Рай, как прообраз психического и физиологического устроения человека.

Рай, как прообраз психического и физиологического устроения человека.

Андрей Торов·10 окт 2023

Глава 1.

По учению Григория Паламы.

“Основной сущностью Бога является простота. Если сущность Бога не проста, а представляет собой соединение различных элементов, тогда составляющие этого соединения должны предшествовать Богу. Но такой Бог не может быть Создателем сотворенного мира, это не истинный Бог, являющийся Началом сущего. Начало сущего, Бог, должно быть не сложным, а простым. Он не только прост, но “прост в простоте Своей и един в единстве Своем». Таким образом, не выходя за рамки Своей простоты, вся эта “частичная не частичность (соединенная без слияния и различаемая без разделения) присутствует во всем и в каждом из существ”.

Если рассматривать вселенную и окружающий нас мир, можно заметить, что их устройство подобно и существование материи в них подчиняется единым законам. Человек, как существо наделенное разумом, пытается постичь окружающий его мир и найти закон, которому он подчиняется и чем более проще формула этого закона, тем он более универсален и более глубже описывает окружающее нас пространство. Это хорошо прослеживается на том, как ранее описывал мир Ньютон и в наше время Эйнштейн.

Если оттолкнуться от того что мир создан по единому плану включая и человека, то можно предположить, что рай, описанный в Ветхом Завете, это есть прообраз человека.

На шестой день творения Богом на Земле была сотворена вся окружающая природа от простейших до высших млекопитающих, оставалось последнее звено которое будет связывать в себе все процессы происходящие во вселенной и разумно управлять ими.

Бытие, глава 1

1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Так на Земле появился человек разумный в его теле сочетались и действовали все законы вселенной и он мог разумно управлять ими, создавая миропорядок во вселенной (противостоять энтропии) или по благословению Бога возделывать рай (2:15 И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити).

1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Сотворив человека, Господь наделил его властью господствовать над землею т.е. управлять не живой материей, а также обладать всем животным миром, обладать в смысле, что человек через свою волю может может управлять животным миром, вносить в него гармонию, чтобы во всём и для всех была польза.

1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;

Господь Бог соединил человека и с растительным миром, сказав, что всякая трава имеющая семена и плоды деревьев имеющие семя будут ему в снедь т.е. из этой травы и плодов будет складываться тело человека.

1:30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

1:31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Бытие, глава 2

2:1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

2:3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Бог в седьмой день почил от дел своих, это значит что физические законы неизменны в нашем мире, такого не может быть что сегодня действуют одни законы физики, а завтра другие. Из-за неизменности законов человек может прогнозировать свои действия в окружающем мире.

2:4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

2:5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

2:6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Бог создал человека, как персть от земли т.е. из тех элементов из которых состоит земля и он “родственен” земле и, как открытая система может обмениваться с ней веществом и энергией.

2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Приставка вос- используется при образовании глаголов и обозначает:

направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить)

совершение действия вновь, заново (воссоздать)

Восто́к. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. anatolē (ana — въс, tolē — токъ). Первоначальное значение — «место восхода солнца».

Здесь ещё можно предположить что рай возвышался над Эдемом.

Из Википедии. “Эде́м, или Еде́м (др.-евр. ‏עדן‏, Eden; Э́ден — райский сад в древнееврейских религиозных текстах, место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения”.

В еврейском и греческом текстах рай именуется этимологически различно. В древнегреческом языке paradeisos означает «(отовсюду) огражденное место» (из персидского pari-daeza). В древнееврейском gan значит «сад, огород» от глагола «хранить, ограждать».

В.В.ЕМЕЛЬЯНОВ в работе “ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЭДЕМ ПО ДАННЫМ КЛИНОПИСНЫХ ТЕКСТОВ (К ЭТИМОЛОГИИ ТЕРМИНА ‘ĒDEN)”

Если кратко разобрать статью В.В. Емельянова, как философы и богословы представляли рай можно увидеть что для средневековых представлений о рае характерны три основных:

1) рай как ветхозаветный Эдем (невинное начало человеческого пути);

2) рай как апокалиптический небесный Иерусалим (эсхатологический конец этого пути);

3) рай как небесные ярусы, надстроенные один над другим и населенные ангелами, где ведется летопись жизни всех людей от начала до конца мира (от «Книг Еноха Праведного» к «Божественной комедии» Данте).

В.В. Емельянов, разбирая этимологию слова ‘ĒDEN, анализируя и сопоставляя древние языки еврейский, греческий, персидский, арабский, приходит к интересному выводу что Эдем это: “Направление, в котором, согласно тексту Книги Бытия, расположен gan ‘ēden «огражденное место со скважиной», обозначено еврейским словом kedem, значащим одновременно «восток, начало, стародавние времена». Стало быть, речь идет не только о пространственной, но одновременно и о темпоральной локализации рая — «на востоке давным-давно».

