Найти тему

«Глупый, как пробка». История шедевра Jethro Tull

Когда из пепла 1960-х проклюнулись новые идеи и звуки, появился прогрессивный рок — пространство для странных концепций и экстравагантной музыки. 1972 год расцвёл классическими релизами групп Genesis и Yes. Обе признаны величайшими в проге, но эффекта непрерывно длящегося альбома без разбивки на отдельные песни сумела добиться другая команда.

Развивая успех «Акваланга», британские шутники-виртуозы Jethro Tull возглавили чарты США в 1972 году с альбомом «Thick as a Brick». Немалый подвиг для такой странной и непростой работы! На обеих сторонах винила содержится всего одна песня. Из-за особенностей формата её пришлось делить пополам, но всё равно это одна песня, обе части которой длятся более 20 минут каждая.

Впрочем, для сингла была изготовлена укороченная версия — бесспорная классика рока 1970-х.

Это была попытка Иэна Андерсона «придумать что-то, что станет основой всех концептуальных альбомов». Конечно, Jethro Tull знали, что если ты собираешься сделать что-то первым, надо сделать это по максимуму. И выдали нечто совершенно грандиозное.

В основе альбома — история 10-летнего мальчика-гения по имени Джеральд Босток. Конечно, вымышленного. Мальчик якобы написал замысловатое стихотворение для литературного конкурса, но был дисквалифицирован по причине своей предполагаемой психологической нестабильности.

Специально под этот сюжет Иэн Андерсон придумал историю о том, как ему в руки попала 12-страничная газета со стихотворением Джеральда Бостока. Собственно, первый тираж пластинки был упакован не в конверт, а в настоящую газету. Стоит ли говорить, что тексты для газеты (и даже кроссворд!) написали сами участники группы.

Но если газета-пародия и тексты, приписанные вымышленному мальчику, отражают чувство юмора группы, то музыка — далеко не шутка. Хотя часто говорят, что «Thick as a Brick» был задуман в качестве сатиры на прог, трудно отличить сатиру от настоящего прогрессива. Пластинка не зря считается одной из самых сложных и мастерски исполненных записей в истории рока.

Музыкальные темы «Thick as a Brick» меняются стремительно. Пасторальный акустический фолк легко перетекает в хард-рок, чтобы внезапно превратиться в драматично звучащий джаз-фьюжн. Всё вместе «склеено» флейтой и вокалом Иэна Андерсона, гитарой Мартина Барре, органом Джона Эвана и барабанами Барримора Барлоу.

Несмотря неистовую скорость некоторых пассажей флейты, гитары и органа, «Thick as a Brick» ни в коем случае не выглядит претенциозным. Jethro Tull сохранили в своей музыке тёплую, ламповую атмосферу. Это человечная музыка, которой можно наслаждаться, даже не зная историй о мальчиках-вундеркиндах и не вдаваясь в сложные концепты.

Иэн Андерсона, чей голос колеблется между оптимизмом и мрачностью, завершает альбом так же, как и начинал:

«Итак, ты гонишь себя по полям,
Заключаешь сделки с животными,
А твои мудрецы не знают, каково это —
Быть глупым, как пробка!»

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!