«Black Lives Matter» на эстонский манер

или «Ноу-хау» Союза писателей Эстонии: «суд Линча» и посмертная «люстрация» покойного писателя Юхана Смуула, как сигнал для «охоты» на соотечественников, служивших (при) «московской оккупационной»...

или «Ноу-хау» Союза писателей Эстонии: «суд Линча» и посмертная «люстрация» покойного писателя Юхана Смуула, как сигнал для «охоты» на соотечественников, служивших (при) «московской оккупационной» власти

Портал радио-телевизионного вещания Эстонии ERR сообщил: «Союз писателей Эстонии установил информационную доску с надписью «Темная сторона истории Юхана Смуула» на стене Дома писателей. Автор установленной под барельефом Смуула таблички – Аско Кюннап. Из стали ее сделал Бруно Лиллеметс».

Какой пиар скромного, честно говоря, маловпечатляющего и не вполне вразумительного художества и их авторов! Вообще-то, на надписи отчётливо видны ещё и слова: «О вине и совиновности». Чтобы расшифровать их смысл рядом с ними размещён QR-код, позволяющий выйти на сайт писательского Союза, где можно почерпнуть информацию о «тёмном прошлом» народного писателя.

ERR приводит перевод:

«Юхан Смуул (1922–1971) долгое время был председателем Союза писателей ЭССР. В юности писал восхваляющие сталинизм поэмы, но именно его более поздние произведения завоевали большую читательскую аудиторию. Барельеф, выполненный Матти Вариком и Алланом Мурдмаа, был открыт на стене Дома писателей в феврале 1972 года.

Когда в 2023 году выяснилось участие Юхана Смуула в депортациях в марте 1949 года, началось обсуждение коллаборационизма, вины, совиновности и ответственности писателя и стали активнее звучать голоса с требованием убрать барельеф.

21 апреля 2023 года съезд Союза писателей Эстонии принял решение сохранить барельеф как знак предостережения и памятник прошлого».

Зачем сравнивать несравнимое?

Председатель Союза Тийт Алексеев сказал журналисту ERR: «Цель – показать обе стороны истории, как светлую, так и темную… Историю изменить невозможно. И было бы неправильно ее переделывать в ту историю, которая подходит вам в данный момент. Дальнейшая судьба оригинального барельефа зависит от решения Союза писателей как организации».

На мой взгляд это пояснение столь же убого, как и сама инициатива Союза. Причём тут история, когда речь идёт о памяти конкретной личности и его безусловных заслугах литератора? Как говорится, история – историкам, литература – писателям и читателям. И заметьте: не за оды Сталину разыгран этот сыр-бор.

Далее, а судьи кто? То есть, в данном случае решение приняла группа частных лиц, а не суд или, хотя бы, официальная, государственная комиссия. Ведь ничего не доказано – наличие фамилии в списке лиц в документе, говорящем о депортации, не означает автоматически, что Юхан Смуул принял непосредственное участие в изгнании высылаемых в Сибирь депортируемых крестьян. Более того, разве доказано, что он вообще присутствовал в конкретном акте депортации. Может он болел или проигнорировал акцию?

Наконец, речь идёт о списке понятых, а не тех, кто проводил депортацию. Напомню: в старину понятие «понятых» формулировалось, как «сторонние люди, которым можно верить», в современном понимании это – не заинтересованные в исходе уголовного дела лица, которые привлекаются для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Короче, он – наблюдатель, должный беспристрастно фиксировать происходящее.

Жуть охватывает от юридической безграмотности, когда месть и политическая конъюнктура берут верх над правовым сознанием и здравым смыслом. Опасно то, что это получает распространение и в общественном сознании.

В том и беда, что содеянное во имя «справедливости» Союзом писателей Эстонии, но в атмосфере нынешнего зашкаливающегося  противостояния Запада и России, а также всепроникающей в общество, как зараза, злобной русофобии, увы, как раз и стало таким (в удобный момент для политикума) переделыванием истории, что сам Тийт Алексеев осуждает. Привожу его слова повторно: «Историю изменить невозможно. И было бы неправильно ее переделывать в ту историю, которая подходит вам в данный момент».

Наконец, советский барельеф Юхана Смуула имеет отношения не к истории, это – признание исключительно его литературных заслуг. К слову, Бюро ЦК Компартии Эстонии, несмотря на отчётливо скептическое отношение к социализму выдающегося писателя Антона Хансена Таммсааре, хватило ума отдать ему должное: издать объёмное собрание сочинений, установить достойный памятник в центре Таллина. Никаких дополнительных табличек с пояснениями об «идеологических грешках» классика к монументу не ставили.

