Приветствую всех читателей! Данная тема не нова, но я многую информацию черпал из разных источников и вычленял то, что по душе мне. Надеюсь, кто-то вынесет что-то полезное для себя.
1. Банально обезжиривание. Да, Humbrol и Mr.hobby с сольвентом обладают очень хорошей адгезией, теоретически можно не обезжиривать и не грунтовать, но я бы не пренебрегал этим моментом, так как неудачный скол краски в конце работы, особенно на металлическом стволе, совсем не добавляет радости. У меня так скололась краска на стволе после Ганзы на сольвенте. Способы обезжирить: если нет риска посбивать мелкие детали - можно руками и мылом, но этот метод менее предпочтительный. Опустить в мыльную воду или воду со средством для мытья посуды, потом промыть проточной водой и дать просохнуть. Третий вариант - спиртом из пульверизатора. Метод удобный, но спирт должен быть хорошим, проверьте, чтоб не оставалось разводов (во многие антисептики добавляют ароматизаторы, они оставляют пленку и разводы после высыхания). С этого момента модель руками не трогаем! Или держим за те части, где окраски не будет.
2.Грунтование модели. Тут я вряд ли скажу что-то новое. Грунтовка полезна не только для адгезии краски, но и выявить или закрыть мелкие царапины и неровности на модели. Так же, может использоваться для цвета при глубоких сколах или усилить базовый цвет (черная затемнить, белая и серая - придать краске светлый тон). Я грунтую серой грунтовкой от Gunze из аэрографа. Из баллона напрямую мне не понравилось, я стравливаю через трубочку. Учитывая, что баллон стоит дешевле, чем 2 баночки под аэрограф, а объема там в 4 раза больше - для меня выгоднее. Грунтовку лучше сутки просушить.
3. Прешейдинг. Этап тоже необязательный, я использую только потому, что мне нравится. Проходим темным цветом углубления, стыки и прикрытые чем-либо участки (под надгусенничными полками, под топливными баками, низ кормы башни и т.п.). Если база желтого цвета - лучше использовать коричневый цвет, чёрный часто придает зеленый оттенок.
4. Базовый цвет, камуфляж. Окрашиваем, стараемся, чтоб было ровно. Если делали прешейдинг - стараемся его не перекрыть. Сюда же отнесу окраску бандажей на катках (можно катки сделать при помощи трафарета, но мне нравится красить бандажи кистью), окраску гусениц и базовый цвет всех мелочей, которые будут на танке.
5. Высветления. В этом вкусы у всех разные. Учитывая, что я пользуюсь прешейдингом, я прохожусь более светлым оттенком по верхним частям вертикальных поверхностей и по центру или краям горизонтальных поверхностей. Потом кистью высветляю выступающие грани на модели. Теперь всей краске даем сутки на просыхание. Высветление можно сделать и после декалей.
6. Нанесение декалей. Место нанесения покрываем глянцевым лаком, наносим декаль, при необходимости - химия для размягчения. Если декаль нужно поцарапать, я делаю это на данном этапе иглой или зубочисткой.
7. Теперь пора защитить модель, т.к. дальше будем работать химией и кситями, хоть Вайт спирит и не расстворит акрил, но вы можете уронить деталь или модель, взять руками не в том месте и т.д. Осмотрим ее еще раз, чтоб убедиться, что нет косяков. Наносим матовый лак. Просушиваем, в идеале, сутки.
8. Фильтры. Немного меняют оттенок цвета техники. Я фильтры не применяю, компенсирую их масляными точками, но планирую попробовать.
9.Если высветление уже сделано, приступаем к масляным точкам. Я пользуюсь художественными и наношу зубочисткой, сойдет, но я не слишком доволен. Они довольно густые, их надо разбавлять, иначе точки выходят иногда комьями. Oilbrusher, 502 батальон и ракета 128 более приспособлены к этому. Планирую перейти на Ракету (выложу обзор, как возьму, если будет нужно). Наносим точки разных цветов и растушевываем кистью с растворителем: можно в относительно случайном порядке, чтоб придать краске эффект выгорания и разнотонности, можно придать бронетехнике эффект цветовой модуляции (наносим более светлые оттенки на плоские и выступающие участки, которые могут быть освещены; в углубления, в область стыков и менее освещенные участки - тёмные цвета), можно заменить эффект фильтра. Сушим.
10. Глянцевый лак. Нужен для следующего этапа и дополнительной защиты модели, а именно нанесенного масла. Сушим сутки.
11. Смывка. Противоречивый этап) я его с нетерпением жду, а под конец он начинает меня раздражать) глянцевый лак нужен, чтоб смывка хорошо растекалась. Можно нанести и на матовый или сатиновый, но это менее удобно. Убирать излишки можно спонжем, ватной палочкой (не лучший вариант, остаётся ворс), кистью, лучше после того, как смывка чуть подсохнет.
12. Сколы. Я рисую их кистью, поэтому у меня этот этап двенадцатый. Главный принцип - не переборщить. Модель без сколов чаще выглядит лучше, чем с чрезмерными сколами. Если использовать жидкости для сколов - то этот этап идет с базовым цветом.
13. Матовый лак. Для последующих эффектов глянцевая поверхность уже не пойдет.
14. Теперь во всей красе делаем эффекты влияния окружающей среды (weathering). Я сначала делаю потеки дождя, грязи, пыли (нередко с ними перегибаю). Далее текстурной пастой делаю базовые скопления грязи. Потом тонировочными жидкостями добавляю оттенки грязи и размываю края, чтоб переход от плотной грязи к более чистой броне был плавнее, а в углублениях грязь была влажной или более темной. Затем скопления и втирание пигментов (с фиксатором или вайт-спиритом, так финишный лак их меньше съест). После этого этапа я, обычно, цепляю на модель все, что окрашивалось и обрабатывалось отдельно (шанцевый инструмент, катки, гусеницы и т.д.).
15. Немного ржавчины и сажи и подчеркиваем металлические грани и полированные участки (пигментом металлик или грифелем карандаша). На этом этапе будьте очень осторожны, пигмент попадает на пальцы и можно легко оставить некрасивый отпечаток на модели.
16. Убеждаемся, что нет косяков и наносим финишный слой матового лака.
17. Корректируем эффект пигментов и металлика, если он поглощен лаком.
18. Наносим эффекты ГСМ, имитируем воду, если нужно, глянцевым лаком делаем блестящие поверхности - стекла и т.п., если не использовали прозрачные детали или другие методы (сейчас, чтоб не убрать блеск матовым лаком).
Все! Модель готова! Можно любоваться или расстраиваться, зависит от вашего удовлетворения результатом)
Всем успехов и терпения в творчестве!