Таким образом, представляется возможным соотнести др.евр. ‘ēden с основным значением глагола ‘dn в арабском языке и рассмотреть развитие его библейского значения в плане эволюции; тогда получаем семантическую цепочку «скважина с пресной водой — вкусная пресная вода — деревья в саду — прохладный сад — наслаждение, нега».

Теперь можно выдвинуть третью версию перевода термина ‘ēden — «источник», «пробитая в земле скважина», из которой льется вода. Определенную сложность представляет вариант gan be ‘ēden; здесь можно грамматически определить функцию предлога be как указание на совместность, сопровождение — т.е. «сад с источником», или «сад при источнике».

2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Природа окружающего мира во многом выстроена по единому плану: процессы происходящие в микромире во многом сходны с процессами происходящими в макромире, так и процессы происходящие в природе сходны или подобны процессам происходящим в человеке. Здесь можно устроение рая соотнести с тем, как устроен человек.

Бог произрастил всякое древо красное в видение и доброе в снедь, о чем это говорит? Говорит о том, что человек может через органы чувств постигать красоту окружающего мира и в природе нет ничего некрасивого ибо Господь совершенен и его творения совершенны. Всякое древо доброе в снедь значит, что вся природа создана во благо человеку. Древо жизни посреди рая символизирует все физиологические процессы, происходящие в организме человека, а также и природу чувственных и эмоциональных ощущений. Во многом все эти процессы неразрывно связаны с телесным органом сердцем, оно как древо жизни посреде рая, так и сердце в среде нашего тела связывает в себе само тело, душу и дух.

Свт. Феофан Затворник говорит: «Сердце есть как бы центр существа человеческого, фокус всех его сил духовных, душевных и телесных, и через него человек входит в связь со всем существующим». Поэтому тот, кто владеет сердцем, обладает всем человеком. Потому и Бог стремится именно к сердцу человека: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23:26).

Сердце в Священном Писании обозначает центр эмоциональной, умственной и духовно-нравственной жизни человека.

Сердце справедливо считается корнем человеческого существа, центром и источником его жизни. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источник жизни» (Притч. 4, 23). Оно есть круг нашей жизни (Иак. 3, 6), колесо, во вращении которого заключается сам принцип духовной и душевно-телесной деятельности человека.

Древо еже ведети и разумететельное доброго и лукаваго символизирует наш разум способность самостоятельно делать выбор исполнять заповедь Господа Бога делати и хранити рай сладости или сознательно противиться Богу, разрушать Его творение и вместе с ним самого себя.

До сотворения человека Господь Бог создал растительный и животный мир весьма хорошо и эта природа во многом передалась человеку, как физиологические процессы протекающие в теле, также через органы чувств воспринимать воздействия от внешнего мира и адекватно на них реагировать.

2:10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Река же, что исходит из Эдема напаять рай, можно сравнить с рекой всех жизненных сил накопленных природой за весь период эволюции до появления человека. Эта река впадает в рай в его среду в сердце человека и оттуда разлучается на четыре начала.

1 река - Фисон.

2:11 И҆́мѧ є҆ди́нѣй фїсѡ́нъ: сїѧ̀ ѡ҆крꙋжа́ющаѧ всю̀ зе́млю є҆ѵїла́тскꙋю: та́мѡ у҆́бѡ є҆́сть зла́то.

2:11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

В еврейском тексте река Фисон, не названа по имени, так как слово “нагар” означает вообще большую реку, целый водный бассейн, почему иногда оно прилагается даже к океану (Иов. 22:16; Пс. 23:2; и т. д.).

В обнаруженных ассирийских клинообразных надписях слово "писану", означает "русло, ложе, канал" (Делич и проф. Якимов).

А так как Библейское имя "Фисон"созвучно этому древне-ассирийскому слову, то оно в буквальном переводе означает "полноводный.

Земля Эвилатская, земля Хавила.

Из Википедии: Хавила (ивр. ‏חֲוִילָה‏ «окружность»; лат. Hevila; Havilah; Evilas; Evilath) — библейская страна; в ветхозаветной книге Бытия, в описании местоположения рая богатая золотом страна, окружённая рекой Фисон (Пишон) — одной из четырёх рек, вытекающих из Эдемского сада. Также Хавила служила обозначением границы той местности, по которой кочевали измаильтяне и амаликитяне.

Из Википедии. “Что касается двух других библейских упоминаний в Быт. 25:18 и 1Цар. 15:7, то авторы БЭАН утверждали, что здесь под названием Хавила разумелась иная местность, отличавшаяся от упомянутой выше.

Быт.25:16-18

25:16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их.

25:17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему.

25:18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих. 

