40,9K подписчиков

Готовим к ВПР выпускников начальной школы. Обсуждаем нестандартные задания проверочных работ

1,5K прочитали

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике. В 2024 году задания ВПР составлены по школьной программе. Теоретически почти каждый ученик четвертого класса может их выполнить. Но подводные камни в вариантах ВПР присутствуют, и предстают они в виде нестандартных заданий, которых нет в учебниках и которые школьники не встречают в течение учебного года. Рассмотрим такие задания.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.

Окружающий мир

На уроках окружающего мира дети учатся работать с картами и таблицами, делать наблюдения, ставить опыты, проводить эксперименты и исследования. Неудивительно, что этот интересный и увлекательный предмет ученики очень любят.

Особые трудности у младших школьников вызывает задание 6, связанное со сравнением условий в проведении опытов и определением влияния внешних факторов на изучаемые объекты, описанием опыта с новыми заданными критериями. К объективной причине затруднений следует отнести тот факт, что в учебниках по окружающему миру подобные задания не встречаются. Даже демонстрируя опыт, проводя в классе экспериментальную работу, учитель не предлагает детям описать то, что они наблюдали в тетради. При письменном оформлении опыта обучающиеся должны знать алгоритм его описания.

Рис. 1. Пример задания 6 из проверочной работы по окружающему миру

У некоторых ребят вызывает трудность работа с календарем (задание 9), а именно составление небольшого текста на заданную дату, где необходимы четкость и соблюдение норм речи, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа. При выборе для тренировки лучше использовать задания с календарем за 2024 год, который отражает значимые даты, отмечающиеся в текущем году.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-3

Рис. 2. Пример задания 9 из проверочной работы по окружающему миру

В 10-м задании проверяются знания школьников о родном крае, его главном городе, достопримечательностях, памятниках природы, отраслях промышленности, занятиях людей, проживающих в регионе. В задании оцениваются сформированность уважительного отношения к месту, где младший школьник родился и вырос, а также осознанность речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Несомненно, дети должны знать историю, культуру, традиции родного края, и выполнение ВПР поможет им лучше погрузиться в историю родного края.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-4

Рис. 3. Пример задания 10 из проверочной работы по окружающему миру

В задании 3 важно, чтобы на географических картах природных зон России были обозначены четыре новых субъекта, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-5

Рис. 4. Пример задания 3 из проверочной работы по окружающему миру

Русский язык

Здесь нужно обратить внимание на задание 15. Младшим школьникам предлагается на основе собственного жизненного опыта и понимания смысла пословицы сформулировать письменное высказывание, когда в речи уместно ее определение. Чтобы объяснить, в какой ситуации можно употребить ту или иную поговорку, нужно сначала понять, что она означает. Зачастую взрослый не сразу может описать подходящую жизненную ситуацию по приведенному фразеологизму или поговорке, а что уж говорить о детях, которые испытывают волнение и стресс во время работы. Избежать этого можно, включив в уроки русского языка и литературного чтения работу с пословицами, поговорками, фразеологизмами и крылатыми выражениями.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-6

Рис. 5. Пример задания 15 из проверочной работы по русскому языку

Задания, похожие на задания 9 и 10 ВПР, довольно часто встречаются в учебниках по русскому языку и литературному чтению и могут вызвать затруднение у школьника только в том случае, если учитель предлагал их выполнение в устной форме во фронтальной работе с классом. Поэтому к выполнению заданий подобного рода следует детей подготовить дополнительно, начинать подготовку нужно уже с 1-го класса, включая постепенно такие задания.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-7

Рис. 6. Пример заданий 9 и 10 из проверочной работы по русскому языку

Математика

Математическая грамотность – это не только вычислительные навыки, но и способность анализировать, принимать взвешенные решения, работать с таблицами или графиками, решать нестандартные задачи, связанные с жизнью.

Современным детям привычнее воспринимать готовую информацию. А вот логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать свою мысль, делать верный вывод, логически и осознанно исследовать явления реального мира – всему этому их необходимо учить. Но как раз эти навыки четко прослеживаются в заданиях ВПР по математике, где нужно прогнозировать, контролировать и удерживать несколько условий математической задачи. Например, задание 12.

С 19 марта выпускникам начальной школы предстоит выполнение всероссийских проверочных работ по трем предметам: окружающему миру, русскому языку и математике.-8

Рис. 7. Пример задания 12 из проверочной работы по математике

Обращаю внимание, что таких задач нужно решить достаточно много, чтобы младший школьник уверенно чувствовал себя на проверочной работе.

Задания, приведенные в статье, были взяты из учебных пособий для подготовки к ВПР в 4-м классе, созданных в издательстве «Экзамен».

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Издания для подготовки к ВПР, содержащие 25 вариантов и получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»

Особенность учебных пособий в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных учеником знаний, умений, способов действий. Задания разнообразны, не формируются стереотипы о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания. Совершенствуются знания и умения, школьники учатся применять знания в разных ситуациях.

Пособия созданы разработчиками вариантов ВПР.

Издания получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).

Еще одно удобство пособий в том, что кроме необходимого количества вариантов они содержат очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из изданий). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.

Людмила ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов Школы экономики и права, Санкт-Петербург

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».