3,6K подписчиков

Турецкий театр

Многим нашим согражданам при словах «Турция и театр» не придет ничего в голову, разве что Аспендос – древний римский театр под открытым небом, расположенный недалеко от Анталии. Поскольку это один из немногих хорошо сохранившихся театров с действующей сценой, то здесь часто проходят театральные и музыкальные мероприятия, на которые могут привозить и туристов в летний сезон.

Еще, конечно, вспомним турецкий кукольный театр теней, где главными героями являются Карагез и Хадживат. Карагез – любимец публики, бедняк из простого народа, он всегда попадает в трудные ситуации, но при помощи смекалки и природной хитрости всегда выходит победителем. Его напарник – образован, знает приличия и кичится своими знаниями, пытается поучать Карагеза – но всегда проигрывает в споре. Такие представления разыгрывались на площадях, и исследователи находят корни этого теневого театра еще в древнеиндийских представлениях. Главные герои похожи на нашего Петрушку или английских Джуди и Панча, которые, в свою очередь попали в Англию из Италии. Но в отличие от западных театральных кукольных собратьев - в Турецком театре долгое время не было женских ролей. Это связано с мусульманской традицией, которая вообще запрещает изображать человека. Театр теней же отбрасывал лишь тени, таким образом обходя запрет.

Фото: интернет
Фото: интернет

Передвижные театры до сих пор колесят по Турции, давая представления для детей в «Kültür salonu» - что-то на подобии деревенских клубов, которые были раньше в Советском Союзе и в Турции тоже они обязаны быть ради галочки в крупных населенных пунктах. В них проводят свадьбы, городские мероприятия и предоставляют для выступлений таким вот передвижным театрам. Выглядит это все очень убого.

Да, надо признать, что Турция не имеет богатого театрального прошлого, да и настоящего тоже, театры есть только в крупных городах, но часто просто потому, что должны там быть по распоряжению Министерства Культуры и Туризма, нет в них красивого убранства, нет знаменательных театральных сезонов, многие турки ни разу не были ни на одном театральном представлении. Искусство театра держится на отдельных энтузиастах, которых считают чудаками. Но с ростом популярности турецких сериалов индустрия начала вспоминать, что актёрство, это прежде всего театр и сцена, поэтому начинающие артисты обращаются к «чудакам», чтобы понять суть своей профессии и самого понятия лицедейства.

Фото: интернет
Фото: интернет

Здесь мы ни в коей мере не хотим принизить суть турецкого театра, но всегда интересно наблюдать за развитием каких-то направлений в разных странах. В Турцию, вот, театр пришел намного позднее, чем в остальной цивилизованный мир. Были еще попытки обычных деревенских жителей разыгрывать представления на площадях или во время каких-то сборищ (в Турции ведь любят собираться всем скопом, будь то свадьба, празднование обрезания, просто деревенский праздник, который может устроить для своих соседей местный богач) от чего пошло понятие «Орта оюуну» (Orta oyunu) – когда посередине сборища разыгрывается сценка. Интересно заменить, что слово «oyun» в турецком используется и для игры, и для народных танцев. Так что не исключено, что, освободив круг посередине толпы наиболее артистичные турки показывали и танцевальные номера. Но этот вид искусства не сохранился, а был вытеснен классическим европейским театром.

Понятие европейского театра появилось в Турции вместе с реформами Мустафы Кемаля Ататюрка 1923 года. В рамках культурной реформы были отправлены на обучение за границу значительные группы талантливых культурных турецких деятелей, которые должны были перенять западный опыт и вернуться с ним на родину, чтобы преподавать музыку и исполнительское искусство. Так же активно приглашались зарубежные театральные профессионалы, которые помогали с организацией театральных постановок. Первыми спектаклями была зарубежная классика – Шекспир, Мольер, Чехов.

Мухсин Эртугрулу – видный театральный деятель, которому поручили возглавить систему Городских муниципальных театров Стамбула. Мухсин бей был как раз из той молодежи, которая обучалась за границей. Мухсин Эртугрулу несколько лет жил и работал в СССР и стажировался в театре Мейерхольда. Вернувшись в Турцию, он старался поднять турецкий театр на новый уровень, привлекал зрителей классическими постановками, опереттами и водевилями. Конечно, здесь речь пока не может идти о балете: чтобы на сцену вышел мужчина в обтягивающих колготках и воспринимался серьезно? И до сих пор это уверенное – «нет»! А вот играть роли женщин – это могло быть оправдано, потому что и в Шекспировском «Глобусе» все женские роли исполнялись мужчинами актерами, но если «Глобус» уже успел сгореть в 1613 году, то турецкий театр только начинал «возгораться» в 50-х годах прошлого века. Разница в три столетия!

Фото: интернет
Фото: интернет

Женские роли все же были разрешены в самом начале 20-го века, но только для женщин – не мусульманок, в театральных постановках могли принимать участия актрисы армянского, греческого или еврейского происхождения. В 1920 году османский императорский театр «Darülbedayi» начал брать на стажировки девушек мусульманок, но они могли выступать в последствии только перед женской аудиторией. Первой актрисой-мусульманкой стала Афифе Джейл (Afife Jale) – нарушившая все каноны и принципы. Она прожила короткую жизнь, но оставила очень яркий след в турецкой театральной жизни. Сначала ей пришлось сбежать из дома, потому что отец был против театра, а она так хотела стать актрисой! Первый раз ей довелось выйти на сцену в «Театре Аполлон» в Кадыкее, подменив отсутствующую актрису-армянку. Коллеги-актеры вынуждены были ее прятать во время спектаклей, когда проходили полицейские рейды. В итоге Афифе пришлось уволиться. Но история состоялась – она стала самой первой актрисой-мусульманкой в Турции. Без работы она вела нищенское существование, пока в 1923 году указом Ататюрка не было разрешено играть в театре всем женщинам. Афифе вернулась на сцену, но ее здоровье было подорвано, а психика расшатана пагубными привычками. Она побывала замужем (как будто это такая уж веха в биографии человека), естественно не смогла ужиться с мужем, который пытался ее контролировать и после развода она попала в психиатрическую лечебницу, где и закончила свои последние годы.

Фото: интернет
Фото: интернет

О жизни Afife Jale написаны театральные пьесы, поставлены биографические спектакли и сняты фильмы.

В современной Турции существуют государственные, муниципальные и частные театры и театральные союзы. Основная часть частных театров сконцентрирована в Стамбуле – культурной столице Турции, их образовывают знаменитые актеры и театральные деятели, привлекая новых студентов своим именем. А театры под государственным контролем – в Акаре. В Турции нет отдельных театральных институтов, но есть факультеты при крупных Университетах, которые и выпускаю новые кадры.

Надеемся, что статья была интересной, подписывайтесь и ставьте лайки!