Оно тоже боится. Примерно с таким посылом не так давно вышла статья в британском издании Reuters, которое приводит мнение эксперта - дескать, если ЕС украдет российские активы, то бельгийская клиринговая контора Euroclear просто обанкротится. Напомню, что львиная доля российских ЗВР заморожена именно в Европе, а если быть точнее, то вышеупомянутом Euroclear (191 млрд евро из примерно 220 млрд евро общей суммы).
Итак, какие действия может предпринять Россия. Первое - подать в суд, чтобы конфисковать наличные Euroclear в депозитариях ценных бумаг в Гонконге и Дубае. Второе - наш ЦБ может изъять 33 млрд евро Euroclear, хранящихся в национальном депозитарии ценных бумаг в Москве. Подобное повлечет за собой цепную реакцию - из Euroclear начнется "бегство капитала" с последующим отзывом лицензии со стороны ЦБ Бельгии, а в мире произойдёт финансовый кризис.
По крайней мере так пишет Reuters, который, согласитесь, довольно трудно обвинить в симпатии к России. Именно поэтому сейчас в ЕС обсуждают, какую часть прибыли можно отправлять небратьям, а какую - стоило бы оставить в Европе. Плюс обсуждается механизм экстренной помощи депозитарию, если он окажется в плохой ситуации.
Тем временем Euroclear постепенно утопает в судах. К примеру, на днях в арбитраж Санкт-Петербурга подал иск ВТБ. Основание - блокировка собственных денежных средств банка на счёте в европейском депозитарии. И иск ВТБ - далеко не первый. Всего на рассмотрении находятся порядка сотни дел. Причём, как сообщила исполнительный директор Euroclear Лив Мостри, несколько из них депозитарий уже проиграл. Кроме компаний судятся и частные лица.
По сути мы реализуем своего рода тактику "комариных укусов", но в массовом масштабе. И она вполне имеет все шансы на успех. На данный момент Euroclear способен справиться со шквалом выплат отсуженных по суду денег. Однако их количество уже растёт как снежный ком. А что случится, когда Европа начнёт несогласованные телодвижения с собственниками активов и процентам по ним - сложно представить.
Именно поэтому ЕС всё ещё не решился ограбить нас по-настоящему. Поверьте, если бы они реально не боялись, то наши ЗВР давно уже были "распилены". Болтать языком легко только политикам, ведь иски получает не условные Урсула или Боррель, а компания, которая вынуждена подчиняться букве закона. И тут только одна обработка поступающих жалоб требует содержания (и расширения) штата загруженных по уши работой юристов.
Плюс репутация. Чем больше исков - тем сильней будет раздуваться скандал с присвоением денег. Разумеется, у себя дома Запад постарается максимально замести неприятную правду под ковер. Однако на остальной мир их влияние не распространяется уж точно. Подобное красочно продемонстрировал полный провал санкционной политики против России. Третьи страны, несмотря на все угрозы и сотрясения воздуха, как работали с нашей страной, так и работают, лишь усиливая взаимовыгодное сотрудничество.
А не обращать внимания на репутацию европейские финансовые структуры не могут, иначе кто понесет к ним свои деньги? Пока же они отчаянно стреляют по собственным ногам, демонстрируя, что такие "понятия" как хваленое "европейское право собственности" - не более чем пшик. Не работает и аргумент "от силы", т.к. и с этой компонентой Европа продемонстрировала себя даже не как колосс на глиняных ногах, а как прогнившее насквозь могучее (пока ещё) с виду дерево.