.

Николая отличает такая черта характера, как кристальная честность. «Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он о себе. Он просто не умеет лгать, потому что это противоречит его жизненным принципам. «Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Но со временем и по мере взросления, у него появляется понимание того, что правда уместна далеко не всегда и везде. Примером может служить сказанная им правда полковому командиру, что поставило под сомнение репутацию всего полка. Несмотря на молодость, Николай часто и подолгу над чем-нибудь размышляет. Из-за этого его называют «двадцатилетним дедушкой». Но внутри у Ростова бушует юность с присущим ей честолюбием и мечтами о военной службе.

Образ Николая Ростова – это ярчайший пример героя своей эпохи. Именно такими чертами были наделены молодые люди, оказавшиеся в реалиях войны 1812 года. Проводя этот персонаж от начала и до конца повествования, Толстой показывает читателю масштабную картину мирной и военной жизни того времени.

Используя в произведении образ Николая Ростова, автор изображает многогранную и неординарную личность русского аристократа, в чертах характера которого преобладают ум, доброта, искренность и  отзывчивость. Человека, который своим благородством вызывает уважение и у представителя света, и у армейского офицера, и у простого крестьянина.

Графья Ростовы

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-8

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания. Семья Ростовых – один из стержней, на которых построен сюжет эпического романа Льва Николаевича Толстого, показавшего, насколько тесно все связано в этом мире, и насколько единым становится порыв простых людей и благородного происхождения в противостоянии глобальному злу.

Семья Ростовых – это маленький срез русского благородного общества того времени. В облике старшего и младшего поколений показаны все самые распространенные пороки и добродетели, а также с откровенной авторской прямолинейностью прорисован путь, которым можно преодолеть типичные для тех военных лет жизненные тяготы.

Элен Курагина

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-9

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна.

Элен крайне избалована и эгоистична, привыкла получать все по первому требованию. Мечта отца – найти ей богатого и именитого мужа. Родители дали ей хорошее образование – девушка окончила Смольный институт и получила Вензель – свидетельство ее высокого статуса.

Толстой не называет ее точного возраста, но ей не более двадцати пяти, потому что в романе она представлена молодой девушкой. Составить представление о ее внешнем облике помогают слова автора: «Высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов». У Элен, сжигающие сердца мужчин, черные глаза и совершенная фигура, словно вылепленная руками античных мастеров. Все наряды Элен соответствуют парижской моде, она носит очень глубокие декольте и пользуется всеми приемами обольщения. Когда она своей плавной, величественной походкой шествует мимо мужчин, каждый готов броситься ей навстречу и протянуть руку для поддержки. В такие моменты Элен улыбается ослепительной белоснежной улыбкой, хотя эта улыбка, больше дежурная, одинаково предназначенная для всех.

С возрастом Элен начинает превращаться в обыкновенную светскую хищницу. Эгоизм ее усугубляется, приобретая форму крайней эгоцентричности. Ее единственная цель – покорение как можно большего числа мужчин, она подпитывается их обожанием и восхищением. В то же время, она умна и у нее есть положительные черты: сдержанность, умение себя вести в любом обществе, любезность и даже хозяйственность.

У Элен бесчисленное количество всевозможных связей, начиная от представителей городской знати, и заканчивая высокими государственными мужами. По слухам, о ней вздыхает даже сам принц. Поразительно, что никто из ее окружения не замечает в ней тех пороков, которые составляют основу ее натуры: пошлость, лицемерие, подлость, лживость, вульгарность. Все это искусно прикрыто ее внешним лоском, манерами и божественной красотой.

В романе «Война и Мир» почти все негативные герои, так или иначе, противопоставлены положительным персонажам. Не составляет исключения и Элен Курагина, которая является антиподом Наташи Ростовой и Марьи Болконской. На фоне их доброты, чистоты и скромности еще ярче проявляются ее распущенность и духовная пустота.

Л.Н. Толстой представляет в романе эту женщину, как абсолютно отрицательный персонаж. Ее поведение он считает неприемлемым не только для девушки из высшего света, но и вообще для любой, уважающей себя женщины. Чтобы ярче подчеркнуть это, он изобразил Элен при помощи всех доступных ему инструментов художественного выражения.

Соня

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-10

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно. Прототипом Сони стала Татьяна Ергольская, которая жила в доме отца Льва Толстого и являлась его троюродной сестрой. В молодости у нее был роман с отцом писателя, схожий с романом Сони и Николая Ростова, который описан в данном произведении.

