17,4K подписчиков

Весь этот джаз. Лучшее за последние 70 лет. Год 1955-й. Часть 1. Кенни Дорэм, Эрролл Гарнер, Барни Кессел

Продолжаем совместный с каналом filumjazz проект "Весь этот джаз". Наш автор и владелец собственного канала рецензирует лучшие по мнению зарубежных обозревателей и критиков альбомы джаза за последние 70 лет.
Обложки альбомов взяты на jazzmusicarchives.com
Обложки альбомов взяты на jazzmusicarchives.com

Kenny Dorham "Afro-Cuban" 10" - 1955; LP - 1957

Пластинка Кенни Дорэма почти на десятилетие предвосхищает ритмическую мутацию джаза в сторону латиноамериканской музыки и далее в сторону фанка. В 60-е годы, кроме инъекций афро-кубинской румбы джаз получит ещё бо́льшую дозу бразильской босса-новы, что послужит значительному вытеснению триольного свингового ритма из популярной музыки и из джаза в частности. Но здесь пока румба звучит достаточно свингово, ритмическая ткань лишь раскрашена ритмическими акцентами клаве, хотя сделано это очень тонко и органично.

Кенни Дорэм известен прежде всего как автор одного из самых популярных джазовых стандартов — Blue Bossa”. Почему-то его имя осталось в истории не таким известным как имена Чета Бэйкера или Клиффорда Брауна, но, видимо, это потому, что имён в джазе в то время было очень много и просто не всем повезло находиться на первой строчке. Но нас это не должно смущать: альбом достоин, чтобы его послушать спустя 69 лет после его выхода, хоть далеко не все треки здесь имеют афро-кубинский колорит. Кроме экспериментов с кубинской ритмикой пластинка полна плотного качественного хард-бопа 50-х — в те годы это было самое модное направление в джазе.

Состав участников записи 30 января 1955: Kenny Dorham – trumpet; Hank Mobley – tenor saxophone; Cecil Payne – baritone saxophone; Horace Silver – piano; Percy Heath – bass; Art Blakey – drums.

Состав участников записи 29 марта 1955: Kenny Dorham – trumpet; J. J. Johnson – trombone; Hank Mobley – tenor saxophone; Cecil Payne – baritone saxophone; Horace Silver – piano; Oscar Pettiford – bass; Art Blakey – drums; Carlos "Patato" Valdes – conga; Richie Goldberg – cowbell.

Ютуб-канал JazzTube

Erroll Garner "Concert by the Sea" 1955

Эта концертная запись была сделана 19 сентября 1955 года в актовом зале построенной в стиле готического возрождения школы Сансет (ныне Сансет-центр) в Кармел-бай-зе-Си, Калифорния. Официально записывать концерт не планировалось. Релиз произошел потому, что личный менеджер Гарнера Марта Глейзер заметила за кулисами работающий магнитофон. Запись делал инженер звукозаписи радиосети вооруженных сил, фанат джаза и ученый по имени Уилл Торнбери, исключительно для удовольствия себя и своих сослуживцев — зал, где выступал пианист со своим трио был заполнен военными, приехавшими на концерт с близлежащей военной базы Форт-Орд. Глейзер взяла плёнку, оформила из нее альбом, а затем проиграла ее главе джазового подразделения Columbia Records Джорджу Авакяну, который решил выпустить ее. К 1958 году, несмотря на невысокое качество записи, было продано уже более 1 миллиона копий — эта пластинка закрепила за Гарнером звание одного из лучших и виртуозных джазовых пианистов.

Интересный факт: Эррол Гарнер был самоучкой и “слухачём” и совсем не читал ноты. По этой причине ему первоначально было отказано в приеме в Питтсбургский музыкальный союз, но в итоге, в порядке исключения, в 1956 году профсоюз уступил и сделал таки его почетным членом.

