3,1K подписчиков

Олег Хуснуллин: маятниковую миграцию Москвы без специальных мер победить невозможно

Столичные власти пытаются бороться с «разделенной» Москвой – но результаты недостаточны.

Столица России остается самым крупным мегаполисом Европы, и количество его жителей будет расти и дальше. Власти Москвы прогнозируют, что к 2035 году население вырастет до 24 миллионов человек с текущих, по официальным данным, 13 миллионов. Об этом говорится в отчетах ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы».

Такой количественный прирост тревожит экспертов – маятниковая миграция остается непременным атрибутом столицы, а диспропорция распределения рабочих мест сохраняется.

Каждое утро миллионы москвичей вынуждены отправляться на рабочие места в центр столицы, а затем возвращаться обратно, в спальные районы и в Подмосковье. Такая специфика присуща абсолютно всем городам, но в случае Москвы количество может перейти в качество.

«Обычный цикл «маятника» может составлять 50-100 километров в день. Москвичи в курсе, что если ты живёшь в условном Левобережном, то на маршрут до работы в центре нужно закладывать часа полтора как минимум», - комментирует урбанист Олег Хуснуллин.

Нетрудно подсчитать, что в год жители спальных районов Москвы тратят на логистику до месяца жизни. Но потеря времени, когда жизнь в буквальном смысле уходит на то, чтобы добраться на работу и обратно, лишь следствие проблемы – постоянно растущего числа автомобилей в Москве.

Столичные власти пытаются бороться с «разделенной» Москвой – но результаты  недостаточны. Столица России остается самым крупным мегаполисом Европы, и количество его жителей будет расти и дальше.

По состоянию на 2023 год, в Москве официально числилось более 3,81 млн легковых автомобилей, в большинстве своем представляющих частный автотранспорт, и чем выше концентрация населения в административном округе, тем более актуальным становится вопрос перегруженности транспортной сети.

«В Северном административном округе проживает почти 11 тысяч человек на квадратный километр. Это не самый высокий показатель, но больше чем в два раза превышает средний уровень по Москве», - отмечает Олег Хуснуллин.

Население Москвы наверняка будет расти и дальше, вместе с числом автомобилей и степенью загрузки общественного транспорта. А значит, маятниковая миграция будет становиться всё больше, вместе со связанными с ней проблемами.

Столичные власти пытаются с ней бороться. В середине 2023 года были озвучены планы по созданию рабочих мест рядом со спальными районами, а городская программа по стимулированию создания мест приложения труда, стала одной из ключевых задач градостроительной политики. В частности, заключены соглашения с инвесторами по созданию 68 000 рабочих мест в новых офисных и производственных центрах.

«Если по официальным данным население столицы будет расти на несколько сотен тысяч в год, то несколько десятков тысяч рабочих мест, вынесенных из центра, дадут ограниченный эффект.

Возможно, здесь придется использовать дополнительные меры стимулирования – льготные тарифы в новых производственных и офисных площадях будут сопровождаться повышением ставок в центральной части столицы», - комментирует Олег Хуснуллин.

В противном случае, не позднее чем через 10 лет москвичи будут проводить в дороге и обратно ещё больше времени. А это не только чревато снижением эффективности труда, но и истощением людей, у которых в буквальном смысле слова может оставаться время только на работу (включая дорогу туда и обратно) – и сон.