Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные подходы к изучению агробизнеса в Казахстане 4
- Методология географии сельского хозяйства 4
- История развития сельского хозяйства 7
- Агроклиматический потенциал Казахстана 10
Глава 2. Устойчивое развитие агробизнеса и природопользования 12
2.1 Современное сельское хозяйство 12
2.2 Принципы устойчивости природопользования 20
2.3 Роль устойчивого природопользования в развитии агробизнеса 23
Глава 3. Перспективы развития агробизнеса и природопользования 28
3.1 Возможности и проблемы развития в Северном Казахстане агробизнеса 28
3.2 Рекомендации для развития и улучшения положения 34
3.3 Инновации и технологии в сельском хозяйстве 38
Заключение 41
Список использованных источников 42
Введение
Казахстан, расположенный в центре евразийского континента, является одной из ведущих стран в сфере агробизнеса и природопользования. Благодаря своему огромному земельному ресурсу и разнообразным климатическим условиям, Казахстан обладает огромным потенциалом для развития сельского хозяйства, животноводства и природопользования.
Развитие агробизнеса и природопользования в Казахстане имеет стратегическое значение для экономического роста и социального развития страны. Агробизнес является одной из основных отраслей экономики Казахстана и значительно влияет на бюджет страны, занятость населения и экспортный потенциал. Природопользование, в свою очередь, оказывает влияние на экологическую устойчивость, сохранение природных ресурсов и биологического разнообразия.
Однако, несмотря на уже достигнутые успехи, Казахстан сталкивается с рядом вызовов и проблем в области агробизнеса и природопользования. Неконтролируемое использование земельных ресурсов, недостаточная инфраструктура, слабая поддержка малых и средних предприятий, отсутствие инноваций и низкая эффективность производства —все это препятствует полному реализации потенциала Казахстана в данных сферах.
Поэтому, данный курсовой проект посвящен анализу и исследованию текущего состояния агробизнеса и природопользования в Казахстане, а также разработке рекомендаций и стратегий для их дальнейшего совершенствования и развития. В работе будут рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие данных отраслей, анализированы сильные и слабые стороны национальной системы агроиндустрии и природопользования, а также определены перспективные направления и возможности для улучшения ситуации.
Целью данного исследования является выработка рекомендаций и мероприятий, направленных на создание благоприятной инвестиционной и бизнес—среды, стимулирование инноваций и технологического развития, развитие малых и средних предприятий и повышение общей эффективности агробизнеса и природопользования в Казахстане. Задачи:
— раскрыть историю развития сельского хозяйства республики;
— рассмотреть важные аспекты сельского хозяйства Казахстана;
— дать характеристику природных условий для ведения сельского хозяйства;
— охарактеризовать процессы аграрного производства.
Глава 1. Основные подходы к изучению агробизнеса в Казахстане
- Методология географии сельского хозяйства
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Казахстана и определяющим фактором стабильности общества. Оно располагает значительным потенциалом и резервами. Климатические условия позволяют выращивать различные культуры умеренного теплового пояса и развивать животноводство.
Почти 25% общей площади страны занимают степные земли, половина является полупустынными или пустынными территориями, а оставшаяся четверть представляет собой предгорные земли. Сельскохозяйственные угодья занимают более 80% территории страны, что составляет более 200 млн. гектаров. Однако, по официальным данным, только 40% или 96 млн. гектаров этих угодий используются в сельскохозяйственном хозяйстве.
Большие колебания в урожайности наблюдаются не только из—за неблагоприятных погодных условий, но и из—за низкого уровня технологической оснащенности в сельском хозяйстве на всех этапах производства, включая послеуборочную обработку. Процессы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции как на местных, так и на зарубежных рынках также нуждаются в улучшении. Например, всего 2—3% произведенной овощей и фруктов в РК подлежат переработке. Несмотря на низкий уровень переработки, Казахстан является одним из крупнейших производителей и экспортеров зерна и муки. Казахстан занимает лидирующую позицию на мировом рынке по экспорту муки. Корм для скота в Казахстане имеется в достатке.
Казахстан обладает огромным потенциалом в сельском хозяйстве, который способен сделать экономический рост более разнообразным и включающим. Одним из главных преимуществ аграрной отрасли страны является ее просторная территория с невысокой плотностью населения, на которой простираются обширные сельскохозяйственные угодья. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Казахстане составляет около 217 миллионов гектаров, включая 35 миллионов гектаров пахотных земель (второе место в мире по площади пахотных земель на душу населения) и 13 миллионов гектаров залежных земель. Однако из—за неравномерного распределения сельскохозяйственных угодий, сельское хозяйство в разных регионах страны заметно отличается.
Например, растениеводство в основном сфокусировано на севере (акмолинская, костанайская, северо—казахстанская области), востоке (павлодарская область) и юге (туркестанская область) страны, тогда как в центральных районах развито экстенсивное животноводство, а на юго—востоке (алматинская, восточно—казахстанская области) – совмещенное сельское хозяйство. Несмотря на то, что Казахстан обладает обширными земельными ресурсами, недостаток воды является одной из главных проблем страны, и она считается одной из самых водонедостаточных стран в Евразии: только 2,8% ее территории покрыто водой, в то время как две трети представлены засушливыми зонами, в которых доступ к воде сильно ограничен. Уже сейчас Казахстан сталкивается с дефицитом воды, и по прогнозам ООН, к 2040 году стране грозит значительный недостаток водных ресурсов в объеме 50% от общей потребности. Уровень осадков, составляющий 250 мм в год, в национальном масштабе сравним с некоторыми пасторальными странами или теми, где сельское хозяйство полностью зависит от искусственного орошения. Более того, количество осадков сильно варьируется, что создает большие риски для неорошаемого сельскохозяйственного производства.
Аграрный сектор в настоящее время является крупнейшим потребителем водных ресурсов в Казахстане. Приблизительно две трети всего потребления воды приходится на сельское хозяйство для орошения, при этом 11—15% используемой воды теряется при транспортировке, в основном из—за устаревшей системы орошения, ведь в настоящее время недостаточно вкладывается в модернизацию орошаемых земель и ирригационной инфраструктуры, которые сыграли бы важную роль в повышении производительности фермеров. В целом, имеются водные ресурсы для орошения земель площадью 4 миллиона гектаров, но на данный момент под орошение освоено только около 1,8 миллиона гектаров, что обеспечивает почти половину производства сельскохозяйственных культур. Континентальный климат и ограниченная доступность водных ресурсов значительно влияют на влагообеспеченность и погодные условия, часто становясь ключевыми факторами, влияющими на продуктивность сельского хозяйства.
Не смотря на суровые климатические условия, сельское хозяйство является основным сектором в стране. Казахстан занимает ведущие позиции в мире по производству и экспорту пшеницы. Особенно преобладает яровая пшеница, которая отличается высоким качеством и мукомольными свойствами. Важно отметить, что количество осадков в стране достаточно для выращивания пшеницы, особенно в северном Казахстане, хотя они не такие хорошие, как в сопоставимых странах региона, таких как Россия и Украина. Кроме зерновых культур, в стране выращиваются масличные культуры, такие как подсолнечник, рапс, кукуруза, гречиха, хлопок, сахарная свекла, лен, картофель, рис, ячмень, овес, овощные и бахчевые культуры. Однако из—за климатических условий, овощи закрытого грунта, а также большинство цитрусовых и экзотических фруктов привозятся из—за границы, так как их производство на месте не конкурентоспособно.
Также существуют проблемы с почвой в стране. За исключением некоторых северных районов, почвы в Казахстане бедные и засоленные. В целом, в стране можно выделить три основных зоны почв: на севере преобладают черноземы, на юге — каштановые, бурые полупустынные почвы, такыры и пески пустынь. В таких условиях выращивание некоторых сельскохозяйственных культур невозможно, и перенос технологий без учета местных условий не дает желаемых результатов.
Животноводство является крупной и развитой отраслью в Казахстане. Производство говядины, птицы, овец и молочных продуктов в основном удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Основа животноводства основывается на исторических традициях кочевого разведения и естественных пастбищах площадью 180 млн га. Однако в настоящее время используется только 30% пастбищ. Овцеводство преобладает в структуре животноводства, а также разведение крупного рогатого скота и лошадей. В пустынных и полупустынных районах распространено верблюдоводство. В последние годы наблюдается рост племенного животноводства. Несмотря на наличие птицефабрик, обеспечивающих потребность в яйцах, около половины потребляемого мяса птицы приходится на импорт из—за отсутствия многих мясных пород. Свиноводство также не пользуется особой популярностью в стране из—за локальных предпочтений.
Казахстан имеет значительный потенциал для экспорта сельскохозяйственной продукции благодаря своему географическому положению недалеко от крупных рынков сбыта, таких как Китай, Россия, Иран, Узбекистан, Афганистан и страны Персидского залива. Учитывая текущие геополитические события и рост мировых цен на продовольствие, есть потенциал для дальнейшего увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции в страны среднего коридора. По оценкам, потенциал среднего коридора к 2030 году составляет до 20 млн тонн грузов в год.
