Продолжение. ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ. Что такое Покаяние.

Изгнание Адама и Евы из Рая. Изображение взято из сети Интернет из свободных источников.
Изгнание Адама и Евы из Рая. Изображение взято из сети Интернет из свободных источников.

Прежде чем перейти к изложению основной части, предлагаю освежить в памяти то, что мы знаем о Таинстве Покаяния.

Как и всё в Церкви Христовой Таинство Покаяния имеет свою историю.

Из церковной Истории мы знаем, что первым проповедником покаяния в Новом Завете является Предотеча Господа нашего Исуса Христа святой пророк Иоанн Креститель. Как мы узнаём из Евангелия, выйдя на проповедь, Иоанн Креститель обратился к народу с призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Предлагаемое Евангельское событие это не фрагмент былины или некоего эпоса, это описание исторического события, которое произошло в пятнадцатый год правления Тиверия, то есть в 779-ом году от основания Рима. Иоанн Креститель является исторической личностью, а все описываемые события имели место в определённое время и на определённой территории.

Если говорить о географии, то происходило это на берегу реки Иордан в Иудейской пустыне, которая тянется широкой полосой по западной стороне этой реки до города Иерихона. Там где пустыня подходит очень близко к реке в Вифаваре в те времена была переправа, и сюда приходило много народу. Именно здесь впервые прозвучал призыв к покаянию и очищению от грехов из уст величайшего из рождённых женами – Иоанна Крестителя.

Итак, первое, что нужно запомнить и осознать: Иоанн Креститель это историческая личность, известны его родители, место где он жил, проповедовал, а также общеизвестна и его мученическая кончина. Осознание историчности участников евангельских событий очень важно, при чтении Евангелия (к этому мы будем возвращаться ещё не один раз) нужно понимать, что мы читаем не сказку, не чей-то вымысел, а описание реальных событий.

Нужно отметить, что призывы к покаянию имели место ещё до Рождества Христова. Из Книг Священного Писания нам известно несколько особенных событий в Истории человечества, я приведу Вам их на память, это: призыв к покаянию и признанию греховности своих поступков к Адаму после Грехопадения, затем призыв Божий к Каину, событие Всемирного потопа, и уже в более позднее время – проповедь пророка Ионы ниневитянам, когда после проповеди Ионы жители Ниневии наложили на себя строгий пост и раскаялись в своих преступлениях. Также напомню обличение и покаяние царя и пророка Давыда.

И уже после рождения в мире Спаситель и Господь Сам неоднократно призывает всех к покаянию и исправлению, призывает больше не грешить.

Из Книги Деяний святых Апостолов мы знаем, что первые христиане приходили на покаяние к Апостолам, исповедуя и открывая свои дела. Свидетельство об этом мы имеем в 19-ой главе книги Деяний Святых Апостолов.

Внешняя форма таинства Покаяния – исповедь, формировалась в Церкви Христовой со времён апостольских. Детальных описаний – как проходила Исповедь в апостольские времена – насколько мне известно, нет. Но, тем не менее, имея свидетельства из различных источников: Книги Священного Писания, Письма и Послания мужей апостольских, и первых епископов – общую картину представить можно. Главными составляющими Исповеди всегда были: Апостол, а в настоящее время священнослужитель, получивший разрешение от правящего архиерея принимать христиан на Исповедь и непосредственно сам кающийся христианин.

Та внешняя форма исповеди, которую используют священнослужители Русской Древлеправославной Церкви зафиксирована в Большом Потребнике издания 1623 года.

Таким образом точно можно утверждать, что этому чину более 4-х веков.

В Потребнике последование исповеди озаглавлено так: «Чин исповеданию православным царем и князем, и вельможам, и всем православным християном мужеска полу и женьска. И иноком, и священником, и дияконом. На отгнание грехов, на очищение души, по преданию красотоделателей человеческим душам, богоносных отец. Како подобает кающегося приимати. Сице предаша».

Как видно из самого названия Чина, он один предназначен для любого христианина: от царя и до простого крестьянина. И это правильно – перед Богом все равны, если царь совершает грех, он подлежит тому же осуждению, что и простой человек.

После названия Чин содержит как бы условие принятия человека на исповедь: «…если приходит с чистым сердцем каяться в грехах своих и истинно обещается более зла не совершать». Об этом условии мы ещё упомянем не раз.

Обычно Таинство Покаяния совершается перед Евангелием и Святым Крестом, а сам кающийся должен во время исповеди «согбенны руце к персем имый».