Ещё интересный факт. Гарнер подал в суд на Columbia Records в 1960 году за нарушение контракта после того, как Columbia выпустила несколько записей без согласия музыканта. Пианист подписал пятилетний контракт с Columbia в 1956 году, который содержал беспрецедентный пункт (согласованный с помощью менеджера Марты Глейзер), дающий Гарнеру право одобрять выпуск любой его записанной музыки. После трех лет судебных разбирательств, в течение которых Columbia продолжала публиковать записи музыканта против его воли, Верховный суд штата Нью-Йорк вынес историческое решение в пользу истца в отношении его прав, и звукозаписывающая компания выплатила Гарнеру значительную компенсацию и отозвала все несанкционированные записи от ее дистрибьюторов!

Erroll Garner – piano; Eddie Calhoun – bass; Denzil Best – drums

Ютуб-канал Joris Holderbeke

Barney Kessel Vol. 3: To Swing or Not to Swing 1955

Пластинка была записана для лейбла Contemporary, базировавшегося в Лос-Анджелесе. По этой причине можно назвать музыку, представленную здесь, кул-джазом, в 50-е годы джаз Западного побережья отличался от джаза Восточного побережья: здесь было больше белых музыкантов с академическим образованием, возможно это как-то связано с нахождением здесь фабрики грёз с её достаточно высокими требованиями к уровню музыкантов, зарабатывающих в студиях звукозаписи кинокомпаний при озвучании кинолент. Так или иначе это повлияло на эстетику джаза этих мест. Джаз Западного побережья отличается большей мягкостью звучания и аранжировочной продуманностью, также здесь больше от эстетики свинга 30-х, чем в би-бопе и хард-бопе Восточного побережья.

Барни Кессел переехал в Лос-Анджелес в 40-е, где в течение года был участником биг-бэнда Чико Маркса. Он появился в фильме Jammin 'the Blues с Лестером Янгом. Вскоре после этого он играл в группах Чарли Барнета и Арти Шоу. Днем он работал студийным музыкантом, а по ночам играл джаз в клубах. В начале 50-х гитаристу удалось поиграть и записаться с Чарли Паркером, когда тот некоторое время жил на Западном побережье. Также до начала выпуска сольных пластинок музыкант непродолжительное время был участником ансамбля Оскара Питерсона.

"To Swing or Not to Swing" или “Vol. 3: To Swing or Not to Swing”, как видно из названия третья сольная пластинка Кессела. В 50-е гитарист был на пике своей формы: Кессель был признан гитаристом № 1 по опросам журналов Esquire, DownBeat и Playboy в период с 1947 по 1960 год.

Альбом подойдёт любителям лёгкой и ненапряжной музыки, при этом назвать музыку примитивной рука не поднимается — здесь просто всё на своих местах без излишнего риска в импровизациях и аранжировках.

Barney Kessel - guitar; Harry Edison - trumpet (tracks 2, 3 & 6-10); Georgie Auld (tracks 2, 6, 7 & 12), Bill Perkins (tracks 3, 5 & 9) - tenor saxophone; Jimmy Rowles - piano; Al Hendrickson - guitar; Red Mitchell - bass; Irv Cottler (tracks 1, 2, 4, 6-8, 10 & 11), Shelly Manne (tracks 3, 5 & 9) - drums

Ютуб-канал Thejazzsingers channel

Автор статьи - Filumjazz

Данный материал создан в рамках сотрудничества нашего канала с каналом filumjazz

Предыдущие материалы из серии "Весь этот джаз"

Дзен-канал "Рок на БиС" анонсирует открытие в недалеком будущем интернет-радиостанции "Рок на БиС". Вы сможете слушать песни, о которых мы рассказывали в наших материалах, и множество других, не отвлекаясь на чтение текста.😉

Скоро! Следите за объявлениями!
Скоро! Следите за объявлениями!

Наш медиа-партнер РадиоВЫХОД вместе с нами поддерживает отечественных рок-музыкантов:

Логотип Радио Выход
Логотип Радио Выход