Однако одной из главных трудностей для экспорта сельхозпродукции является отсутствие выхода к морю. Казахстан, будучи крупнейшей в мире страной без выхода к морю, сталкивается с высокими транспортными и транзакционными издержками, связанными с проблемами инфраструктуры. Плотность дорог в стране ниже, чем в соседних странах, особенно в сельской местности. Большая часть дорожной сети находится в плохом состоянии, а более половины субнациональных дорог нуждаются в ремонте.
- История развития сельского хозяйства
Серьезные проблемы с продовольствием, возникшие в конце 1940—х — начале 1950—х годов, заставили власти искать способы преодоления кризиса. Они начали повышать закупочные цены на продукцию колхозов, сокращать обязательные поставки, списывать долги колхозов, находившихся на грани разорения. Однако без коренного пересмотра всей экономической системы сельское хозяйство поднять было невозможно. Поэтому было решено увеличить объем продукции путем механического расширения посевных площадей.
ЦЦК КПСС в 1954 году принял решение о расширении посевных площадей путем освоения целинных земель в северных районах Казахстана, на Сибири, Урале и Северном Кавказе. Эти зоны представляли высокий риск для земледелия из—за уязвимых почв и недостаточного уровня влажности. Распахивание этих земель означало отказ от интенсивных методов агротехники и сохранение устаревших методов хозяйствования. К августу 1954 года в Казахстане было обработано 6,5 миллионов гектаров, а к началу 1955 года площадь обрабатываемых земель увеличилась на 8,5 миллионов гектаров, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание еще 250 совхозов. В общей сложности в течение периода освоения целины (1954—1960 гг.) было распахано 25,5 миллионов гектаров. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных регионов страны, которым предоставили значительные льготы, включая бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тысячи рублей, кредит на строительство до 20 тысяч рублей на 10 лет, до 2 тысяч рублей на приобретение скота, освобождение от сельхозналога на 2—5 лет. Всего на освоение целины в 1954—1959 годах было выделено более 20 миллиардов рублей.
Первые годы освоения целины, за исключением сухого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году был собран рекордный урожай в 125 миллионов тонн зерна, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 1950—х годов стали серьезной проблемой. К 1960 году из—за неэффективного освоения целинных земель более 9 миллионов гектаров почв были выведены из хозяйственного оборота в северном Казахстане. Начиная с начала 1960—х годов возникли периодические засухи, которые привели к катастрофе 1963 года, когда стране пришлось закупить за границей 12 миллионов тонн зерна на 1 миллиард долларов для обеспечения продовольствием. При этом урожайность целинных почв каждый год снижалась, и если средняя урожайность составляла 7,3 центнера гектар в 1954—1958 годах, то в 1961—1965 годах она упала до 6,1 центнера гектар.
Распахивание огромных площадей целинных земель привело к резкому сокращению сенокосных и пастбищных угодий в Казахстане и вызвало длительный кризис в животноводстве — традиционной отрасли сельского хозяйства республики. В 1955 году было принято специальное постановление ЦК КПСС, согласно которому 47 степных районов и 225 совхозов были обязаны заниматься разведением мясного скота. Были начаты работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате удалось с трудом увеличить общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 миллиона голов (в 1928 году было 29,7 миллиона голов). Тем не менее, рост численности населения создавал определенные трудности в обеспечении продовольствием, что привело к первому повышению цен на мясо на 30% и на масло — на 25% в 1962 году. Однако планируемого увеличения производства мяса в три раза не удалось достичь.
Влияние реорганизации МТС с выкупом техники на сельское хозяйство оказалось негативным. Хотя более благополучные хозяйства смогли улучшить организацию труда и выиграли от реформы, многие колхозы встали на грань краха. Выкуп техники изъял все полученные колхозами средства, а также потребовал новых государственных дотаций. Эта реформа привела к оттоку квалифицированных механизаторов из села и сокращению парка сельскохозяйственных машин. Казахстан попытался компенсировать сокращение путем отправки техники на освоение целины.
В целом, освоение целины превратило Казахстан в крупнейшего производителя зерна в мире, однако это также стало причиной длительного кризиса в сельском хозяйстве в последующие годы.
Развитие сельского хозяйства в 60—80—е годы прошлого века завершило процесс отчуждения производителей от земли и средств производства. В Казахстане провели преобразование 1 022 колхозов в 619 совхозов. Колхозы, являвшиеся формально кооперативами с коллективной собственностью, стали государственными предприятиями без компенсации. Тяжелые условия жизни и работы на селе привели к миграции сельского населения в города. Даже перевод ряда хозяйств на хозяйственный расчет не изменил ситуацию. Увеличение текучести кадров привело к использованию труда армии, горожан и привлечению рабочей силы из других республик. Был практикой использование труда учащихся и студентов в сельском хозяйстве.
В начале 70—х годов предпринимались попытки интенсифицировать сельское хозяйство через механизацию, химизацию и мелиорацию земель. Планировалось перевести животноводство на промышленную основу. В 1977 году началась поддержка частного сектора в сельском хозяйстве, сняли ограничения на поголовье скота и увеличили площадь приусадебных участков. Однако начиная с 80—х годов продолжающаяся стагнация в сельском хозяйстве заставила власти предпринять более радикальные реформы. Были созданы агропромышленные комплексы, объединяющие сельскохозяйственные, научно—исследовательские и промышленные предприятия. Вводили бригадный подряд. Однако эти меры не принесли ожидаемого результата. Тенденции, заложенные еще в 50—х годах, продолжали усиливаться. Урожайность зерна и поголовье скота росли медленно, недостаток рабочей силы становился остро ощутимым. Начиная с конца 70—х годов возникла проблема обеспечения населения мясными и молочными продуктами. В СССР ежегодно закупалось около 40 миллионов тонн зерна за границей.
Казахстан был одним из ведущих производителей мяса, шерсти и зерна в Советском Союзе. Однако в 1990—х годах сельскохозяйственное производство сократилось. Посевные площади за период с 1991 по 1997 год уменьшились на 13,2 миллиона гектаров, а производство сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей снизилось соответственно на 82%, 50%, 31% и 8%. Производство мяса упало на 53%, молока – на 40%, яиц – на 70%. Экспортный потенциал сельского хозяйства уменьшился практически вдвое. Резкое сокращение производства связано не только с миграцией сельского населения, особенно немцев, но и с нерешенностью вопроса о собственности.
В 1989 году в Казахстане было добыто 23,8 миллиона тонн железной руды и 151,9 тысячи тонн марганцевой руды. Также произведено 6,8 миллиона тонн стали и 5 миллионов тонн чугуна. Однако к 1997 году объем производства черных металлов сократился на 45%, а цветных металлов – на 16%. Казахстан располагает значительными запасами хрома, свинца, цинка, урана, молибдена, бокситов, фосфатов и меди, но для их разработки требуются большие капиталовложения. Крупнейшие иностранные инвесторы в Казахстане – "Шеврон", "Эльф—Акитэн", "Аджип" и другие. К середине 1998 года в Казахстане было зарегистрировано 1388 действующих предприятий с иностранными инвестициями из 81 страны.
- Агроклиматический потенциал Казахстана
Рисунок 1 – оценка изменений показателей теплообеспеченности в Казахстане
На территории Казахстана отмечаются небольшие темпы потепления по сравнению с другими регионами, такими как степная зона западной Сибири и Урал. Например, для северо—восточной части Казахстана, коэффициент линейного тренда температуры января отрицательный, что говорит о тенденции к похолоданию. Положительный тренд температуры июля наблюдается только на западе — в Актобе и Уральске.
Увеличение теплообеспеченности сельскохозяйственных культур характеризуется положительной тенденцией изменения сумм температур воздуха за период с температурой выше 5 и 10 °C на всей территории Казахстана. Диапазон изменений составляет от 15 (Караганда) до 103 °C/10 лет (Уральск) для периода с температурой выше 5 °C и от 3 до 90 °C/10 лет для периода с температурой выше 10 °C на тех же метеостанциях. Самые высокие тренды рассчитаны по данным из Уральска и составляют около 100 °C/10 лет. Сумма температур за период с температурой выше 5 и 10 °C значительно увеличивается в Актобе, Костанае, Уральске и Нур—Султане. Полученные оценки в целом согласуются с результатами других исследований.
Рисунок 2 – численные оценки коэффициента линейного тренда
Большая часть годового количества осадков на территории Казахстана выпадает в теплый период года, и их распределение по территории неоднородно в течение вегетационного периода. Оценки показывают неравномерное изменение осадков в основных зернопроизводящих регионах Казахстана во все сезоны из—за значительной изменчивости этого показателя. Значимые оценки составляют примерно 20% от всего количества рассчитанных оценок. Наиболее заметные тренды к увеличению количества выпадающих осадков отмечаются весной — от 3% в Актобе до 15% в Костанае.
Тенденция к иссушению в отдельных регионах степной зоны России и Казахстана в весенне—летний период подтверждается гидротермическим коэффициентом Селянинова. Оценки тренда гидротермического коэффициента положительны в центральных и восточных областях Казахстана, но отрицательны на юго—западе в период активной вегетации. Значимые тренды к увеличению количества осадков отмечаются весной.
Таким образом, анализ агроклиматических ресурсов и их изменений на территории Казахстана и сопредельных регионов России показывает некоторые тенденции к росту теплообеспеченности и изменению количества выпадающих осадков. Однако эти изменения неоднородны и различаются в зависимости от конкретных регионов и сезонов.