После приходных молитв, перед началом Чина кающийся делает три земных поклона с обычной молитвой: «Боже очисти мя грешного и помилуй мя, Создавый мя господи помилуй мя, Без числа согреших, Господи прости мя».

Потом должен сказать: «Приимя мя Господи, кающегося и помилуй мя». Это важное указание напоминает и самому кающемуся и присутствующему священнику о том, что здесь сейчас незримо присутствует Господь и именно Он приемлет на покаяние кающегося, если тот, как указано выше, приходит с чистым сердцем каяться в грехах своих и истинно обещается более зла не совершать.

Пренепременно должны быть соблюдены два условия:
Первое: каяться чистым сердцем, не лукавя, не обманывая.
Второе: положить доброе начало – более не совершать зла.

Зло здесь не в смысле какого-то страшного греха – убийства, грабежа и т.д., как это обычно воспринимается. Под злом здесь понимается вообще любой грех, потому как по определению святого Апостола Павла грех есть жизнь вне Бога, а жизнь вне Бога это – зло! Поэтому Покаяние оно не только для каких-то страшных, по человеческим меркам, дел. Любая мысль, любое движения может в будущем развиться в страсть, в какую-то пагубную наклонность, поэтому важно быть внимательным и при посредстве Таинства Покаяния присекать грех в его зародыше. С другой стороны нельзя рассуждать и по такому принципу: «ой! Что не скажи – грех, куда не посмотри – грех, куда не шагни – грех, в общем всё я грешен всегда и во всём». Такой подход также не приемлем. Бог ожидает раскаяния, а не такого вот лицемерного небрежение. Это такие современные мытари-лицемеры: «Боже милостив буди мне грешному ибо я грешен во всём».

Господь призывает к покаянию в конкретных грехах. а не в качествах своих поступков. То что поступки и движения человека зло от юности и вся жизнь наполнена грехом - это Богу известно и без нас - Ему известна суть нашей падшей природы. Именно по этой причине человек на Исповеди во время покаяния должен озвучить конкретные грехи, без подробностей, подробности не нужны, опять же - Господь знает их и всё видел, но для исправления нашей жизни необходимо именно назвать грех, обличить его. Обличая свои поступки и открывая их в Таинстве Покаяния мы обличаем не только себя, но и искусителя нашего и тем самым боремся с ним, отгоняем его, а Господь даёт нам силу бороться.

По чину далее положено, чтобы кающийся положил руки и свою голову на аналой и слушая молитву священнослужителя оплакивал свои грехи. На деле этот момент, к сожалению, выпускается из Чина, обычно человек просто стоит перед Святым Крестом с Евангелием и слушает молитву священника.

В общем и целом это описание внешней стороны Таинства, того как оно должно проходить и выглядеть. Как бы сказали никонианствующие вероотступники – обрядовая сторона Таинства. Однако стоит заметить, что Церковь никогда не разделяла внешнее и внутреннее, потому как одно без другого мертво, как вера без дел. Потому и требование нераздельное: каяться чистым сердцем не лукавя, руки имея крестообразно сложенными на груди, показывая своё смирение, положив голову на аналой оплакивать свои грехи.

Что же нужно знать о сокрытой и невидимой стороне Таинства Покаяния?

Прежде всего: Таинство Покаяния хотя видимо совершается перед Крестом и Евангелием в присутствии священнослужителя, но невидимо покаяние кающегося христианина принимает Сам Христос. Христос невидимо предстоит с Ангелами, а видимыми знаками-символами присутствия Бога являются Его святой Крест и Его Слово – Евангелие.

Если человек пришёл к Таинству с лукавыми мыслями, с изначальной установкой: сокрыть, не сказать грех – и здесь совершенно не имеет значения причина такого поступка: страх, стыд, недоверие - в этом случае нужно помнить событие описанное в Книге Деяний святых Апостолов в главе пятой об Анании и его жене Сапфире, которые решили утаить от Апостолов правду.

Каков был их конец?

Оба они упали у ног Апостола Петра и испустили дух.

Апостол Петр в попытке обратить Ананию от своего заблуждения сказал: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.»

Реальность Таинства Покаяния такова, что в нём непосредственно действует Бог всей Своей Полнотой ожидая от кающегося лишь одного: раскаяния в грехах. Действие это невидимо, от того и требование, о котором говорилось выше обусловлено лишь внутренним настроем кающегося: «если приходит с чистым сердцем каяться в грехах своих и истинно обещается более зла не совершать».

Важное условие: "если...".

