160,8K подписчиков

«Тела доставали по одному»: Украина сбила самолёт с новосибирцами над Чёрным морем

Прошло больше 20 лет с момента гибели 78 человек на борту самолёта ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, который подбила Украина над Черным морем.

Прошло больше 20 лет с момента гибели 78 человек на борту самолёта ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, который подбила Украина над Черным морем. Однако в этой трагедии до сих пор масса неразгаданных деталей.

Самая большая авиакатастрофа в истории Новосибирска произошла 4 октября 2001 года. Эту дату в истории авиации назвали «чёрным четвергом над Чёрным морем четвёртого октября».

Это был действительно четверг. В 10.00 по местному времени из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве вылетел самолёт ТУ-154 «М» авиакомпании «Сибирь». Через несколько часов борт 85693 должен был приземлиться в новосибирском Толмачёво.

Проходит 1 час 47 минут, и самолёт пропадает с радаров. При этом за 6 минут до трагедии штурман Константин Ревтов выходил на связь с ростовскими авиадиспетчерами и сообщил, что на борту всё хорошо.

Для отца погибшего лётчика Юрия Ревтова позже станет делом принципа издать книгу о трагедии под названием «Чёрный четверг». В авиакатастрофе погибли 66 пассажиров: 51 человек – граждане Израиля, 15 – россияне. Но больше всего отец штурмана расскажет о 12 членах экипажа.

«Золотой фонд авиакомпании «Сибирь»

Именно так называет погибших автор книги. Кроме его сына – штурмана Константина Ревтова, на борту были: командир авиалайнера Евгений Гаров, второй пилот Борис Левчугов, бортинженер Валерий Лаптев, проверяющий Виктор Алексеев, бортпроводник-инструктор Владимир Хомяков, четверо бортпроводников – Наталья Костенко, Александр Савич и Елена Гусарова и Игорь Воронков, а также два члена техэкипажа – Сергей Лебединский и Константин Щербаков.

Прошло больше 20 лет с момента гибели 78 человек на борту самолёта ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, который подбила Украина над Черным морем.-2

Уже 4 октября к месту трагедии прилетает делегация из Новосибирска, а на втором этаже Толмачёво с родственниками погибших работает специальная комиссия.

«К 23-24 часам местного времени 4 октября по всем адресам семей погибших членов экипажа прибыли представители штаба Чрезвычайной комиссии, которые, прежде всего, выразили глубокое соболезнование от имени комиссии, от имени авиакомпании «Сибирь», — рассказывает свои первые ощущения после известия Юрий Ревтов. – Было определено, что 5 октября утром и вечерним рейсов родственники членов экипажа полетят в город Сочи».

Параллельно поисково-спасательные работы разворачиваются над Чёрным морем. Правда, первый вертолёт Ми-8 отправится к месту трагедии только спустя 39 минут.

«За это время, естественно, всё, что плавало – утонуло, а что не утонуло – унесло течением, — считает отец погибшего штурмана. – Так и хочется спросить спасателей: «Зачем летали на место гибели, посмотреть картинки, и только?», и это спустя два с половиной часа после авиакатастрофы».

При этом спасатели видели тела погибших с самолёта, однако вытаскивать из воды их будут только на следующий день – 5 октября. В этот день в сочинский морг было доставлено 13 тел (11 женщин и двое мужчин), где родственники проводили опознание.

«Одно тело нашли в море военные моряки после того, как сухогруз «Капитан Вакула» пошёл в Сочи, — продолжает Юрий Ревтов.

– Поисковикам удалось выловить и поднять большой фрагмент пилотской кабины. На ней были обнаружены отверстия. Как показало расследование, пробоины были диаметром до семи миллиметров и заусенцы в отверстиях оказались внутри кабины. Это следствие того, что летевшая шрапнель или фрагменты пуль были снаружи».

После находки версия теракта была отвергнута полностью, подтвердилась и информация о том, что в ТУ-154 попала украинская ракета: вблизи места трагедии, на Черном море были развёрнуты учения, о которой российскую сторону не предупредили. Кстати, «чёрные ящики» с дна моря на глубине 2 тысячи километров достать также не удалось.

«Оценили жизнь каждого»

Как рассказывает отец штурмана, родственникам погибших над Чёрным морем, обещали выплатить по 20 тысяч долларов за каждого погибшего, а за члена экипажа добавили ещё по 400 тысяч рублей.

«В связи с этой информацией, каждый у себя дома подумал, что не очень-то оценили золотой экипаж, если в среднем посчитать годовой фонд заработной платы каждому в сто тысяч рублей, тогда и получается, что жизнь члена экипажа оценена в десять лет, — пишет в книге Ревтов. – Это мы – родственники погибших членов экипажа думали тогда, пятого октября. Не зная, что нас ждёт впереди, после того, как было выплачено страховки по 100 тысяч рублей на каждого погибшего члена экипажа. Дальнейшую жизнь члена экипажа оценили продолжительностью в один год».

Интересы родственников погибших защищала крупнейшая английская адвокатская фирма «Бомонт энд Сан (Beaumont i Son)», так как в большинстве её представителям приходилось работать с родственниками погибших израильтян.

Через два дня украинский президент Леонид Кучма выразил соболезнования главе России Владимиру Путину по поводу авиакатастрофы, но обвинения украинских ПВО назвал «необоснованными».

«Лучшие уходят из жизни, а этот долбанный министр обороны «Хохляндии» будет ведь в кресле по-прежнему сидеть. А его место в Бутырке вместе с командующим ПВО Украины. Собаки», — такие письма с негодованиями получали родственники погибших лётчиков.

Прошло больше 20 лет с момента гибели 78 человек на борту самолёта ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, который подбила Украина над Черным морем.-3

При этом из 12 семей погибших членов экипажа авиакомпании "Сибирь" – пять потеряли по единственному и последнему сыну. Вообще эта трагедия хранит много загадок.

«Как ни странно, четверых не было в планах полётов, их вызвали срочно, по телефону. В том числе и моего сына, — продолжает Юрий Ревтов.

– Напрашивается вопрос: «А в связи с чем был проверяющий Алексеев Виктор Викторович? Почему четыре фамилии, стоящие в плане полёта рейса №1812, следовавшего по маршруту Новосибирск-Тель-Авив-Новосибирск, были вычеркнуты? Почему не взяли из резервного экипажа? Есть вопросы и их много, только вся правда может проявиться спустя много, много лет, а как же погиб самолёт, почему и отчего?»

Сам отец погибшего штурмана считает, что попадание в ТУ-154 – это был хорошо продуманный террористический акт со стороны Украины. Такая угроза существовала, и поэтому был вызван именно Константин Ревтов – штурман с 20-летним стажем.

«Ситуацию прояснил руководитель Западно-Сибирского окружного Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса России Владимир Николаевич Тасун. Он сказал, что цель полёта Алексеева была вполне обычна – проверка технического пилотирования командира экипажа. Да, подобная информация (возможность спланированного теракта со стороны Украины – прим. Ред.) действительно прошла около недели назад. Только она больше касалась стран Персидского залива, и особенно упор был сделан на ОАЭ. В связи с этим и была проведена дополнительная работа с экипажем и в том числе с Алексеевым. Есть вопрос для размышления?» — приходит к выводу безутешный отец.

Это была крупнейшая авиакатастрофа за полвека истории новосибирской авиации, которая оставила много тайн. Больше самолёты из Новосибирска не терпели такие чудовищные крушения, но на территории региона падали самолёты из других субъектов РФ.

Елена Отмахова