Глава 2. Устойчивое развитие агробизнеса и природопользования
2.1 Современное сельское хозяйство
Несмотря на значительный потенциал и конкурентные преимущества, сельское хозяйство в Казахстане развивается очень медленно. На конец сентября 2023 года доля сельского хозяйства в ВВП страны составила всего 4,1%. По сравнению со соседними странами, этот показатель в разы ниже (Рисунок 3)
Рисунок 3 — Доля сельского хозяйства в ВВП различных стран в 2022 году
До мирового финансового кризиса 2008—2009 годов темпы роста ВВП превосходили темпы сельскохозяйственного производства. Однако после кризиса сельское хозяйство показало высокую волатильность до 2014 года, в то время как рост ВВП был стабилизирован. С 2014 года темпы роста сельского хозяйства были умеренными и схожими с ВВП, но с небольшим временным отставанием. За последние 20 лет доля сельского хозяйства в ВВП Казахстана сократилась в полтора раза (Рисунок 4)
Рисунок 4 — Темпы прироста ВВП и сельского хозяйства (2001—2022 гг.)
Продукция растениеводства является основным компонентом сельского хозяйства. В 2022 году валовый выпуск продукции растениеводства составил около 5,8 трлн тенге, тогда как продукция животноводства составила 3,7 трлн тенге. Растениеводство и животноводство развивались в среднем с одинаковыми темпами, но рост растениеводства был ниже, чем ранее. (Рисунок 5)
Рисунок 5 — Основные компоненты сельского хозяйства (2001—2022 гг.)
Согласно "Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021—2030 годы", основные проблемы в растениеводстве на данный момент включают: низкую диверсификацию, отсталость селекционной работы и системы семеноводства, ухудшение плодородия почвы, низкий уровень водосберегающих технологий, недостаточная техническая оснащенность, высокая коррупция, низкий уровень цифровизации и неразвитость органического земледелия.
В животноводстве выделяются следующие проблемы: большая доля скота в личных подсобных хозяйствах, дефицит пастбищ, слабая кормовая база, сложная эпизоотическая ситуация, дефицит квалифицированных кадров и другие.
Одной из ключевых причин стагнации сельского хозяйства в Казахстане являются неправильные государственные подходы к развитию этого сектора экономики. Проблемы государственной политики в отношении сельского хозяйства будут рассмотрены в статье.
Экспорт растениеводческой продукции в 10 месяцах 2023 года составил около $2,5 млрд, а импорт — $1,2 млрд. Наибольшие показатели были зафиксированы в 2022 году благодаря рекордной урожайности. За последние годы экспорт растениеводческой продукции вырос почти в 3 раза, а импорт — примерно в 2 раза. Это связано с большими объемами производства и тем, что более половины продукции направляется на экспорт. (Рисунок 6)
Рисунок 6 — Экспорт и импорт продукции растениеводства (2015—2022 гг.)
Основную долю экспорта составляет пшеница.
Экспорт продукции животноводства в 10 месяцах 2023 года составил около $140 млн, а импорт — $251 млн. За период с 2015 года и экспорт, и импорт продукции животноводства значительно увеличились, однако показатели внешней торговли ниже из—за использования продукции внутри страны или для переработки.
Структура экспорта сельскохозяйственной продукции доминируется мясом крупного рогатого скота и бараниной, в то время как в импорте преобладает мороженая рыба, крупный рогатый скот, домашняя птица и свинина. Интересно отметить, что мясо крупного рогатого скота составляет почти половину экспорта, а мороженая рыба – треть импорта.
В Республике Казахстан почти 2/3 экспорта сельскохозяйственной продукции составляет пшеница. Кроме этого, в экспорте преобладают семена льна, семена подсолнечника, ячмень и сушеные бобовые овощи. Отмечается, что в импорте также существенная доля пшеницы и семян подсолнечника, что связано с использованием более доступной российской продукции на местных мукомольных и масличных заводах. Кроме того, небольшие объемы импортируются фрукты и цветы. В 2023 году экспорт сельскохозяйственной продукции составил около $140 млн, в то время как импорт достиг $251 млн.
В последние годы оба направления внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в Республике Казахстан значительно возросли, однако это связано в основном с низкой отправной точкой. В целом же объемы внешней торговли животноводческой продукцией значительно меньше, так как она в основном предназначается для внутреннего потребления или переработки.
В структуре экспорта животноводческой продукции преобладают мясо крупного рогатого скота и баранина, тогда как в импорте — мороженая рыба, крупный рогатый скот, его мясо, домашняя птица и свинина. Заметно, что мясо крупного рогатого скота занимает почти половину экспорта, а мороженая рыба – треть импорта.
Основной проблемой внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в Республике Казахстан является значительный разрыв между объемами экспорта и импорта. Особенно это касается продукции животноводства и продуктов переработки. Несмотря на то, что Казахстан является крупным производителем мяса и мясной продукции, объемы импорта в данной категории значительно превышают показатели экспорта. В основном мясо импортируется из стран Латинской Америки, таких как Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, что влечет за собой высокие транспортные расходы. Такое положение дел приводит к значительным потерям в экспортных доходах, которые могли бы стать двигателем развития сельского хозяйства в Казахстане.
Причиной такого разрыва является сосредоточение государственной политики в сельском хозяйстве на импортозамещении вместо поддержки экспорта. Основным посылом такой политики является стимулирование производства местных товаров вместо их импорта. Однако международные исследования показывают, что большинство стран, применяющих политику импортозамещения, не смогли укрепить свою конкурентоспособность и столкнулись со снижением эффективности сельского хозяйства. Такая же тенденция наблюдается и в Казахстане, где объемы импорта не сократились, а экспорт сельхозпродукции существенно пострадал. Кроме того, хотя продвижение экспорта всегда было приоритетом, инструменты политики больше связаны с импортозамещением.
Доля сельского хозяйства в общем экспорте Казахстана на октябрь 2023 года составила 6.9%. Несмотря на заметный рост за последнее десятилетие, Казахстан все еще отстает от развитых стран по этому показателю. Производительность труда в аграрном секторе очень низкая по сравнению с другими отраслями экономики. В первом полугодии 2023 года производительность труда в сельском хозяйстве была в 3.7 раза меньше, чем в целом по экономике, в 5.2 раза ниже, чем в сфере производства товаров и в 3.1 раза ниже, чем в сфере услуг.
Несмотря на рост показателей, они все еще значительно отстают от средних значений по экономике. Производительность труда в аграрном секторе Казахстана десятки раз ниже, чем в других развитых странах с похожими географическими условиями. Например, в Канаде на одного работника сельского хозяйства приходится $113 тыс. добавленной стоимости, тогда как в Казахстане — всего $7.6 тыс., что составляет разницу почти в 15 раз.
Рисунок 7 — Производительность труда в экономике и сельском хозяйстве (2010—2022 гг.)
В Республике Казахстан за последние двадцать лет наблюдается увеличение урожайности основных сельскохозяйственных культур, за исключением зерновых и бобовых, в 1,5—2 раза. Однако стоит отметить, что высокую урожайность демонстрируют сахарная свекла, овощи, бахчевые культуры и картофель. Несмотря на то, что зерновые и бобовые культуры занимают более половины посевных площадей и дают значительный урожай, их показатели урожайности остаются примерно одинаковыми на протяжении последних двадцати лет.
Следует отметить, что хотя урожайность в стране значительно выросла, она все еще отстает от мировых стандартов. Например, урожайность зерновых культур и подсолнечника в США и Канаде в восемь раз выше, чем в Казахстане соответственно, а картофеля и сахарной свеклы — в два и три раза больше показателей развитых стран. Однако сельскохозяйственные культуры, такие как овощи и бахчевые, достигли сопоставимых уровней с другими странами, несмотря на относительно меньший объем государственной поддержки. Учитывая эти высокие показатели, государство должно расширить посевные площади и улучшить поддержку этих культур, чтобы усилить конкурентоспособность Казахстана.
Как отмечалось ранее, основными преградами для увеличения урожайности в Казахстане являются зависимость от климатических условий и низкая плодородность почвы. В периоды засухи или слишком сильных дождей урожайность сельскохозяйственных культур резко снижается. Например, в 2022 году валовый сбор пшеницы составил рекордные за последнее десятилетие 16,4 млн тонн с урожайностью 12,4 ц/га, в то время как в текущем году, по предварительным данным, валовый сбор пшеницы составил всего 11,5 млн тонн с урожайностью 8,5 ц/га. Плодородность почвы, которая уже низкая во многих регионах, продолжает ухудшаться из—за недостаточного внесения удобрений, несоблюдения современных технологий севооборота и других факторов.
Государство должно принять меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, включая улучшение условий почвы, обеспечение своевременных запасов воды и разработку инновационных методов севооборота, с целью обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства в Казахстане. Кроме того, государство должно продолжать развивать и улучшать систему государственной поддержки овощей и бахчевых культур, чтобы эти культуры могли продолжать обеспечивать хороший урожай и конкурентные преимущества для страны.