Дурной пример заразителен

Но коль общественное мнение дружно промолчало по поводу признания нынешними писателями «греховного поступка» Юхана Смуула постыдным для эстонского народа, то такое не может не провоцировать общество на переоценку судеб и других выдающихся личностей Эстонии и допускает их развеничвание в системный, всеобъемлющий процесс.

На днях об этом заявила порталу ERR премьер-министр Кая Каллас, призвавшая доработать год назад отвергнутый Президентом ЭР Аларом Карисом принятый Рийгикогу закон о сносе «красных памятников». Её слова: «Мы должны двигаться вперед в этом вопросе, этот закон был принят в Рийгикогу, но отправлен обратно. У нас в коалиции есть договоренность о том, что его нужно изменить, и мы должны продолжать работу».

Сам Союз писателей Эстонии пока пошёл на «раздвоение», сохранив советского времени памятный барельеф и добавив к нему осуждающую Юхана Смуула инфодоску. Но повторю, что в заключение своего интервью ERR председатель писательского Союза сказал: «Дальнейшая судьба оригинального барельефа зависит от решения Союза писателей как организации».

То есть, в духе Каи Каллас, жаждущей истребления всего  советского (читай: русского или его влияния) даётся понять, что возможно барельеф будет удалён. Это предполагает отказ от всякого «компромисса» между старым и новым отношением ко всему, что связано с советским прошлым.

Но тогда получается, что скоро каждого, даже уже похороненного жителя Эстонии, кто сотрудничал с советской «оккупационной» властью, то есть, в течение полувека, да что там (!): просто жил в советское время, следует попрекать их «тёмным прошлым»? А ведь сегодня на пенсии или даже остаются во власти и входят в эстонскую элиту, включая культурную и научную, видные политики, которые были членами КПСС, входили в советско-партийную номенклатуру, занимали важные должности в советское время. А кое-кто даже сотрудничал с советскими «органами»! Среди них и выдающиеся государственные деятели, восстанавливавшие независимость Эстонии.  О связях с ними Леннарта Мери за год до его смерти была издана даже целая книга. А о том, что первый секретарь ЦК Компартии Эстонии Вайно Вяльяс был в контакте с ЦРУ, в эстонских СМИ рассказывал бывший председатель КГБ ЭССР Карл Кортелайнен.

Вспомним и Арнольда Рюйтеля – экс-президента Эстонской Республики, в последние, перестроечные годы советской власти занимавший пост председателя Президиума Верхового Совета Эстонской ССР (по сути тот же президент, только советского образца). Сегодня он – член национал-консервативной партии EKRE. А наша гордость – выдающийся советский, эстонский певец Георг Отс, которого после смерти разоблачили в связях с тем же КГБ СССР? Об этом рассказано и в художественном фильме о певце, снятый уже в годы восстановленной независимости. При этом памятная доска с барельефом знаменитого эстонского баритона Георга Отса и сегодня висит над входом в дом, в котором он жил в центре Таллина (хотя были призывы убрать и её).

Два разных учебника истории

И что? По логике мстящих Юхану Смуулу и в этих случаях надо озаботиться поясняющей «табличкой» с соответствующим негативом? Например, в таллинском аэропорту, носящем имя первого Президента ЭР – восстановившей независимость Эстонии?

И курьёз в этом случае, как и с барельефом писателя Смуула, в том, что вопрошая: «Во имя чего эта популистско-трайбалистская свистопляска?», ответ один – только не во имя исторической справедливости, а ради пошлой политической конъюнктуры.

Ясно, что в истории с барельефом Юхана Смуула упёртые в отстаивании русофобии общественно-политические круги Эстонии продемонстрировали своё духовное и культурное тщедушие, вульгарное, недальновидное  восприятие своего места, да и всей Эстонии, в окружающем нас мире. И постыдным памятником этому «атавизму» дремучей нецивилизованности стала как раз только что дополнительно установленная инфодоска о «тёмном прошлом» народного писателя.

Мне сдаётся, что принципиальным для эстонских борцов с «красным» прошлым было бы удаление этой дополнительной инфодоски или устранение её вместе с барельефом, как в последнее время зачищают  другие «красные» памятники и захоронения.

