Шумовая музыка: новый курс!

Грядущей осенью в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новый курс дополнительного образования — «Шумовая музыка».

Грядущей осенью в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новый курс дополнительного образования — «Шумовая музыка». Его ведут создатель импровизационного оркестра «Московская Шумовая Мануфактура» Георгий Орлов-Давыдовский и участник того же оркестра, автор проекта t_error 404 Владимир Черепанов.

Чтобы узнать подробности о новом курсе, мы поговорили с его кураторами.

- Для начала поздравим вас с тем, что шумовая музыка постепенно выходит из андерграунда на университетский уровень! Расскажите же о том, чего ждать обучающимся. Например, можно ли сочетать курс с работой? Много ли домашних заданий? Каково соотношение теории и практики? Смогу ли я после курса сочинять музыку?

Владимир: На самом деле шумовая музыка прекрасно себя зарекомендовала не только в индустриально-экспериментальном андеграунде, но и во вполне институциональной среде саунд-арта и современного искусства. Её можно услышать в галерейных пространствах при озвучивании экспозиций и перформансов — или в рамках отдельных арт-событий. «Московская Шумовая Мануфактура», участниками которой мы оба являемся, к примеру, не раз выступала в Музее Криптографии и галерее «Солянка».
Поэтому разработанный нами курс может быть полезен и интересен далеко не только тем, кто хочет научиться сочинять и исполнять шумовую музыку, но и будущим — да и уже сформировавшимся — звуковым художникам, саунд-артистам и саунд-дизайнерам. Уместнее даже вести речь об экспериментальной музыке в целом, поскольку полученные знания и навыки применимы в куда более широком спектре жанров и направлений, чем одна только шумовая музыка.

Теперь о деталях. Обучение будет проходить вечером, начиная с 19:00, трижды в неделю в формате 3-х часовых занятий — это вполне совместимо с дневной работой. Мы постарались сделать акцент на практическом применении полученных знаний, поэтому теоретическая часть займёт примерно треть всего времени. Домашние задания носят скорее подготовительный характер, чтобы слушатели приходили на каждое следующее занятие с неким материалом для него, особо много времени на это тратить не придётся. Сочинению музыки в традиционном классическом смысле этого слова вы у нас, конечно, не научитесь, но по в качестве итогового проекта отыграете свой первый экспериментальный концерт из собранных в ходе обучения звуковых устройств и инструментов и полевых записей. А из записи самого выступления сможете собрать свой первый концертный альбом.

Георгий: В моей части домашние задания обустроены из нескольких вариантов на выбор, а также они подбираются индивидуально в зависимости от мотиваций, потребностей и желаний конкретного обучающегося. А помимо того, о чем говорил мой коллега, вы не только приобретете навык сочинения в импровизировизации, но и научитесь различным модусам слушания звука.

Грядущей осенью в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новый курс дополнительного образования — «Шумовая музыка».-2

Если в группе наберется определенное количество людей с базовыми знаниями и небольшой процент тех, кто никогда музыкой не занимался, какой фокус будет у курса — подтягивать начинающих или развивать тех, кто уже в теме, а остальные будут подтягиваться? Не почувствую ли я себя неуверенно, если мои одногруппники будут более подготовлены, чем я?

В.
: Курс максимально доступен и понятен новичкам. Нам важно показать, что для того, чтобы начать заниматься экспериментальной и шумовой музыкой, совершенно не обязательно осваивать сложные музыкальные инструменты и компьютерные программы — важнее сам эксперимент и творческий подход, креатив. Это в значительной степени про DIY (от англ. Do it yourself — «сделай сам») и использование всего, что так или иначе может звучать и издавать звук. Занимаясь DIY-практиками, можно собирать простейшие звуковые устройства и инструменты, не обладая глубокими техническими познаниями.

А если вы уже опытный музыкант, саунд-артист или саунд-дизайнер, но хотите научиться каким-то новым экспериментальным подходам, расширить свое звуковое восприятие, то для вас на курсе тоже будет много полезного.

Г.: Курс рассчитан на различную аудиторию и может быть интересен людям с разным уровнем знаний, умений и навыков. Во-первых, присутствует личностная направленность и работа с отдельными людьми в рамках их интересов. К тому же в курсе помимо шумовой и экспериментальной музыки присутствуют слушательские практики и звуковые исследования. Количество разных направлений в большей степени разграничивает участников и делает поле обучения разнородным, где не возникает чувства «неуспеваемости».

Что вы можете сказать по поводу стоимости курса — как, по-вашему, можно ли назвать её доступной?

В.: Стоимость полного курса составляет 76800 рублей за 24 трёхчасовых занятия. С учётом того, что группа небольшая и предполагается много индивидуальной работы с каждым из обучающихся, она не выглядит такой уж пугающей.

Г.: Безусловно, это вопрос психологический. Но если внимательно подойти к рассмотрению всех особенностей курса и учесть все возможности, которые предоставляются в рамках курса и от институции ВШЭ, выяснится, что это вполне бюджетная история.

Грядущей осенью в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новый курс дополнительного образования — «Шумовая музыка».-3

Тогда давайте подробнее поговорим об этих возможностях.

В.: Все учащиеся направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ могут проводить собственные мероприятия в саунд-галерее с использованием аппаратуры и техподдержки ВШЭ, записываться и репетировать в профессионально оборудованной студии со всем необходимым обеспечением. Замечу, что у нас в открытом доступе представлена почти вся линейка Soma Laboratory — одного из ведущих мировых производителей музыкальных инструментов и устройств для создания экспериментальной электронной музыки. Добавлю, что у учащихся будет возможность посещать (в качестве вольнослушателей) и другие лекции направления в дневное время. Наш преподавательский состав состоит из признанных мастеров — это Евгений Вороновский, Алексей Борисов, Александр Сенько и другие, поэтому даже короткое знакомство с ними вне рамок основной программы уже вдохновит и обогатит вас.

К тому же тот самый электро-акустический инструмент, который учащийся соберет в рамках программы обучения, так называемая шумовая коробка или «нойзбокс», останется у него. Такие инструменты находят широкое применение не только в экспериментальной или шумовой среде, но и используются при создании саундтреков для фильмов в жанре хоррор и компьютерных игр, из-за чего их иногда называют «хоррор-машинами».

И напоследок: если студент, окончивший курс, захочет влиться в ряды шумовых музыкантов, может ли он рассчитывать на вашу поддержку?

В.: Конечно! К тому же, замечу, активно проявляя себя в обучении, студент уже автоматически вливается в эту среду!

Г.: Безусловно! Если после окончания курса у человека возникнут творческие амбиции, если он начнёт разрабатывать теории или методологии, создавать звуковую культуру и исследовать слушательские практики, значит, нам останется только лишь помогать, направлять его, давая возможность для презентации себя как музыканта.

Научиться создавать экспериментальную электронную, электроакустическую и шумовую музыку и записывать звуковые подкасты можно на курсе ДПО «Шумовая музыка» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.