На протяжении трех кварталов 2023 года численность работников, занятых в сельском хозяйстве, составила около 1.1 миллиона человек. Из них самозанятые составляют 621 тысячу человек, что составляет 55.8%. Оставшаяся часть работников является наемными сотрудниками. Доля работников сельского хозяйства от общего числа занятых составляет 12.2%. С 2010 года численность занятых в сельском хозяйстве и доля самозанятых непрерывно уменьшаются, указывая на снижение уровня занятости в отрасли и более формальный характер деятельности аграриев.
Доля работников сельского хозяйства, которая была самой высокой среди всех отраслей в 2010 году (почти треть от всех занятых), уменьшилась более чем вдвое. В третьем квартале 2023 года среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составила 236,665 тенге, что на 32.5% ниже средней заработной платы во всей экономике (350,542 тенге). За исключением сектора развлечений (226,546 тенге), это самая низкая заработная плата среди всех отраслей. Разрыв в заработной плате, хоть и сократился с 2010 года, все еще остается высоким (примерно 40%), что указывает на недостаточную конкурентоспособность оплаты труда в сельском хозяйстве и меньшую привлекательность для трудоустройства. Кроме низкой заработной платы, рынок труда в сельском хозяйстве характеризуется большой долей неофициальной занятости.
Хотя доля самозанятых в аграрном секторе постепенно уменьшается, их численность все еще преобладает над численностью формальных работников. Это и другие факторы приводят к недостаточной защищенности трудовых прав работников сельского хозяйства. Более того, из—за опросного характера статистики самозанятости, реальные масштабы проблемы могут быть еще больше. Низкая предпринимательская инициатива и конкуренция в отрасли, а также более глубокие структурные вопросы, связанные с социально—экономическим развитием сельских районов и урбанизацией, способствуют сложившейся ситуации на рынке труда. В структуре сельскохозяйственных производителей в Казахстане преобладают домашние хозяйства, которые производят основную часть сельскохозяйственной продукции в стране, особенно продукции растениеводства. Кроме них, существуют крестьянские и фермерские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, которые производят основную часть продукции животноводства. Большинство из них являются малыми и средними предприятиями. Доля сельскохозяйственных предприятий, которые работают в виде товариществ или акционерных обществ, ниже по сравнению с другими категориями как в общем объеме производства, так и в отдельных отраслях.
Согласно маркетинговому исследованию, за последние 3 года поголовье скота и объемы производства кормов умеренно растут. Анализ показывает, что несмотря на сокращение площадей, посвященных кормовым культурам, в стране увеличиваются объемы готового корма для животных.
Казахстан располагает огромными сельскохозяйственными угодьями, которые необходимы для обеспечения кормом скота. Основными источниками кормов для скота и птицы в республике являются пастбища, естественные и посевные сенокосы, а также угодья, использованные для выращивания кормовых культур. В общей сложности, в 2023 году посевные площади в Казахстане составили 22 135,8 тыс. гектаров, из которых около 15% приходится на кормовые культуры.
Площади, посвященные кормовым культурам, сократились на 3,1% по сравнению с 2020 годом. Следует отметить, что за последние три года наблюдается устойчивая тенденция снижения посевных площадей под кормовые культуры. Чуть менее половину (48,5%) от общей площади, выделенной под кормовые культуры, занимают четыре региона страны: Акмолинская (11,1%), Костанайская (16,8%), Северо—Казахстанская (11,0%) и Павлодарская (9,6%) области. В 2023 году площади под кормовыми культурами уменьшились в Костанайской, Северо—Казахстанской и Павлодарской областях. Практически отсутствуют посевные площади данного вида культур в Мангистауской и Атырауской областях, а также в городах Астана, Алматы и Шымкенте.
В 2023 году в Республике Казахстан наиболее значительные площади отведены под кукурузу на корм, составившую 96 199,5 гектаров, а наименьшие – под бахчевые культуры, всего 183,9 гектара. Площадь, занятая кормовыми зерновыми, составила 12 815 гектаров, зернобобовыми – 8 224,2 гектаров, а кормовыми корнеплодными – 4 603,0 гектара. В 2019 году площадь под кормовыми культурами на силос (за исключением кукурузы) составила 9 173,2 гектара.
Среди основных кормовых культур в 2023 году наибольший урожай был собран с кукурузы на корм, составивший 12 501 640,4 центнеров. Валовой урожай кормовых зерновых и зернобобовых составил 352 187,6 центнеров и 309 947,1 центнеров соответственно. Урожай кормовых культур на силос (за исключением кукурузы) вырос до 405 385,3 центнеров, а урожай корнеплодных и бахчевых составил 1 383 246,3 центнера и 47 009,0 центнеров соответственно.
Стоит отметить, что по данным National Business в 500 крупнейших компаний Казахстана входит 15 предприятий АПК, т.е. они составляют 3% от общего количества крупнейших компаний страны (Рисунок 8)
Рисунок 8 — Компании, специализированные в АПК, попавшие в рейтинг 500 крупнейших компаний Казахстана
2.2 Принципы устойчивости природопользования
Природопользование является ключевым аспектом правовой системы, и в нем присутствуют несколько принципов, которые необходимо учитывать:
1. Рациональное природопользование — это основной принцип, который существует уже долгое время. Он заключается в экологически обоснованном использовании ресурсов природы, учитывая разнообразные интересы людей, такие как экологические, экономические и социальные.
2. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с рациональным использованием ресурсов природы. Этот принцип основывается на требованиях законодательства об охране окружающей среды и запрещает причинение вреда природным объектам в процессе эксплуатации природных ресурсов. Принцип фиксируется через регулирование обязанностей природопользователя, например, требует от водопользователя не причинять вред водному объекту и окружающей среде.
3. Принцип целевого использования природных ресурсов является общим для различных отраслей права, таких как земельное, горное, водное и другие. Когда природные объекты предоставляются в пользование, их цель должна быть обязательно зафиксирована в решении о предоставлении. Использование природного объекта вопреки заявленной цели рассматривается как правонарушение и может быть основанием для аннулирования лицензии.
4. Принцип устойчивости права природопользования указывает на то, что природные объекты могут предоставляться в бессрочное пользование или на длительный срок. Однако право пользования может быть прекращено по основаниям, указанным в законе. Этот принцип гарантирует интересы пользователя, связанные с природопользованием.
5. Субъекты специального природопользования обязаны оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Этот принцип называется принципом платности природопользования. Оплата помогает решать общие задачи государства, связанные с поддержанием природных ресурсов в благоприятном состоянии и их восстановлением при необходимости.
Все эти принципы совместно способствуют регулированию природопользования и защите интересов общества.
Права и обязанности природопользователей, их объем и состав связаны с видом природного объекта, находящегося в пользовании. Также они зависят от целей использования и статуса субъекта природопользования. У всех природопользователей есть право пользоваться природным объектом в рамках установленных законов и право на получение информации о его состоянии. Кроме прав, у природопользователей есть и обязанности. К ним относится рациональное использование природного объекта без вреда здоровью человека и окружающей среде, а также использование в соответствии с его целевым назначением.
Природопользователи также должны выполнить природоохранные мероприятия, своевременно вносить платежи за пользование ресурсами и загрязнение природной среды, соблюдать экологические нормативы, информировать государственные органы о состоянии природного объекта и восстанавливать нарушенные природные объекты за свой счет. Право собственности на природные ресурсы может быть передано другому лицу на основании договора купли—продажи, мены, дарения или другой сделки. Однако в некоторых случаях природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты и переведены в государственную собственность, например, при обращении взыскания на имущество по обязательству, при возвращении для государственных нужд или при нарушении законодательства.
Также рассматриваются случаи, когда наследство переходит в собственность государства или в случаях реквизиции, которая происходит при авариях, эпидемиях или стихийных бедствиях. Природный ресурс может быть изъят у собственника в интересах общества по решению государственных органов с выплатой стоимости имущества. Также возможно конфискация имущества по решению суда в случаях совершения преступления. В случаях национализации собственность граждан или юридических лиц может быть преобразована в государственную собственность. Также в соответствии с законом муниципальная собственность может быть преобразована в частную или государственную собственность.
Во многих странах мира сегодня активно внедряются политические программы и проекты, направленные на рациональное использование природных ресурсов. Такие программы отражают в себе ряд факторов, которые играют ключевую роль:
- Политика государства, направленная на охрану окружающей среды.
- Соблюдение и применение международных стандартов, законов и экологических норм.
- Устойчивое использование экосистем без разрушительного воздействия на окружающую среду.
- Соблюдение принципов агроэкологии при использовании плодородных земель.
- Размещение промышленных предприятий, руководствуясь рациональными принципами.
- Применение эффективных биосистем на региональном и международном уровне.
- Осуществление природоохранных мероприятий, учитывающих специфику каждого региона, страны и всего мирового пространства.
- Экологический мониторинг и прогнозирование последствий человеческой деятельности.
- Достоверная база данных о состоянии мировых экосистем и их ресурсах.
- Повышение продуктивности и восстановление запасов в мировом океане.
- Решение проблем, связанных с питьевой водой и соответствием санитарным нормам.
- Оказание помощи развивающимся странам в вопросах экологического правового механизма.