Священнослужитель не может определить: насколько искренне настроен пришедший и насколько честен он на Исповеди. Покаяние это особый диалог кающегося с Богом. Особенность этого диалога в том, что кающийся христианин должен убедить Бога в своей искренности. И это на самом деле основная задача кающегося: раскаяться искренне, презреть свои дела и поступки, которые он совершил и которые противны Заповедям, и положить начало исправления.

К сожалению христиане думают, что убедить в этом нужно священника. Это ошибка: каяться нужно перед Богом, потому как согрешаем мы перед Ним и покаяние наше должно быть таким, чтобы Он принял наше раскаяние.

Не нужно испытывать Бога, не нужно мыслить: «я не упал у ног священника, когда утаил грех, значит всё нормально»! Если не упал бездыханным, когда намеренно лукавил на Покаянии, то должен знать – Таинство Покаяния не совершилось. Кающийся не был примирён с Церковью и Богом, если теперь он дерзнёт подойти ко Причащению Святых Христовых Тайн, то это конец для кающегося – Причащение в таком случае будет во осуждение.

Здесь важно различить два состояния: забывчивость, например от волнения, и намеренное утаивание. Если забыл, то это не тоже самое, что утаил: есть возможность придти на Покаяние ещё раз, даже после Причащения Святых Тайн. Если же утаил намеренно, не сказав, то в этом случае лучше не дерзать приступать ко Причащению, а заставить себя придти на Покаяние и просить у Бога прощения за свою дерзость. В противном случае – причащение Святых Христовых Тайн будет не в жизнь вечную, а в вечную погибель.

Видимая и невидимая таинственная сторона Покаяния объединяются в моменте обещания кающегося положить благое начало и прекратить совершать то в чём он только что раскаялся.

Но есть и очень страшная правда: Таинство может не совершиться!

Таинство не совершится, если кающийся «не договорится» с Богом.

В каком случае это может произойти?

Если кающийся изначально пришёл с лукавыми мыслями, если пришёл солгать Богу, если пришёл «каяться» – перечислить свои поступки и потом дальше продолжить вести жизнь беспечную, не исправляясь, если к Покаянию отнёсся формально, если бегает то к одному священнику на исповедь, то к другому и т.д.

В таком случае Таинство не совершается, потому как нет искреннего от чистого сердца покаяния в своих грехах и такого же искреннего обещания, желания и стремления более не возвращаться к исповеданным грехам.

Современному человеку, живущему в мире современных технологий, но при этом обращающемуся к мистике: читающему сочинения из разряда фентази и слушающему различные рассказы про так называемых «целителей», «экстрасенсов», «магов» и т.д. сложно принять, что важно не совершаемое действо только, но лишь это действо в совокупности с намерением внутренним и искренним. Церковь это не центр магии или колдовства, здесь не совершаются магические действа, здесь мало просто перекреститься, просто поклониться, здесь мало "нажать на какую-то кнопку"... Любое действие в Церковных чинах и последованиях совершается лишь в совокупности с внутренним расположением участников и их добрым намерением и верой. Если этой совокупности нет, то простые действия «батюшки» бесполезны и бессмысленны. В учении Римско-Католической церкви есть такое понятие как "в силу сделанного", в Церкви Христовой такого учения нет! Поэтому мало просто придти, мало просто выслушать молитвы, мало даже просто перечислить грехи. Нужно внутреннее расположение к покаянию, обличение своих греховных поступков и твёрдое намерение более не совершать их.

Таинство Покаяния не совершается даже если священник всё вычитает, накинет кающемуся на голову епитрахиль и прочтёт основную формулу Таинства: «Чадо, прощает тя Христос невидимо, и аз грешный».

Не совершится! потому как священник отвечает только за видимую сторону Таинства, а за внутреннее содержание, невидимую и таинственную сторону ответственность более лежит на самом кающемся христианине. В Таинстве Покаяния, в момент личного общения кающегося с Богом, когда человек кается и просит у Бога прощения: нужно каяться, а не лгать Богу, пытаясь найти и произнести обтекаемые фразы типа: "Бог же всё знает". Каждый раз вспоминайте слова Святого Апостола Петра: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».

Продолжение следует. Далее мы поговорим с вами о подготовке к Покаянию.

Если дочитали и заинтересовались, ждите продолжения.
(для поддержания авторского стимула можно на Сбер: +7 926 957 51 02 (номер карты: 2202 2032 5722 9650)).
также для поддержания авторского стимула: ставьте "лайк", делитесь статьёй со знакомыми и т.д., а если появились вопросы - пишите прямо здесь.