Найти тему
Уставший моделист

Этапы окрашивания модели бронетехники

Приветствую всех читателей! Данная тема не нова, но я многую информацию черпал из разных источников и вычленял то, что по душе мне. Надеюсь, кто-то вынесет что-то полезное для себя.

1. Банально обезжиривание. Да, Humbrol и Mr.hobby с сольвентом обладают очень хорошей адгезией, теоретически можно не обезжиривать и не грунтовать, но я бы не пренебрегал этим моментом, так как неудачный скол краски в конце работы, особенно на металлическом стволе, совсем не добавляет радости. У меня так скололась краска на стволе после Ганзы на сольвенте. Способы обезжирить: если нет риска посбивать мелкие детали - можно руками и мылом, но этот метод менее предпочтительный. Опустить в мыльную воду или воду со средством для мытья посуды, потом промыть проточной водой и дать просохнуть. Третий вариант - спиртом из пульверизатора. Метод удобный, но спирт должен быть хорошим, проверьте, чтоб не оставалось разводов (во многие антисептики добавляют ароматизаторы, они оставляют пленку и разводы после высыхания). С этого момента модель руками не трогаем! Или держим за те части, где окраски не будет.

2.Грунтование модели. Тут я вряд ли скажу что-то новое. Грунтовка полезна не только для адгезии краски, но и выявить или закрыть мелкие царапины и неровности на модели. Так же, может использоваться для цвета при глубоких сколах или усилить базовый цвет (черная затемнить, белая и серая - придать краске светлый тон). Я грунтую серой грунтовкой от Gunze из аэрографа. Из баллона напрямую мне не понравилось, я стравливаю через трубочку. Учитывая, что баллон стоит дешевле, чем 2 баночки под аэрограф, а объема там в 4 раза больше - для меня выгоднее. Грунтовку лучше сутки просушить.

3. Прешейдинг. Этап тоже необязательный, я использую только потому, что мне нравится. Проходим темным цветом углубления, стыки и прикрытые чем-либо участки (под надгусенничными полками, под топливными баками, низ кормы башни и т.п.). Если база желтого цвета - лучше использовать коричневый цвет, чёрный часто придает зеленый оттенок.

-2

4. Базовый цвет, камуфляж. Окрашиваем, стараемся, чтоб было ровно. Если делали прешейдинг - стараемся его не перекрыть. Сюда же отнесу окраску бандажей на катках (можно катки сделать при помощи трафарета, но мне нравится красить бандажи кистью), окраску гусениц и базовый цвет всех мелочей, которые будут на танке.

-3

5. Высветления. В этом вкусы у всех разные. Учитывая, что я пользуюсь прешейдингом, я прохожусь более светлым оттенком по верхним частям вертикальных поверхностей и по центру или краям горизонтальных поверхностей. Потом кистью высветляю выступающие грани на модели. Теперь всей краске даем сутки на просыхание. Высветление можно сделать и после декалей.

-4

6. Нанесение декалей. Место нанесения покрываем глянцевым лаком, наносим декаль, при необходимости - химия для размягчения. Если декаль нужно поцарапать, я делаю это на данном этапе иглой или зубочисткой.

7. Теперь пора защитить модель, т.к. дальше будем работать химией и кситями, хоть Вайт спирит и не расстворит акрил, но вы можете уронить деталь или модель, взять руками не в том месте и т.д. Осмотрим ее еще раз, чтоб убедиться, что нет косяков. Наносим матовый лак. Просушиваем, в идеале, сутки.

8. Фильтры. Немного меняют оттенок цвета техники. Я фильтры не применяю, компенсирую их масляными точками, но планирую попробовать.

9.Если высветление уже сделано, приступаем к масляным точкам. Я пользуюсь художественными и наношу зубочисткой, сойдет, но я не слишком доволен. Они довольно густые, их надо разбавлять, иначе точки выходят иногда комьями. Oilbrusher, 502 батальон и ракета 128 более приспособлены к этому. Планирую перейти на Ракету (выложу обзор, как возьму, если будет нужно). Наносим точки разных цветов и растушевываем кистью с растворителем: можно в относительно случайном порядке, чтоб придать краске эффект выгорания и разнотонности, можно придать бронетехнике эффект цветовой модуляции (наносим более светлые оттенки на плоские и выступающие участки, которые могут быть освещены; в углубления, в область стыков и менее освещенные участки - тёмные цвета), можно заменить эффект фильтра. Сушим.

На СУ-76м точек вышло многовато, пришлось дольше растушевывать.
На СУ-76м точек вышло многовато, пришлось дольше растушевывать.

10. Глянцевый лак. Нужен для следующего этапа и дополнительной защиты модели, а именно нанесенного масла. Сушим сутки.

11. Смывка. Противоречивый этап) я его с нетерпением жду, а под конец он начинает меня раздражать) глянцевый лак нужен, чтоб смывка хорошо растекалась. Можно нанести и на матовый или сатиновый, но это менее удобно. Убирать излишки можно спонжем, ватной палочкой (не лучший вариант, остаётся ворс), кистью, лучше после того, как смывка чуть подсохнет.

-6

12. Сколы. Я рисую их кистью, поэтому у меня этот этап двенадцатый. Главный принцип - не переборщить. Модель без сколов чаще выглядит лучше, чем с чрезмерными сколами. Если использовать жидкости для сколов - то этот этап идет с базовым цветом.

Случай, когда со сколами явно перебрал) но это моя, вроде, третья модель) храню на память)
Случай, когда со сколами явно перебрал) но это моя, вроде, третья модель) храню на память)

13. Матовый лак. Для последующих эффектов глянцевая поверхность уже не пойдет.

14. Теперь во всей красе делаем эффекты влияния окружающей среды (weathering). Я сначала делаю потеки дождя, грязи, пыли (нередко с ними перегибаю). Далее текстурной пастой делаю базовые скопления грязи. Потом тонировочными жидкостями добавляю оттенки грязи и размываю края, чтоб переход от плотной грязи к более чистой броне был плавнее, а в углублениях грязь была влажной или более темной. Затем скопления и втирание пигментов (с фиксатором или вайт-спиритом, так финишный лак их меньше съест). После этого этапа я, обычно, цепляю на модель все, что окрашивалось и обрабатывалось отдельно (шанцевый инструмент, катки, гусеницы и т.д.).

-8

15. Немного ржавчины и сажи и подчеркиваем металлические грани и полированные участки (пигментом металлик или грифелем карандаша). На этом этапе будьте очень осторожны, пигмент попадает на пальцы и можно легко оставить некрасивый отпечаток на модели.

Брошенный КВ-2
Брошенный КВ-2

16. Убеждаемся, что нет косяков и наносим финишный слой матового лака.

17. Корректируем эффект пигментов и металлика, если он поглощен лаком.

18. Наносим эффекты ГСМ, имитируем воду, если нужно, глянцевым лаком делаем блестящие поверхности - стекла и т.п., если не использовали прозрачные детали или другие методы (сейчас, чтоб не убрать блеск матовым лаком).

Все! Модель готова! Можно любоваться или расстраиваться, зависит от вашего удовлетворения результатом)

Всем успехов и терпения в творчестве!