На уровне каждого государства необходимы работы по разработке и внедрению региональных планов и мероприятий по охране окружающей среды, контроль за выполнением которых возлагается на государственные и общественные организации. Такие мероприятия позволяют создать экологически безопасные условия труда на производстве и обеспечить здоровую среду для жителей городов и сельской местности. Кроме того, они способствуют снижению воздействия природных катаклизмов и катастроф на окружающую среду, а также сохранению экосистем в регионах с неблагополучной экологией.
Одним из ключевых мероприятий является внедрение новых технологий, которые позволяют соблюдать экологические нормы и регулировать акты в рамках природоохранительного законодательства.
Однако проблема рационального природопользования гораздо более широкая и сложная, поскольку включает в себя сплоченные компоненты. Восстановление ущерба, нанесенного в результате деятельности человека на протяжении многих веков, возможно только при осознанном подходе общества к решению глобальных экологических проблем.
Таким образом, мировые экологические проблемы требуют всестороннего и координированного действия со стороны государств и международных сообществ. Только таким образом можно обеспечить сохранение природных ресурсов и создание устойчивой и экологически безопасной будущей среды для всех жителей планеты.
2.3 Роль устойчивого природопользования в развитии агробизнеса
Современная экономика сталкивается с экологическими проблемами, которые требуют комплексного рассмотрения с учетом требований окружающей среды и экономического развития. Оптимизация процесса импортозамещения в нашей стране напрямую зависит от учета экологических требований и обеспечения экономического развития. В условиях враждебных санкций, которые постепенно обостряются и обновляются против России, эколого-экономическая безопасность и рациональное природопользование становятся особенно актуальными.
Развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК) в условиях международных санкций и необходимости импортозамещения предъявляет важные требования к ускоренному и качественному росту производительности с учетом сохранения природной среды. Даже в экологически чувствительных регионах регрессивные тенденции в развитии производительности не приемлемы, так как это противоречит задаче повышения уровня жизни населения, экология является одним из составных элементов качества жизни.
Экономические реформы, проводимые в АПК России, требуют глубокого теоретического и методологического осмысления сущности преобразований во всех составляющих этого процесса. Сельское хозяйство, являясь одной из основных отраслей, необходимо развивать на устойчивой и высокоэффективной основе с учетом экологических требований и их интеграции в экономическую и технологическую структуру производства.
Для достижения эколого-экономической эффективности в условиях рынка необходимо уточнить принципы рационального природопользования, разработать механизм его функционирования и совершенствовать методологические положения, позволяющие интегрировать охрану окружающей среды в единый процесс производства. Также важно адаптировать схемы рационального природопользования к конкретным региональным особенностям. Без решения этих вопросов хозяйственная деятельность в АПК будет неэффективной и даже разрушительной в некоторых случаях.
Теоретические и методологические вопросы решения экономических и экологических проблем, включая отдельные регионы, изучаются уже длительное время. Такие авторы, как Олдак Г.Г., Гофман М.К., Хачатуров Т.С., Федоренко Н.П., Загайтов И.Б., Громыко Н.К., Бобылев С.Н., Чепурных Н.В., занимаются актуальными вопросами рационализации природопользования и повышения его эффективности. Воспроизводственный подход является наиболее эффективным направлением в рационализации природопользования и увеличении его эффективности.
Для успешной реализации воспроизводственного подхода в процессе природопользования необходимо формировать соответствующий экономический механизм, учитывающий технологические и региональные особенности АПК. Важное значение для практической реализации эффективных форм охраны окружающей среды в сельском хозяйстве имеет оптимизация межотраслевых и внутриотраслевых связей и потоков.
Следует также перейти к системным показателям, отражающим целостность эколого-экономических образований и их внутренние связи, ориентированные на оценку ресурсных возможностей и ограничений использования природных ресурсов. Для достижения эколого-экономической оптимизации необходимо разработать интегральную программу, обеспечивающую основу для функционального и территориального механизмов поддержания рациональных форм природопользования. Однако, пока еще не проведен прямой переход от многоцелевых к интегральным программам, от природных заповедников к эколого-экономическим обоснованиям. Вопросы повышения экологической культуры производства в отраслях АПК и ее взаимосвязь с интенсивными и экстенсивными формами природопользования остаются недостаточно разработаннымии.
В агробизнесе сущность устойчивого и рационального природопользования заключается в комплексном подходе, основанном на научных принципах и экологической безопасности. Он предусматривает максимальное сохранение природных богатств и способности экосистем к саморегуляции.
Рациональное природопользование является необходимым условием для сохранения окружающей среды. Однако, существующие методы использования природных ресурсов большинства случаев нерациональны и приводят к истощению и загрязнению окружающей среды. Это несоответствующее природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, приводит к ухудшению качества природы, нарушению экологического равновесия и разрушению экосистем.
Главные причины такого подхода — отсутствие экономического интереса у производителей к бережному отношению к природе и недостаточное финансирование защиты окружающей среды. В результате, истощаются доступные месторождения полезных ископаемых, происходит деградация растительности, животного мира и всей окружающей среды. Рациональное природопользование должно базироваться на принципах равновесного и устойчивого развития всех ее компонентов.
Толкование аграрной эколого-экономической системы оказывается трудным из—за недостаточно разработанных теоретических проблем сельскохозяйственной экологии. Аграрные экосистемы отличаются от природных в своем регулировании и управлении. Механизмы саморегуляции и самоуправления нарушены в сельскохозяйственных экосистемах и значительно осуществляются деятельностью человека.
При определении эффективности природопользования в аграрном комплексе необходимо уточнять ее виды с учетом специфики изучаемых явлений. Исследования показали, что оптимально использовать интегрально-ресурсный подход к определению эффективности, который отражает результативность хозяйственного проекта на территории. При этом необходимо оптимизировать соотношение трудовых, материально—вещественных и природных ресурсов с учетом экономических и экологических ограничений, сохраняя устойчивость воспроизводственного процесса.
Анализ эффективности природопользования необходимо связывать с конечными народохозяйственными результатами. Для этого необходимо проводить исследования по всей вертикали природно-продуктового комплекса (АПК) и смежных с ним отраслей. Такой подход позволяет решать эколого-экономические проблемы в целостном видении.
Однако, в качестве одной из центральных отраслей АПК, страна крайне слабо учитывает роль природного фактора. Процесс интенсификации в этой отрасли продолжает носить узкоотраслевой характер и ориентирован исключительно на достижение конкретного экономического эффекта. Обычно такой эффект понимается как увеличение выхода продукции из единицы использованных ресурсов.
Наиболее часто результативность природопользования отражается через параметры, связанные с конкретным видом ресурса, трудовыми факторами или денежными средствами. Это выражается через систему удельных расходов ресурсов. Если мы рассматриваем понятие "безотходности" производства в количественном смысле, то оно достигается при ресурсоотдаче, равной 1, то есть при коэффициенте отходности, равном 0. Однако, при общефилософском исследовании этой проблемы можно утверждать, что полностью безотходным производство быть не может. В растениеводстве, например, необходимо занимать определенную часть земельных угодий под паром, что свидетельствует о неполном использовании ресурсов.
Использование ресурсосберегающих технологий позволяет ограничить объем использованных ресурсов. В сельском хозяйстве одним из важных факторов ресурсосбережения является относительная экономия земельных площадей, обеспечиваемая более продуктивным их использованием. В настоящее время увеличение продуктивности использования земель в основном достигается за счет использования искусственных стимуляторов роста и защиты растений. Однако, такой подход имеет негативные последствия, связанные с загрязнением земли и конечной сельскохозяйственной продукции.
Уменьшение негативного воздействия может быть достигнуто путем производства экологически чистой продукции либо на основе альтернативных технологических схем, которые часто требуют больших затрат. Существующая система экологического мониторинга имеет недостатки, поскольку она не организована в целостную территориально-отраслевую систему и слабо связана со стоимостными категориями. Поэтому необходимо разработать интегрированную систему эколого-экономических показателей, которая будет учитывать и природоохранные аспекты. В основе такой системы должны лежать критерии предотвращения или уменьшения ущерба от воздействия на окружающую среду. Учет эколого-экономического ущерба позволит более объективно оценить эффективность АПК.
В таких условиях необходимо программирование и регулирование общественного производства, учитывая ограничения воспроизводства природных ресурсов и оптимизацию конечной экономической результативности производства.
Экономическое стимулирование производства экологически более безопасной продукции наблюдается в активном использовании механизмов формирования спроса на нее. Однако производство такой продукции сопровождается увеличением затрат, которые зависят от выбранной технологии. Это влечет за собой повышение отпускных цен. Таким образом, производство такой продукции требует объективного маркетинга, учитывающего особенности регионов как производителей, так и потребителей.
Одним из важнейших требований рационального природопользования в агропромышленном комплексе является сохранение воспроизводственного потенциала природных ресурсов, прежде всего земли. Сокращение использования минеральных и органических удобрений требует усиления аналитического подхода к оценке продуктивности земельных ресурсов. Ситуация ухудшается из-за нескоординированной аграрной политики, а также отказа многих сельскохозяйственных предприятий от использования научно обоснованных систем земледелия и животноводства в пользу единоразовых финансовых результатов.