Когда Соня появляется на страницах романа, ей всего пятнадцать лет. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».

Шестнадцатилетняя Соня выглядит еще более сногсшибательно: «Соня шестнадцатилетняя девушка с бархатными черными глазами во всей прелести только распустившегося цветка». Двигается Соня плавно и грациозно, и на многих это действует почти завораживающе. «Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».

«Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно». В свои двадцать лет Соня оставалась все той же одинокой красавицей. Возникает вопрос: почему Соня, обладая такой яркой внешностью, не вызывала интереса у молодых людей из ее окружения? Логично было бы объяснить это издержками ее характера или иными отрицательными качествами. Но Л.Н. Толстой описывает эту героиню исключительно в положительном ключе. Ни на одной странице романа нет даже намека на какой-либо проступок Сони.

По словам Толстого, Соня всегда отличалась добротой и кротостью. У нее был подвижный ум и развитая память, которые позволяли ей легко запоминать большие объемы информации, а также сложные термины и понятия. В отличие от Наташи, Соня более сдержанна и это сближает ее со старшей сестрой Верой. Иногда она решается дать волю своим чувствам, как это случилось на святочные праздники, когда она веселилась, не сдерживая эмоций. Но потом, словно очнувшись и устыдившись этого, дала себе слово не позволять более таких вольностей. В разговоре с Марьей Болконской о Соне Наташа говорит о ней следующими словами: «Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы».

В романе образ Сони выполняет вспомогательную роль, он является неким ориентиром, или индикатором достоинства, в соответствии с которым необходимо рассматривать остальных героев. Толстой изображает ее как образец чистоты и непорочности, благоговейный образ, в котором заключено все то, что ценно для самого автора. В каком-то смысле этот образ можно рассматривать, как нереальный, потому что такие люди либо не существуют, либо очень рано покидают этот мир. Также Толстой напоминает об отсутствии у Сони некоего духовного стержня, который обеспечил бы ей ту необходимую жесткость, которой так не хватало в ее одинокой, не сложившейся жизни.

Федор Долохов

 Роман Льва Толстого «Война и мир» — это уникальное произведение, эпос в четырёх томах, в котором показана историческая судьба всего русского народа в период войны с Наполеоном.-11

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам. У этого персонажа существует несколько прототипов. Одним из них был генерал, партизан Иван Дорохов, герой войны 1812 года. Характер Долохова в романе, скорее всего, списан с двоюродного дяди писателя, Федора Толстого. Третьим прототипом стал офицер А. Фигнер, командир партизанского отряда, дуэлянт и ненавистник французов.

У Долохова эффектная внешность: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». У него атлетическое телосложение, широкие плечи, тонкий, стройный стан. Руки у него «красноватые, с короткими пальцами». При всей красоте его глаз, взгляд его можно назвать отталкивающим, наглым и холодным: он «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом». Улыбается он редко, и улыбку его можно справедливо считать пленительной, но чаще его губы изображают холодную усмешку. Разговаривает герой «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Долохову двадцать пять лет. Он достаточно умен, у него хорошее образование. Происходит он из семьи разорившихся дворян, что накладывает определенный негативный отпечаток на его характер. В стремлении улучшить свою материальную базу, он часто совершает поступки, роняющие честь и достоинство человека и офицера. Вся его семья – это престарелая мать и сестра. Толстой ничего не сообщает об этапах его взросления, перед читателем он предстает уже вполне сформировавшейся личностью.

В образе Долохова Л.Н. Толстой запечатлел воинственного дворянина-авантюриста. Писатель показал, какие противоречия могут быть скрыты внутри одного человека. С одной стороны – трепетная любовь к матери, с другой – жестокость и мстительность, готовность шагать по трупам ради своей цели. Несмотря на то, что в его характере присутствуют положительные черты, он воспринимается читателем, как отрицательный персонаж. Потому что именно темное начало одерживает верх в жизни этого героя.

На протяжении всего романа сам писатель ни в одном эпизоде не называет Долохова по имени. Он не смог пройти у автора своеобразную проверку критериями добра, правды и справедливости. Толстой отрицательно относится к его ложному героизму и эгоизму по отношению к другим героям.

Тем не менее, война по-своему отразилась на личности Долохова, она заставила его иначе посмотреть на себя и на людей, которые его окружают. Возможно, ему удастся преодолеть свой эгоизм, и присутствующие в его душе добрые начала все же одержат верх и помогут герою отыскать правильные ориентиры.