1Цар. 15:7

15:7 И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; 

• В первой цитате указано, что потомки Измаила жили от Хавилы до Суры, что перед Египтом, на пути к Ассирии. Означенная страна, вероятно, называлась так по имени Хавила, сына Иоктана, и быть может была страна Хавлотаев на границах Каменистой и Счастливой Аравии. Она лежала на востоке от Шура (англ. Shur (Bible)) и Египта и по направлению к Ассирии.

• Из второй цитаты явствует, что названием Хавила обозначался город, находившийся во владениях амаликитян, которых поразил Саул от Хавилы до окрестностей Суры, что пред Египтом.”Бытие 25:18 NLT

Определяя положение реки Фисон, Моисей указывает, что она обтекает всю землю Хавила, славившаяся своим высокопробным золотом, благовонной смолой (бдолах, Числ. 11:7[57]) и драгоценными каменьями. Библия знает две страны с этим именем: одну — хамитскую (т.е. населенную хамитами) в северо-восточном углу Египта (Быт. 10:7), другую — семитскую, расположенную на северо-западе от Месопотамии, иначе называвшуюся также Иектанидой (Быт. 10:29[58];). Основываясь на контексте, мы должны признать, что здесь речь идет именно об этой последней, семитской Хавиле, тем более, что с этим совпадают и данные новейших научных изысканий, открывших в клинообразных текстах созвучное библейскому наименование "песчаной земли" Ард-ел-Хавилот, или Халат, лежащей по соседству с Персидским заливом.

Исходя из наших рассуждений о сердце человека, реку Фисон можно отождествить с правой общей сонной артерией кровь из которой поступает в головной мозг.

2:12 Зла́то же ѻ҆́ныѧ землѝ до́брое: и҆ та́мѡ є҆́сть а҆́нѳраѯъ и҆ ка́мень зеле́ный.

2:12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

Бдолах (ивр. ‏bedolach‏, аккад. budulhu) — ароматическая смола кустарника с тем же названием, растущего в восточной Индии и Африке. Упоминается в Торе:

«И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс» (Быт. 2:12)

«Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис. 11:7)

В течении реки находились золото, бдолах и оникс (ст. 12). Бдолах — это один из видов жемчуга, но он получается не из океанских раковин. Этот вид жемчуга получается из выделений деревьев. Когда смола деревьев — выделение жизни деревьев, сок деревьев — сгущается в смолистое вещество, это вещество похоже на прозрачный жемчуг. Бдолах — это жемчуг, созданный растительной жизнью, а не животной жизнью. Камень оникс является одним из самых драгоценных камней. Картина во второй главе Бытия показывает дерево жизни, реку воды, и в течении этой реки мы видим золото, жемчуг растительной жизни и камень оникс. Нам надо выяснить, в чем значение этой картины.

2 река - Гихон. 

2:13 И҆ и҆́мѧ рѣцѣ̀ вторѣ́й геѡ́нъ: сїѧ̀ ѡ҆крꙋжа́ющаѧ всю̀ зе́млю є҆ѳїо́пскꙋю.

2:13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

Гихон, или Геон (евр.; бурный, стремительный), или Джейхун, — в Библии вторая из четырёх рек (Быт. 2:13), вытекавших из Эдема; орошала всю страну Куш, или Эфиопию.

Гихон - это название второй реки, упомянутой во второй главе Библейской книги Бытия. Гихон упоминается как одна из четырех рек (наряду с Тигром, Евфратом и Пишоном), вытекающих из Эдемского сада и ответвляющихся от единственной реки в саду. Имя (иврит GiħÔn) может быть истолковано как "Вырывающийся, фонтанирующий".

Из Википедии “Древнееврейское название страны Куш, или Хуш в Септуагинте, в которой жили кушиты (потомки Хуша), как правило, замещено именем Ефиопия в обширном смысле. Под ней понимался весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и местность к югу от Египта. В ассирийских клинообразных памятниках, согласно с еврейской Библией, она называется страной Кус, чему родственно и египетское наименование её словом Кес. Из сопоставления библейских параллелей считается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом, другая ― на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии.

Река Гихон может символизировать правую подключичную артерию, которая стремительно вырывается из брахиоцефального ствола и своей кровью питает правую руку. 

    

3 река - Тигр.

2:14 И҆ рѣка̀ тре́тїѧ ті́гръ: сїѧ̀ проходѧ́щаѧ прѧ́мѡ а҆ссѷрі́ѡмъ. Рѣка́ же четве́ртаѧ є҆ѵфра́тъ.