В качестве обобщенного критерия эффективности природопользования в агропромышленном комплексе рассматривается оценка уровня сохранения воспроизводственного потенциала, который способствует увеличению общих активов предприятия, включая природные ресурсы, или, по крайней мере, их сохранение. Главное отличие этого критерия от традиционных показателей прибыли и рентабельности заключается в том, что конечной целью является не однократное изменение объема прибыли, а изменение стоимости предприятия и его капитала.
Процесс качественного развития рационального природопользования происходит по мере насыщения территорий предприятиями агропромышленного комплекса. В этом процессе экологическая обстановка ухудшается, но возрастают возможности по ликвидации последствий хозяйственной деятельности и осуществлению природоохранных мероприятий. В таких условиях необходимо достижение народно-хозяйственной эффективности, которая учитывает и интересы бизнеса, и местного сообщества, с учетом экономической выгоды и экологической нагрузки.
Экономико-экологический подход в развитии агропромышленного комплекса основан на концепции неразрывного взаимодействия хозяйственной деятельности и природной среды с целью постепенной гармонизации. Одним из эффективных способов управления этим процессом могут быть долгосрочные региональные программы комплексного рационального природопользования, которые объединяют отраслевые и микрорегиональные программы развития и размещения производственных мощностей на конкретных территориях с перспективой импортозамещения. Такие программы могут стать ключевым стратегическим документом для развития агропромышленного комплекса в регионах и в стране в целом.
Глава 3. Перспективы развития агробизнеса и природопользования
3.1 Возможности и проблемы развития в Северном Казахстане агробизнеса
Сельскохозяйственные предприятия в Казахстане, особенно в периоды экономических кризисов и низкой урожайности, часто сталкиваются с проблемами задолженности, которые усиливаются волатильностью цен и урожайности. Правительство страны, считая эти предприятия слишком важными, предоставляет им огромные государственные субсидии для восстановления финансового положения. Такая политика, однако, искажает конкуренцию на рынке и приводит к низкой эффективности в секторе.
В то же время мелкие сельскохозяйственные производители сталкиваются с рядом проблем, связанных с доступом к поставкам, конкуренцией с крупными предприятиями и трудностями масштабирования производства. Они сталкиваются с более высокими затратами на сбор и транспортировку продукции, высокими рисками для безопасности продовольственных товаров, неравномерным качеством продукции, ограниченным доступом к аграрным знаниям и консультативным услугам, а также слабой системой кредитования и ограниченными вертикальными связями между производителями и переработчиками.
Для улучшения своего положения и повышения эффективности, мелкие сельхозпроизводители могут обратиться к модели сельскохозяйственных кооперативов. Такие кооперативы могут помочь им повысить производительность, получить выгоду от экономии на масштабе производства и обеспечить лучший доступ к знаниям и технологиям. В Казахстане, несмотря на закон о сельскохозяйственных кооперативах, принятый в 2015 году, этот институт все еще слаборазвит. Однако в последние годы правительство предприняло ряд важных реформ для поддержки развития сельскохозяйственных кооперативов, хотя процесс идет медленно. Ограниченная осведомленность и недоверие фермеров к кооперативной модели, вызванные негативным опытом коллективного сельского хозяйства в советский период, также являются преградами на пути развития кооперативов.
Важно отметить, что основная доля сельскохозяйственной продукции в Казахстане производится домашними хозяйствами, которые часто работают неофициально как самозанятые лица. Из-за этого они попадают за пределы государственных программ поддержки и ограничены в доступе к государственным мерам. Крупные сельхозпроизводители в стране получают большую долю государственной поддержки, в то время как мелкие производители сталкиваются с недостатком стимулов для улучшения своей производственной модели.
Хотя есть проблемы и вызовы, сельскохозяйственные кооперативы могут стать инструментом для решения многих из них. Дальнейшее развитие и поддержка таких кооперативов могут помочь повысить конкурентоспособность и эффективность сельского хозяйства в Казахстане.
Один из недостатков государственных программ развития аграрного сектора в Казахстане заключается в том, что все эти программы разрабатывались, исполнялись, контролировались и оценивались самим правительством, что приводило к отсутствию ответственности перед обществом. При этом парламент, граждане и эксперты не участвовали в обсуждении и утверждении новых программ, а также не осуществляли оценку их результатов. В результате каждая последующая программа развития не включала критический анализ предыдущей программы, а проблемы, выявленные в прошлых программах, не использовались в качестве исходной информации при разработке новых.
Другим недостатком подхода правительства к развитию сельского хозяйства является неправильное понимание термина "продовольственная безопасность". Изначально правительство под "продовольственной безопасностью" понимало "продовольственную самодостаточность", что отражает политику импортозамещения.
Согласно законодательству Казахстана, продовольственная безопасность означает состояние защищенности экономики, включая агропромышленный комплекс, при котором государство способно обеспечить населению физическую и экономическую доступность качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста. Однако такое определение продовольственной безопасности не означает, что Казахстан должен полностью осуществлять самообеспечение продовольствием, даже если определенные сельскохозяйственные продукты неэффективно производятся внутри страны.
Международные исследования показывают, что чрезмерное внимание политике продовольственной самодостаточности является серьезной ошибкой, поскольку такая политика, как правило, неэффективна и искажает рынок. Введение ограничений на импорт, включая тарифы, а также субсидирование сельскохозяйственных производителей для достижения продовольственной самодостаточности, рассматривается как опасная и дорогостоящая политика, которая подрывает продовольственную безопасность в долгосрочной перспективе, поскольку она препятствует повышению эффективности и конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, что в итоге приводит к росту внутренних цен на продовольствие.
В целом, для развития сельского хозяйства в Казахстане государство использовало те же командно-административные методы и подходы, которые использовались и в других секторах экономики. За предоставление ограниченной государственной поддержки отвечало само правительство, выбирая приоритетные сектора и продукцию сельского хозяйства, даже если они не показывали высокую производительность.
Для такой поддержки использовались инструменты, которые искажали рыночные механизмы и конкуренцию в сельском хозяйстве. К таким антирыночным мерам поддержки относились: защита от дешевого импорта, финансирование сельского хозяйства по нерыночным ставкам, прямое субсидирование сельскохозяйственных производителей, льготное налогообложение, льготное топливо и другие. Важно отметить, что аграрная политика Казахстана никогда не была направлена на преодоление проблем неработающих рыночных отношений в секторе.
Несмотря на долгосрочные цели программ, инструменты политики часто противоречат им. Например, экспорт сельскохозяйственной продукции всегда считался приоритетом аграрной политики. Однако политические меры всегда связывались с импортозамещением, что противоречило стремлению к продвижению экспорта продукции Казахстана.
Международные исследования подчеркивают, что в сельском хозяйстве конкурентные рынки, включая рынок земли, способствуют развитию отрасли и улучшению уровня жизни граждан. Однако аграрная политика Казахстана исторически уделяла мало внимания развитию бизнеса и привлечению частных инвестиций в отрасль. Также не было рыночного перераспределения капитала и трудовых ресурсов между фермами и другими частями аграрного бизнеса. Менее продуктивные хозяйства оставались в отрасли из-за принципов государственной поддержки, и процесс "созидательного разрушения" не происходил.
Одной из проблем государственной поддержки сельского хозяйства является льготное государственное финансирование по низким ставкам. Оно вытесняло частное рыночное кредитование со стороны банков, частных лизинговых компаний и других финансовых организаций. Однако объем льготного государственного финансирования ограничен, что приводит к низкому охвату сельхозпроизводителей.
Крупные хозяйства являются основными получателями льготной государственной поддержки, в то время как домашние хозяйства, которые предоставляют основную долю сельскохозяйственной продукции, часто остаются вне охвата государственных программ из-за неофициальности своей деятельности и отсутствия административных возможностей для борьбы за государственную поддержку.
Также в ходе реализации программ развития сельского хозяйства правительство постоянно меняет приоритеты господдержки, что приводит к перераспределению субсидий внутри отраслей. Часто субсидии не выплачиваются вовремя и не привязаны к показателям эффективности производства. Механизм предоставления субсидий также не является прозрачным.
Выводя общие идеи, можно отметить, что Казахстан обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом, который до сих пор остается недоиспользованным. Власти государства располагают финансовыми ресурсами и придает большое значение развитию сельского хозяйства, рассматривая его как ключевую опору социального и экономического развития страны.
Однако, несмотря на мощную государственную поддержку, сельское хозяйство Казахстана развивается очень медленно и остается неэффективной и неконкурентоспособной отраслью экономики. Остается проблемой неэффективность предпринимательской активности, отсутствие новых и эффективных сельскохозяйственных производителей. Структура фермерских хозяйств и их производительность в этом секторе являются неоднородными, что влияет на развитие предпринимательства и вызывает вопросы.
Одной из ключевых проблем развития сельского хозяйства является низкая динамика предпринимательской активности. Конкурентоспособность и производительность отрасли значительно ниже, чем в развитых странах, и местные сельхозпроизводители сильно полагаются на государственную поддержку, не стремясь соревноваться на рынке.
Вместо решения проблем и борьбы с непрозрачными и коррумпированными земельными отношениями, власти свернули земельную реформу, что стало одним из главных препятствий успешного развития сельского хозяйства. Прошлые и текущие подходы государства по поддержке этой отрасли экономики нерыночны, что приводит к слабому развитию сельского хозяйства как в доле его в ВВП, так и в эффективности и конкурентоспособности.