Пользуясь случаем хочется обратиться к русофобствующим этнократам: хватит тянуть резину с воплощением идеи, ставшей чуть ли не национальной – «борьбы с русским медведем», при этом задевая национальные чувства русских жителей Эстонии, причиняя им душевную боль. Почему русофобы не удовлетворяют свои аппетиты разом, тотально уничтожив всякую память о советском и русском прошлом, запретить всё русское, в том числе язык, образование, православие и даже русские имена и фамилии, национальность и т.д. Поползновения в этом направлении налицо. Или боязно, учитывая историю? Или политически выгодно причинять эту боль бесконечно?

С другой стороны, даже, если уж так неотвратим перманентный конвейер по тотальной зачистке нашей «красной» исторической памяти, то её уровень (особенно форма) всё равно не должен был бы опускаться ниже плинтуса. Чтобы не позориться перед миром, но, главное – перед потомками. Мне кажется, что об этом должно предупредить наши власти и весь политикум, ибо борьба с прошлым, тем более вульгарная, так или иначе наносит вред имиджу Эстонии, пусть даже с отложенном во времени. Не исключаю, что такое предупреждение о рисках уже сделано, как это  было перед «Бронзовыми ночами». Ведь речь идёт не только о внешней (улица), но и внутренней (в душх людей) стабильности, безопасности в обществе и государстве, что и без того уже поколеблено общемировым кризисом.

Пока не поздно, нашим политикам надо понять, что жить только сегодняшним днём, да ещё и за счёт «дешёвых» приёмов, не очень-то и перспективно. Так,  советская власть уничтожила практически все памятники героям Освободительной войны, но прошло время и сегодня они восстановлены в первозданном виде. Потому что народную память вытравить трудно. Как поведала одна эстонка – близкая к нашей семье, она учила в советской время историю Эстонии по двум учебникам – советскому и довоенному.

Мёртвые сраму не имут

Война с памятниками, то есть, с самой историей, может стать пагубной в будущем. Не удивлюсь, если когда-нибудь в Эстонии осудят и проклянут эстонских топ-политиков, осуществивших в 90-е годы реформу собственности, когда в результате «внутренней депортации» (возвращения жилья бывшим, довоенным владельцам) на улицу были выброшены около 80 тысяч жителей без предоставления властями вообще какого-либо или равноценного жилья. И что очень важно: жертвами стали в основном эстонцы! Это – в восстановившей независимость Эстонии без «руки Москвы»!

Сдаётся, что уничтожение на государственном уровне советских («красных») памятников, как и акция Союза писателей Эстонии, не удостоенная даже обсуждения нашей национальной интеллигенцией, отдалённо напоминает в миниатюре копию американского движения Black Lives Matter («Жизни чёрных имеют значение»).

Это – общественное движение, которое не просто осуждает расизм и насилие против темнокожих, а требует задним числом реальной, но, увы, по сути вульгарной сатисфакции за историческую несправедливость, несмотря на то, что она имела место. К примеру, это – вставание белых (потомков рабовладельцев и колонизаторов) перед чернокожими на одно колено, целование их обуви с извинениями за своих «бледнолицых» предков, наконец, снос памятников таким историческим личностям США, как «отцам основателям» и заодно, как теперь признаётся, расистам Вашингтону и Джефферсону, из-за их «противоречивого» прошлого. Даже Колумбу, открывшему американский континент, досталось на орехи.

Дать объективную, справедливую оценку истории можно и нужно, но не политизировать её до безумия, не доводить до абсурда, выказывая бескультурье и бездуховность. Убедительно на этот счёт высказался выдающийся советский диссидент, антисталинист и коммунист (!), русский мыслитель Александр Зиновьев: «Мёртвые не могут быть врагами честного человека, они могут быть предметом только анализа» (из его беседы о Сталине с журналистом Артёмом Боровиком в 1993 году в телепередаче «Школа здравого смысла»).

И всё же теплится надежда, что у нас в Эстонии найдутся здравомыслящие политики и авторитеты общественного мнения, которые сумеют приостановить завершение войны с памятниками. Как сказано выше, такую попытку предпринял год назад Президент ЭР Алар Карис. Вот как он объяснил свой отказ провозгласить упомянутый выше закон, запрещающий «чуждые» в эстонском общественно-культурном пространстве советские памятники: «Принцип правовой ясности требует, чтобы закон был достаточно ясным и понятным, чтобы каждый мог предвидеть действия государства и соответствующим образом скорректировать свои действия».

Не Бог весть, какой заслон, но в наше время смелая попытка урезонить любителей политической «малины». И это – во имя торжества, хотя бы в будущем, законности и общественно-политической стабильности в государстве.

Димитрий Кленский,

журналист

Таллин, 8-17 февраля 2024

http://narod.ee