Найти в Дзене

"Онегин" - весьма неплохо и с уважением к оригиналу

Сразу скажу, что "Онегин", скорее всего, не придется по вкусу поклонникам хипстерской интерпретации "Мастера и Маргариты" от Локшина.

Потому что "Онегин" сделан с любовью к поэме Пушкина, и, несмотря на все недостатки экранизации, это подкупает и вызывает симпатию (у меня, во всяком случае). Потому что мне важен, в первую очередь, этот нюанс - и от него будет зависеть мой настрой в целом.

Евгений Онегин (Виктор Добронравов), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Евгений Онегин (Виктор Добронравов), кадр из фильма "Онегин" (2024)

Ну да, предвзято. Но я не понимаю - как можно не предвзято относится к кинематографистам, считающим себя крутыми перцами, имеющими право перекурочивать литературные произведения до полной неузнаваемости.

Так вот, к "Онегину" от Сарика Андреасяна это не относится.

Я сам удивлён, что говорю такое, поскольку к Сарику относился весьма скептически и никогда не забывал, что это именно он изгадил "Служебный роман".

Но время идёт и, похоже, конкретно Андреасяну оно пошло на пользу - между ремейком "Служебного романа" и "Онегиным" не просто 10+ лет, а огромная работа, сделавшая из криворукого подмастерья... ну... пока еще не мастера с большой буквы, но крепкого профи.

Что мне ОЧЕНЬ понравилось в "Онегине" Андреасяна

Два эпизода считаю шедевральными. Казалось бы - всего два? Да нет, не так много фильмов вообще, в которых я выделяю что-то такое, от чего прихожу в неподдельный восторг.

Кадр из фильма "Онегин" (2024)
Кадр из фильма "Онегин" (2024)

Первый - встреча Ольги с Ленским. Как сделан кадр! Ну да, казалось бы, всё очень просто, но лично у меня он ассоциируется с искусством силуэтов, которое было очень популярно в пушкинскую эпоху.

Через эту ассоциацию меня словно как через временной портал выбросило в те времена - и дальнейшее я воспринимал уже с размягчённой, так сказать, душой.

Я был рыбкой, слопавшей приманку - да-да, эта приманка точно была приготовлена именно для меня. И для тех, кто плавает в одном со мной аквариуме.

Второй - письмо Онегина к Татьяне, это уже почти финал.

О, Боги! Я совершенно точно уверен, что этот эпизод станет вирусным, он разойдется по всему интернету и еще долго-долго будет радовать и поклонников замечательного Виктора Добронравова, и тех, кто любит Пушкина.

Я даже не знаю - как можно было бы данный эпизод сделать более эмоциональным и цепляющим...

А как вплетена музыка! Звукорежиссёру - браво!

Что мне не понравилось в "Онегине"

Неровность.

Ольга (Татьяна Сабинова) и Ленский (Денис Прытков), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Ольга (Татьяна Сабинова) и Ленский (Денис Прытков), кадр из фильма "Онегин" (2024)

Это недоработка режиссёра, на мой взгляд - и дело тут не в динамике, а... как объяснить-то...

Как-то в ранней юности я участвовал в танцевальном марафоне (рок-н-ролл). Я продержался на танцполе почти час. Но для того, чтобы не упасть от изнеможения, приходилось время от времени замедляться и снижать темп.

Так вот, в "Онегине" я ощутил такие вот "выпадения" - причем, это совершенно не связано ни с какими-то конкретными актёрами, ни с наличием/отсутствием динамики в кадре.

Актёры фильма "Онегин" (2024)

К Виктору Добронравову, сыгравшего заглавную роль, я отношусь с большой симпатией, поэтому даже и желание посмотреть фильм было вызвано, в первую очередь, интересом к актёру. Было очень любопытно - как справился.

И я рад - справился отлично. Плевать, что он старше книжного персонажа (о возрасте я напишу отдельно, ниже), потому что я в нём Онегина увидел. Примерно так же, как мне не мешает возраст Сергея Бондарчука, сыгравшего Пьера, поскольку другого Безухова я себе и представить не могу.

Евгений Онегин (Виктор Добронравов) и Рассказчик (Владимир Вдовиченков), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Евгений Онегин (Виктор Добронравов) и Рассказчик (Владимир Вдовиченков), кадр из фильма "Онегин" (2024)

Очень интересным показался мне ход с "рассказчиком" (Владимир Вдовиченков), которого не стали гримировать под Пушкина (спасибо, Сарик, за это!).

Рассказчик присутствует как бы незримо и помогает, прежде всего, сценаристу - ведь Онегина, по моему мнению, толком не экранизировали из-за того, что это очень трудно, почти невозможное. И Андреасян, конечно, герой уже потому, что рискнул.

Что касается перевода бОльшей части стихов в прозу... не вижу ничего плохого - буквальное следование поэтическому тексту "Евгения Онегина" нереально.

Татьяна (Елизавета Моряк), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Татьяна (Елизавета Моряк), кадр из фильма "Онегин" (2024)

К Татьяне (Елизавете Моряк) в отзывах о фильме больше всего претензий. Подозреваю, что причина в её семейном статусе, и что, если бы она не была женой Сарика, нападали бы меньше. Но лично мне плевать на статусы, я воспринимаю исключительно то, что вижу.

Так вот, к актрисе у меня претензий нет, а к режиссёру - есть. Татьяна чертовски хороша во второй части, я верю, что Онегин, увидев её, потерял дар речи.

НО ведь в начале она почти такая же! И режиссёр (а также гримеры) были обязаны сделать образы отличающимися!