Сельское хозяйство в Казахстане обладает большой долей теневой экономики и значительными налоговыми льготами с одной стороны, и существенным государственным финансированием с другой. В результате отрасль становится глубоко дотационной и не может стать опорой для социального и экономического развития страны.
Казахстан сталкивается с проблемой дефицита водных ресурсов, и сельское хозяйство является крупнейшим потребителем воды в стране.
Проблема водного дефицита может усугубиться к 2040 году. Однако, существующая инфраструктура и низкие расходы на ее модернизацию приводят к потере 11—15% используемой воды при транспортировке.
В целом, необходимо изменить подходы к развитию сельского хозяйства, в том числе сосредоточиться на поддержке предпринимательской активности, осуществить земельную реформу, решить проблему теневой экономики и налоговых льгот, а также модернизировать инфраструктуру для эффективного использования доступных водных ресурсов. Только тогда сельское хозяйство сможет стать ключевой опорой для социального и экономического развития Казахстана.
Главной причиной низкой производительности сельского хозяйства является ограниченная динамика предпринимательской активности в данном секторе. В настоящее время частный бизнес в сельском хозяйстве в значительной мере зависит от государственной поддержки и не стремится выжить путем конкуренции.
Казахстанские сельхозпроизводители полагают, что государство всегда оказывает им финансовую поддержку, даже в самые благоприятные периоды. Принципы государственной поддержки сельского хозяйства всегда позволяли менее продуктивным хозяйствам оставаться в отрасли, что не способствовало «созидательному разрушению», при котором менее продуктивные хозяйства уходят с рынка, а новые, более продуктивные, постепенно развиваются.
Кроме того, среди других причин низкой производительности сельского хозяйства можно выделить недостаточную техническую оснащенность, низкий уровень образования и ограниченное использование современных методов ведения сельского хозяйства. Например, 70% сельскохозяйственной техники используется более 10 лет, а обновление парка машин происходит с низкими темпами.
Только 28% работников фермерских хозяйств имеют высшее или послевузовское образование, а базовое аграрное образование — далеко не у всех. Элементы точного земледелия, средства защиты растений и требования по уходу за животными плохо внедряются на производстве. Структура сельхозпроизводителей, где преобладает мелкотоварное производство, серьезно ограничивает возможности решения указанных проблем. Кроме того, плохое состояние инфраструктуры в сельской местности, включая дорожные сети, требующие ремонта, и отсутствие прогрессивных систем ирригации, также способствуют низкой производительности труда в сельском хозяйстве.
По сведениям БНС, степень износа основных средств в аграрном секторе на конец 2022 года составила 36.4%, тогда как коэффициент обновления данных средств составил 15.2%.
Считаем, что эти цифры являются значительно заниженными, поскольку износ основных средств в сельском хозяйстве является одной из его главных проблем. Например, текущая концепция АПК указывает, что средняя степень износа машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве составляет 76% (80% для тракторов и 72% для комбайнов). Материально-техническая база в гидрогеолого-мелиоративных службах не обновлялась уже более 10 лет, в то время как все основные средства в этой сфере имеют почти 100% износа, включая здания и сооружения, автотранспорт, находящийся в аварийном или ненадлежащем техническом состоянии.
Из-за ограниченности средств государственного бюджета, материально-техническое оснащение государственных ветеринарных организаций с каждым годом ухудшается. В большинстве случаев основные средства физически изношены и морально устарели. Из-за мелкотоварности производства, многие крестьянские и фермерские хозяйства не обладают достаточными ресурсами для обновления машинно-тракторного парка и других основных фондов.
Одной из основных причин высокого уровня износа является неразвитость рынка инвестиционного кредитования и лизинга в сельском хозяйстве. Вместо того чтобы решать проблемы рынка межбанковского кредитования сельского хозяйства, государство продолжает предоставлять льготные кредиты под низкие проценты через институты развития. Ограниченные размеры этих кредитов ведут к тому, что бенефициарами таких ссуд чаще всего являются крупные аграрные предприятия.
Кроме того, отсутствие частной собственности на сельскохозяйственные земли резко снижает объемы предоставляемых кредитов из-за проблем с залогом на земельные участки. Кроме того, можно отметить общую неразвитость системы сервисного обслуживания, включая низкую эффективность восстановления деталей сельскохозяйственной техники.
3.2 Рекомендации для развития и улучшения положения
Необходимость новых подходов к государственной поддержке сельского хозяйства очевидна. Существующая неэффективная государственная поддержка искажает рыночные отношения в этой отрасли и тормозит развитие частного сектора. Вместо того, чтобы сдерживать его, государственные расходы и инвестиции следует перенаправить на стимулирование конкуренции и развития эффективного частного предпринимательства в сельском хозяйстве. Фокус правительства должен быть на создании благоприятной бизнес-среды, которая способствует предпринимательству, привлечению частных инвестиций и динамике развития бизнеса. В случае неэффективности предприятия оно должно быть заменено эффективным. Важно также внедрить рыночные механизмы для перераспределения капитала и трудовых ресурсов в секторе.
Государственные субсидии должны быть направлены главным образом на проекты, связанные с развитием инфраструктуры и человеческого капитала в сельском хозяйстве. В отличие от прямых субсидий сельскохозяйственным производителям, которые искажают рыночные механизмы, исследования показывают, что государственные инвестиции в инновации, управление водными ресурсами, дорожную и рыночную инфраструктуру в сельском хозяйстве демонстрируют высокую экономическую отдачу. Финансирование научно-исследовательских проектов и трансферт технологий способствуют переносу ноу-хау и являются эффективными мерами государственной поддержки развития сельских районов.
В аграрном секторе Казахстана требуется независимая оценка влияния государственной поддержки на рыночные механизмы и конкуренцию. Роль государства в программе развития агропромышленного сектора следует ограничить мерами по устранению так называемых "провалов рынка". Подобная оценка должна включать ответы на следующие вопросы: улучшит или ухудшит ли конкуренцию и рыночные механизмы в сельском хозяйстве предлагаемая правительственная мера; какие провалы рынка она нацеливается устранить; будет ли эта мера структурным изменением, способным устранить провалы рынка без дальнейшего вмешательства и помощи государства.
Важно прекратить политику импортозамещения в сельском хозяйстве. С точки зрения продовольственной безопасности, главной заботой правительства должна стать способность населения с низкими доходами платить за продукты питания. В Казахстане, благодаря открытой экономике и надежным внешнеторговым связям, физическая доступность продовольствия для населения не является проблемой. Поэтому, правительству следует перенаправить меры по импортозамещению и защите отечественных сельхозпроизводителей на расширение экспорта конкурентоспособной сельхозпродукции. Главная цель — добиться того, чтобы объемы экспорта продовольствия Казахстана значительно превышали объемы импорта.
Сельское хозяйство должно специализироваться только на продукции, в которой Казахстан может быть конкурентоспособен на внешних рынках. Нет необходимости производить продукцию, если она неконкурентоспособна по сравнению с более дешевым и более качественным импортом. В случае, если цены на импортную аграрную продукцию дотируются другим государством, существуют тарифные меры, разрешенные ВТО. Однако, необходима кардинальная земельная реформа.
Частная собственность на сельскохозяйственные земли и развитый рынок купли-продажи такой земли являются предпосылками для повышения конкурентоспособности агробизнеса и улучшения доступа к финансированию, так как большинство сельскохозяйственных производителей используют землю как залог. Поэтому, на наш взгляд, в Казахстане необходима кардинальная земельная реформа.
Земельная реформа должна начаться с внедрения полноценной кадастровой системы регистрации прав на землю. Информация о собственности и аренде сельскохозяйственных земель должна быть прозрачной и доступной для всех. Должны быть ясно видны конечные владельцы или арендаторы для каждого участка сельскохозяйственной земли, даже в случае, если компания имеет сложную систему собственности или находится в доверительном управлении. Кроме того, необходимо проводить надежный мониторинг использования и качества сельскохозяйственных угодий на постоянной основе. Владельцы, которые не используют свои угодья или используют их не по назначению, должны понести финансовые санкции. Следует отметить, что некоторые из этих мер уже реализуются. Однако процесс, по нашему мнению, идет крайне медленно и непрозрачно.
После внедрения указанных мер, обеспечивающих полную прозрачность владения и использования сельскохозяйственных угодий, будет намного проще ввести частную собственность на сельскохозяйственные угодья и развивать рынок купли-продажи земли.
Власти Казахстана постоянно подчеркивают, что сельское хозяйство должно стать новым движущим силой роста экономики и заменить нефтяную отрасль. Однако, как уже отмечалось, в доходах и расходах государственного бюджета, агросектор получает государственные субсидии значительно больше, чем платит налогов. В то же время, налоговые льготы, предоставляемые в сельском хозяйстве, не сделали ожидаемого прогресса в его развитии.
По моему мнению, предпочтительным курсом действий будет сведение налогообложения в сельском хозяйстве Казахстана в соответствие с производственным сектором. Как промышленное производство, так и сельское хозяйство признаны приоритетными секторами в стране, и нет никаких оснований рассматривать налогообложение в сельском хозяйстве иначе. Для решения проблемы уклонения от уплаты налогов в агросекторе необходимо ускорить процесс внедрения всеобщей системы декларирования доходов и расходов для всех физических лиц в Казахстане.