2:14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Из Википедии “Оригинальное шумерское название Idigna или Idigina, вероятно, произошло от *id (i)gina «бегущая вода», и, возможно, интерпретировалось как «быстрая река», в противоположность своему соседу, Евфрату, который, благодаря большему количеству переносимого ила, имел медленное течение. Шумерская форма была заимствована в аккадском как Idiqlat, и оттуда перекочевала в другие семитские языки  (сирийский Deqlaṯ, арабский Dijla). Хурритское название реки — Aranzah”

Другое название реки Тигр, Arvand Rud, использовавшееся в среднеперсидском, буквально означало «быстрая река».

Третья река - Тигр, протекающий перед Ассирией, куда лицемерный Израиль был отведен в плен. Говорят, что быстрее всех прочих течет эта река, берега которой населяют ассирийцы, то есть «ведущие» - так гласит толкование. Поэтому всякий, кто силою пленит лицемерие духа и пороки тела и устремит их ввысь, тот считается подобным этой реке. Так что сила проистекает из того источника, который находится в раю. В своем стремительном движении она прорезает любое препятствие, и поток ее не удержать никаким преградам.

(ASSYRIA; ASSYRIANS) Древняя держава, более трех столетий — символ ужаса и тирании для Ближнего Востока. Слово «Ассирия» происходит от названия маленького города-государства Ассура, находящегося на западном берегу реки Тигр в Северной Месопотамии (современный Ирак). Город был местом поклонения богу солнца Ассуру (также называемому Ашшуром). Еврейское название этой страны часто встречается в Библии и переводится как Ассирия (Быт 2:14), Ассур (Езд 4:2 {«Сирия»}; Пс 82:9) или Ашур (Быт 10:11, {«Ассур»}). Это название заимствовано из аккадского языка. Изначально Ассирия представляла собой небольшую область Северной Месопотамии, лежавшую в треугольнике между рекой Тигр и Верхним Забом, притоком Тигра. Затем Ассирия захватила северную часть Сирии, получила доступ к Средиземному морю и овладела плодородной Месопотамской равниной, после чего влияние Ассирии распространилось на весь Вавилон до Персидского залива.

Слово «Ассирия» происходит от названия маленького города-государства Ассура, находящегося на западном берегу реки Тигр в Северной Месопотамии (современный Ирак). Город был местом поклонения богу солнца Ассуру (также называемому Ашшуром). Еврейское название этой страны часто встречается в Библии и переводится как Ассирия (Быт 2:14), Ассур (Езд 4:2 «Сирия»}; Пс 82:9) или Ашур (Быт 10:11, {«Ассур»}). Это название заимствовано из аккадского языка.

Первые 200 лет Ассирийской империи примерно совпадают с ранними царями еврейского народа, включая Давида и Соломона. Когда ассирийцы приобрели власть и влияние в регионе, они стали большей силой в библейском повествовании.

3 река - Тигр может символизировать левую общую сонную артерию.

4 река - Евфрат.

Евфрат (на еврейском и арамейском языке: Фрат) (большая, великая река) (Быт. II, 14) – известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на сев. стороне горы Тавра, принимает в себя много побочных рек в своем извилистом течении вдоль берегов Сирии, огибает Сирийско-Аравийскую пустыню и протекает через Вавилонскую область, впадая затем шестью или семью рукавами в Персидский залив. Соединяясь с р. Тигром в 22 милях от Персидского залива, она называется Шат-Эль-Араб.

Река Евфрат может символизировать левую подключичную артерию.

Рай, как прообраз психического и физиологического устроения человека. Андрей Торов·10 окт 2023 Глава 1. По учению Григория Паламы. “Основной сущностью Бога является простота.

Рай, как прообраз психического и физиологического устроения человека. Андрей Торов·10 окт 2023 Глава 1. По учению Григория Паламы. “Основной сущностью Бога является простота.-2

2:15 И҆ взѧ̀ гдⷭ҇ь бг҃ъ человѣ́ка, є҆го́же созда̀, и҆ введѐ є҆го̀ въ ра́й сла́дости, дѣ́лати є҆го̀ и҆ храни́ти.

2:15 И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити.

2:16 И҆ заповѣ́да гдⷭ҇ь бг҃ъ а҆да́мꙋ, гл҃ѧ: ѿ всѧ́кагѡ дре́ва, є҆́же въ раѝ, снѣ́дїю снѣ́си:

2:16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

Согласно доводам ряда лингвистов, буквальный перевод имени Адам (Adam) с еврейского языка означает «красный», при этом Adamah – переводится как земля (первоначально, по-видимому, краснозем). В Библии слово «Адам» используется не только в значении имени собственного, но и в значении «человек» (Быт.5:2; ср. греческий текст). 

2:17 ѿ дре́ва же, є҆́же разꙋмѣ́ти до́брое и҆ лꙋка́вое, не снѣ́сте ѿ негѡ̀: а҆ въ ѻ҆́ньже а҆́ще де́нь снѣ́сте ѿ негѡ̀, сме́ртїю у҆́мрете.

2:17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.