В этом нет ничего невозможного - в кинематографе есть масса примеров, когда актрисы играли героиню и в молодости, и в зрелости, и во многих случаях удалось всё сделать аккуратно.

Тут минус, увы.

Ольга (Татьяна Сабинова), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Ольга (Татьяна Сабинова), кадр из фильма "Онегин" (2024)

А вот Ольга (Татьяна Сабинова), на мой взгляд, попала в образ отлично. Девочка-припевочка, которая, говоря словами Пушкина "и жить торопится, и чувствовать спешит". Да-да, я знаю, что эта характеристика дана дана не Ольге, но она отлично вписывается.

Вообще фильм ярко высветил одну интересную штуку, о которой я раньше не задумывался: ведь получается, что Ольга - это женский вариант Онегина, ну а Татьяна - женский вариант Ленского.

И потому не может быть в этих парах никакой счастливой любви до гроба: да, "волна и пламень, стихи и проза, лёд и пламень". Это не только о Ленском и Онегине, но также об Ольге и Татьяне, об Ольге и Ленском, об Онегине и Татьяне.

Ленский (Денис Прытков) - очаровательный дурачок, а влюблённость делает его еще более глупеньким. Со мной, конечно, можно спорить, но лично мне Ленский именно таким и ощущался - не "неведомым и милым" поэтом, а довольно токсичным обиженкой, который, конечно, не может составить ничьё счастье.

Другие актёры и персонажи в "Онегине", которые мне пришлись по душе

Ларина (Алёна Хмельницкая), кадр со съемок фильма "Онегин" (2024)
Ларина (Алёна Хмельницкая), кадр со съемок фильма "Онегин" (2024)

Алёна Хмельницкая - мать сестёр Лариных. Да-да-да, ей совершенно необходима эта волшебная хитринка, а иначе сложно было бы поверить в откровения о бурной молодости и горячей влюблённости отнюдь не в будущего мужа.

И мы видим, что каждая из дочерей взяла от мамы что-то своё: Ольга - лёгкий характер, игривость и жизнелюбие, а Татьяна - способность любить.

Гильо (Карэн Бадалов ) и госпожа Скотинина (Ольга Тумайкина), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Гильо (Карэн Бадалов ) и госпожа Скотинина (Ольга Тумайкина), кадр из фильма "Онегин" (2024)

Карэн Бадалов - Гильо, слуга Онегина. Номер один, реально. Почему нет кинопремий за эпизоды?

Возраст актеров не соответствует возрасту персонажей

Да, не соответствует. О Татьяне я уже выше писал, а теперь порассуждаю в целом.

Татьяна в начале романа "Евгений Онегин" очень-очень молодая. По мнению одних исследователей Пушкина ей семнадцать, других - вообще тринадцать.

Я не исследователь, как по мне: где-то посередине - лет пятнадцать. Чисто по смыслу, ведь 17 по тому времени - это, пардон, уже очень взрослая девушка, которой давно пора быть замужем, и её мать давно должна сильно беспокоиться из-за отсутствия женихов.

Ленский (Денис Прытков), кадр из фильма "Онегин" (2024)
Ленский (Денис Прытков), кадр из фильма "Онегин" (2024)

Но... мы же понимаем, насколько дико в наше время будет выглядеть героиня, в 15 лет влюбленная в мужчину намного старше, да? Никому очередная Лолита не нужна.

Я совершенно искренне считаю, что, перенося на экран книги давних времён, нельзя делать прямое соответствие возраста - надо делать соответствие сути.

Двадцатилетняя девушка в эпоху Пушкина - почти старая дева, а 14-летняя - вполне невеста. Сорокалетняя мать сестёр Лариных зовётся "старушкой", 26-летний Онегин - взрослый пресытившийся мужчина, переживающий кризис среднего возраста.

И вот кто-то реально считает, что смысловая достоверность не исчезнет, если в современной экранизации актёры будут этого возраста?

Среднестатистический современный 26-летний парень - это не мужчина, это мальчик. Он не Евгений Александрович, он - Женька или Жека. Он хипстер, у него голые щиколотки и пиджачок как у Фагота. Или рэп-штаны с мотнёй до колена и бейсболка козырьком назад.

А его "байроническая тоска" может быть только красивой позой, сыгранной для привлечения девчонок, но никак не глубоким разочарованием в жизни и кризисом среднего возраста.

Кадр из фильма "Онегин" (2024)
Кадр из фильма "Онегин" (2024)

Поэтому здравый смысл просто взывает к тому, что современному Онегину не может быть меньше сорока (на край - под сорок). Только в этом случае его внутреннее совпадет с тем, что описано у Пушкина.

А отсюда вытекает увеличение возраста Татьяны - как минимум, до 25.

Смотреть или нет?

Решайте сами.

Не шедевр, но довольно неплохой фильм, на который смело можно идти с детьми и не краснеть от неуместных и пошлых сцен.

Его вполне можно рекомендовать школьникам - особенно, ленивым, которые совершенно точно, если и прочтут "Евгения Онегина", то только в кратком пересказе.

А неленивым школьникам - тем более, им наверняка будет интересно обсудить восприятие персонажей - совпало ли, а если нет, то в чём. Ну а что касается возраста, то в 16 лет и сорок, и двадцать шесть - одинаково запредельно и близко к пенсии :)

Но совершенно точно не буду рекомендовать тем, для кого интерес заключается в переворачивании оригинала с ног на голову, кому эффектные компьютерные прибамбасы важнее сути, кому обязательно нужна неожиданность, а классический формат экранизации скучен.

Моя оценка 7.5 (то есть - хорошо с плюсом)