Одной из ключевых проблем, сильно влияющей на расширение рыночного кредитования в сельском хозяйстве, является государственное кредитование сельхозхозяйств по ставкам ниже рыночных. Более того, льготное кредитование является недобросовестной конкуренцией со стороны государства и создает несправедливые условия на рынке процентных ставок.
Как было отмечено, необходимо немедленно прекратить предоставление кредитов бизнесу и населению по ставкам ниже рыночных, особенно это относится к кредитам, выдаваемым развитием институтам. При этом мы не говорим о том, что государство должно прекратить поддержку бизнеса. Если правительство хочет оказывать поддержку определенному сектору экономики с помощью более дешевого финансирования, то оно может делать это, не нарушая рыночные отношения в финансовой системе. Для этого следует субсидировать рыночную процентную ставку напрямую заемщикам из государственного бюджета.
Для поддержания конкуренции и правильного ценообразования в финансовой системе, банки и финансовые институты должны предоставлять займы и кредиты исключительно на коммерческих условиях. В таком случае заемщики смогут получить кредиты в банках и государственных финансовых институтах только по рыночным ставкам. Это также позволит банкам заменить финансовые институты в сфере сельского хозяйства и создать конкуренцию за предоставление лучших условий для аграрных производителей. Важно отметить, что эффективная работа этой системы невозможна без частной собственности и развитого рынка сельскохозяйственных угодий, поскольку земля является ключевым активом для агропроизводителей и должна использоваться в качестве залога для получения рыночного финансирования.
Учитывая климатические особенности, дефицит водных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем сельского хозяйства в Казахстане. Отмечается, что более 40% водного потенциала Казахстана обеспечивается за счет внешних водных источников России, Китая, Узбекистана и Кыргызстана. В связи с этим, кроме улучшения водохозяйственной инфраструктуры и поощрения экономии воды, важно активизировать сотрудничество с соседними странами по совместному использованию водных ресурсов.
Странам необходимо разработать и реализовать согласованные меры, основанные на справедливом и эффективном распределении трансграничных рек и озер. Региональные водные организации также требуют большего доверия со стороны заинтересованных сторон. На межгосударственном уровне необходимо принять более конкретные меры для укрепления сотрудничества в области водных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий для повышения водной и энергетической безопасности в регионе.
3.3 Инновации и технологии в сельском хозяйстве
Акционерное общество "КазАгроИнновация" является ключевым инструментом государственной политики в области сельского хозяйства и инноваций. Оно работает над созданием благоприятных условий для развития инновационного потенциала сельскохозяйственного сектора, а также обеспечивает координацию и поддержку различных проектов и программ в этой области.
Целью "КазАгроИнновации" является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства Казахстана через инновации. Для этого она осуществляет следующие функции:
1. Поддержка и содействие развитию инновационной инфраструктуры в сельском хозяйстве, включая научные исследования, техническую поддержку и обучение.
2. Финансирование и поддержка инновационных проектов в сельском хозяйстве, в том числе предоставление грантов и льготных кредитов.
3. Организация и проведение мероприятий, направленных на обмен знаниями, передачу опыта и технологий между участниками сельскохозяйственного сектора.
4. Содействие коммерциализации инновационных продуктов и технологий, в том числе путем создания сети инкубаторов и технопарков.
5. Поддержка развития международного сотрудничества в области сельского хозяйства и инноваций.Кроме того, "КазАгроИнновация" работает в тесном сотрудничестве с другими государственными и частными организациями, научными институтами и университетами, а также предоставляет консультационные и информационные услуги для предпринимателей и фермерских хозяйств.Таким образом, акционерное общество "КазАгроИнновация" играет важную роль в развитии инновационного потенциала сельскохозяйственного сектора в Казахстане и является важным инструментом для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития экономики страны.
На сегодняшний день в структуре АО «КазАгроИнновация» действуют 23 научно—исследовательских института, 14 опытных хозяйств и 10 региональных и отраслевых центров, занимающихся распространением знаний.
С 2008 года указанные центры проводят обучение специалистов агропромышленного комплекса — от мелких фермерских хозяйств до крупных сельскохозяйственных предприятий, по внедрению научных разработок в производство и предоставляют дистанционное консультирование.
Текущая система распространения знаний способствует укреплению взаимодействия науки с сельскохозяйственным бизнесом, ориентируясь на их уникальные потребности и производственные возможности. Это позволит разработке новых технологий опираться на идеи, предложения и практический опыт сельскохозяйственных производителей.
Для успешного внедрения перспективных инноваций в области аграрной науки в 2009 году был основан отраслевой офис коммерциализации — Центр трансферта и коммерциализации агротехнологий. Подобные центры функционируют в основных системах исследований в области сельского хозяйства. Системный подход к коммерциализации технологий позволил оперативно приступить к реализации инновационных проектов. Один из первых проектов заключался в производстве отечественных ветеринарных диагностических средств для выявления опасных болезней сельскохозяйственных животных. Было организовано производство конкурентоспособных тест—систем для диагностики ящура и лейкоза, что способствовало повышению точности диагностики на 12% по сравнению с импортными аналогами. Этот проект был успешно завершен: за год с момента начала реализации достигнут стабильный объем производства, обеспечена финансовая устойчивость.
На сегодняшний день АО «КазАгроИнновация» играет ключевую роль как национальный оператор инновационной системы в агропромышленном комплексе, где реализована эффективная интеграция науки, производства и образования.
Одним из успешных примеров внедрения научных достижений в животноводство является использование инновационных методов и технологий в разведении и улучшении генетического потенциала скота. Например, исследования и разработки научных институтов и университетов Казахстана позволяют создавать новые селекционные линии и породы скота, которые обладают высокой мясной продуктивностью, быстрорастущими качествами и адаптированы к местным климатическим условиям.
Внедрение таких инноваций в практику позволяет повысить производительность мясного скота и улучшить качество мясной продукции. Например, использование генетически улучшенных пород мясного скота, таких как лимузинский или шаролезский скот, позволяет получать более крупных и мясистых животных. Также применение современных методов и технологий в области искусственного осеменения и эмбриотрансфера помогает улучшить генетическую структуру поголовья скота и эффективно использовать генетически ценные животные.Другой аспект развития животноводства в Казахстане – повышение качества молочной продукции. Научные исследования в области кормления и содержания коров позволяют оптимизировать рационы животных, обеспечивать баланс питательных веществ и создавать условия для повышения молочной продуктивности. Также внедрение инновационных методов хранения и переработки молока позволяет сохранить его полезные свойства и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Таким образом, внедрение научных достижений в животноводство, включая улучшение генетического потенциала скота и оптимизацию условий содержания и кормления, является важным направлением развития сельского хозяйства в Казахстане. Это позволяет повысить производительность мясного и молочного скота, улучшить качество продукции и увеличить экспортный потенциал отрасли.
Сельское хозяйство является одним из важнейших секторов экономики Казахстана, и животноводство играет в нем ключевую роль. Для повышения эффективности данной отрасли активно ведутся научные исследования и внедряются современные технологии.
Одним из приоритетных направлений в животноводстве Казахстана является также развитие овцеводства и отгонного животноводства. Разработанные меры предусматривают максимальное использование пастбищных угодий для развития данной отрасли и обеспечения ее кормовой базы. В этом году Министерство сельского хозяйства совместно с местными исполнительными органами проводит работу по диверсификации посевных площадей, расширяя посевы однолетних и многолетних кормовых культур.
Для сохранения и совершенствования продуктивных и племенных качеств завезенного скота отечественная аграрная наука ведет комплексные исследования. Помимо технологий кормления и содержания животных, проводится оценка их племенной ценности. В этом процессе применяются передовые методики оценки по генотипу с использованием методов селекции, достижений популяционной генетики и информационных технологий.
Развитие научно-исследовательских организаций в области животноводства способствует устойчивому развитию аграрного сектора Казахстана, обеспечивает продовольственную безопасность страны и способствует экспорту животноводческой продукции.
Заключение
В заключение, можно сказать, что агробизнес и природопользование имеют огромный потенциал для развития в Казахстане. Страна обладает огромными земельными ресурсами и разнообразными климатическими условиями, что создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства, животноводства и природопользования.
Однако, существуют ряд проблем и вызовов, которые ограничивают полное реализацию потенциала Казахстана в данных сферах. Неконтролируемое использование земельных ресурсов, недостаточная инфраструктура, слабая поддержка малых и средних предприятий, отсутствие инноваций и низкая эффективность производства являются основными препятствиями.
Для развития агробизнеса и природопользования необходимо провести комплексные меры. Это включает в себя создание благоприятной инвестиционной и бизнес-среды, стимулирование инноваций и технологического развития, развитие малых и средних предприятий и повышение общей эффективности. Также важно улучшить контроль за использованием земли, развивать современную инфраструктуру и обеспечить поддержку фермеров и аграрных предприятий.
В результате успешной реализации указанных мер, Казахстан сможет достичь устойчивого развития агробизнеса и природопользования, что приведет к экономическому росту, социальному развитию и сохранению природных ресурсов и биологического разнообразия.